Становление государственного суверенитета. Урок истории Беларуси в 9-м классе

- 11:12II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Одна из задач урока – формирование представления учащихся об основных этапах становления и оформления государственного суверенитета Республики Беларусь.

Вероника СЕЛИЦКАЯ,
учитель истории
ГУО «Лойковская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цели: проследить последовательность становления государственного суверенитета Республики Беларусь.

Задачи:

– формировать представление учащихся об основных этапах становления и оформления государственного суверенитета Республики Беларусь;

– организовать деятельность учащихся по развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления и события;

– обеспечивать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, составлять и объяснять логические цепочки с опорой на текст учебного пособия, иллюстрации.

– содействовать развитию чувства гордости за историческое прошлое белорусского народа.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I Организационный момент

 

II Проверка домашнего задания

Метод загадочной картинки («Студенты», Валентий Волков)

– Кто изображен на картине?

– Чем занимаются студенты?

– Какую проблему в образовании послевоенного периода белорусский художник показал на картине?

– Расскажите, какие еще существовали проблемы в образовании послевоенного периода?

Вопросы из сундука «Узнай историческую личность»

1. Писатель, кинематографист, общественный деятель, ключевой темой его произведений стала Великая Отечественная война. По его произведениям «Хатынская повесть» и «Каратели» была снята кинолента «Иди и смотри». (Адамович)

2. Первый белорусский летчик-космонавт СССР, совершивший три космических полета, ставший дважды Героем Советского Союза. (Коваленок)

3. Народный писатель БССР, автор партизанского романа «Глубокое течение», отразил проблемы Чернобыля в романе «Злая звезда». (Шамякин)

4. Народный художник СССР и Беларуси, автор циклов картин «Цифры на сердце» и «Беларусь партизанская». (Савицкий)

5. Народный писатель Беларуси, автор произведений «Знак беды», «Журавлиный крик» и «Альпийская баллада». (Быков)

6. Автор «Полесской хроники» – «Люди на болоте», «Дыхание грозы» и «Метели, декабрь». Трилогия является гимном белорусскому народу и размышлением над его историей. (Мележ)

7. Писатель, сценарист, учитель, автор романа «Колосья под серпом твоим». Множество его работ написано в жанре исторического детектива, например, «Черный замок Ольшанский». (Короткевич)

8. Кинорежиссер, народный артист БССР и СССР, снял 25 фильмов. Его кинолента «Через кладбище» вошла в 100 лучших фильмов о Второй мировой войне. (Туров)

– Ребята, как вы думаете, почему так много произведений этого периода было посвящено именно теме Великой Отечественной войны?

 

III Целемотивационный этап

Тема сегодняшнего урока: «Становление государственного суверенитета».

– Почему эта тема является одной из самых важных в истории Беларуси?

 

IV Актуализация знаний и умений

– БССР входила в состав какого государства?

– Когда был создан Советский Союз?

– Сколько было союзных республик?

– С чьим именем связан процесс перестройки?

– Охарактеризуйте период перестройки.

 

V Изучение новой темы

– Во второй половине 1980 годов процесс перестройки привел к возникновению и развитию в СССР мощных национальных движений. Республики Советского Союза, согласно Конституции СССР, провозглашались равноправными и независимыми. Однако реальной независимостью они не обладали.

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют хронологическую таблицу (в карточках).

Дата

Утверждение документа

 

«Декларация о государственном суверенитете БССР»

 

Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР»

 

Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР»

 

Утверждение названия «Республика Беларусь» и государственной символики

 

Закон «О гражданстве Республики Беларусь»

 

– 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. Ознакомьтесь с отрывком исторического документа на с. 136 учебника. Ответьте на предложенные вопросы:

– Определите, в чем заключался государственный суверенитет БССР.
– Кто, согласно Декларации, провозглашался носителем суверенитета и единственным источником власти?

– Сделайте вывод о том, что такое суверенитет.

– В декларации БССР провозглашалась суверенным государством. Несмотря на это Беларусь оставалась сторонницей нового Союзного договора. И участвовала в переговорах о нем с другими союзными республиками.

Идею сохранения СССР как обновленной федерации поддержало большинство граждан БССР на референдуме в марте 1991 года.

– Из курса обществоведения вспомните определение понятия «референдум».

– 25 августа 1991 года был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики».

26 августа Верховный Совет БССР принял Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». С этого времени прямое вмешательство союзной власти в деятельность республики прекратилось.

Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года принял решение об изменении названия «Белорусская ССР» на «Республика Беларусь», в сокращенном варианте – Беларусь.

8 октября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О гражданстве Республики Беларусь».

– Запишите определение понятия «гражданство».

– Прочитайте самостоятельно пункт 2 параграфа. Определите значение Беловежских соглашений в истории.

1) Беловежские соглашения – это…

2) Когда состоялись Беловежские соглашения?

3) Какие государства участвовали в подписании соглашений?

4) Какая организация была создана на постсоветском пространстве?

5) Расшифруйте аббревиатуру.

6) Сделайте вывод о значении Беловежских соглашений в истории.

 

Физкультминутка

– Разомните шею: наклоните голову вправо-влево, назад-вперед. Повторите упражнение три раза. Теперь снимем напряжение глаз, каждое упражнение повторите десять раз. Нарисуйте глазами восьмерку. Глазами влево-вправо, вверх-вниз. Быстро-быстро поморгали. Сильно зажмурили и открыли глаза. Продолжим работу.

 

– Ключевое значение для закрепления суверенитета республики имело принятие Основного Закона государства.

– Когда отмечается День Конституции? Из каких частей состоит Конституция?

Согласно Конституции, Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством.

– Вспомните из курса обществоведения, чем характеризуются эти понятия (унитарное демократическое социальное правовое государство).

– В 1994 году состоялись первые президентские выборы. Первым Президентом Республики Беларусь был избран Александр Григорьевич Лукашенко.

 

Учащиеся выступают с предварительно подготовленными сообщениями «Биография А.Г.Лукашенко».

 

Вопросы учащимся:

– Если бы вам довелось брать интервью у президента, что бы спросили?

– Используя таблицу со статистическим данными определите, какие вопросы были вынесены на референдум? Какие решения приняты?

 

Результаты референдума 14 мая 1995 г.

Вопросы, вынесенные на референдум

% «за»

% «против»

1. «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?»

83,3 %

12,7 %

2. «Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?»

75,1%

20, 47%

3. «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?»

83, %

12,5%

4. «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?»

77,7%

17,8%

 

– Изучите статью на национальном правовом портале: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/mart/73437/ (можно предложить QR-код для сканирования), определите вопросы референдума и итоги проведенных референдумов в Республике Беларусь.

По результатам референдума была принята новая символика – герб и флаг.

– Какие изменения в изображении герба были приняты в 2021 году?

– В независимой Республике Беларусь в 1995 году были утверждены новые награды – медаль Героя Беларуси, орден Отечества 1-й степени, Орден Ф.Скорины.

Несомненно, самой значимой наградой является звание Героя Беларуси. Оно присваивается за исключительные заслуги перед государством и обществом, связанные с подвигом, совершённым во имя свободы, независимости и процветания Беларуси. Это как воинская, так и трудовая награда. Первым Героем Республики Беларусь стал Владимир Николаевич Карват. На сегодняшний день это звание носят 13 человек.

 

VI Закрепление изученного материала

1. Почему суверенитет так важен для государства?

2. Дополните ленту времени на доске.

3. Какую из дат, по вашему мнению, можно считать датой создания Республики Беларусь, ее своеобразным днем рождения?

4. Работа с биографией исторической личности: За что В.Н.Карват был удостоен звания Герой Беларуси?

Биография В.Н.Карвата

Владимир Николаевич Карват родился в Бресте 28 ноября 1958 года. Закончил высшее военно-авиационное училище летчиков. В 1994 года принял присягу и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61 авиабазы в Барановичах.

Ночью 23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват совершал учебный полет на самолете Су-27. Вскоре после начала полета датчики самолета начали выдавать информацию о нарушении работы гидросистемы. Карват получил приказ возвращаться на базу и немедленно развернулся. Но вскоре Су-27 стал практически неуправляемым. Владимир Карват доложил об этом на землю и получил немедленный ответ – катапультироваться. Но на пути самолета находились населенные пункты. И в 22 часа 54 минуты самолет, с так и не катапультировавшимся пилотом, рухнул на землю в поле. Пожарные прибыли на место катастрофы 20 минут спустя, но спасти летчика уже не смогли. По расшифрованным данным «черного ящика» стало понятно, что Карват до последнего держал ручку управления и пытался отвести угрозу от деревень.

5. За что В.Н.Карват был удостоен звания Герой Беларуси?

6. Какие моральные качества летчика вы можете отметить?

 

VII Домашнее задание

Параграф 27, задание 6.

 

VIII Подведение итогов урока

 

IX Рефлексия

Прикрепите ладошки красного и зеленого цвета на доску. Красный – если было интересно и все понятно; зеленый – если тему нужно доработать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий