Воскресенье, 7 декабря, 2025

Методическая копилка для профессионального роста педагогов

Sample Category Title

Подробнее

    Урок асноў бяспекі жыццядзейнасці па тэме “Небяспека выкарыстання агню і піратэхнічных вырабаў пры правядзенні святочных мерапрыемстваў”  (3 клас)

    З набліжэннем навагодніх свят важна нагадаць дзецям пра небяспекі, якія ўтойваюць у сабе ўсе піратэхнічныя сродкі. Дадзены канспект можа быць выкарыстаны на ўроку па асновах бяспекі жыццядзейнасці (праграмай прадугледжаны ўрок у канцы другой чвэрці ў раздзеле “Засцярога ад надзвычайных сітуацый. Пажарная бяспека”), на выхаваўчых гадзінах.

    Олимпиадные задания по русскому языку и литературе (6-й класс). Разделы «Лексика» и «Фразеология»

    Задания для учащихся 6-го класса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» по разделам «Лексика» и «Фразеология» разработаны в помощь педагогам при подготовке учащихся к областной предметной олимпиаде. Выполнение этих заданий способствует расширению словарного запаса учащихся, обогащению речи, развитию умения работать с языком и повышению культуры речи. Могут быть использованы при проведении учебных и факультативных занятий.

    Урок матэматыкі па тэме “Складанне і адніманне ў межах 7 на практычнай аснове” (1 клас)

    0
    Падчас урока вучні замацуюць веды па тэме “Складанне і адніманне ў межах 7 на практычнай аснове”. Дыдактычныя матэрыялы, элементы творчасці дапамогуць вырашыць гэтую задачу цікава і нязмушаа. Плануецца, што ў канцы ўрока вучні будуць умець выконваць арыфметычныя дзеянні з лікамі ў межах 7.

    Классный час «По страницам экологии» (7 класс)

    Классный час представляет собой занятие-путешествие, основанное на экологических знаниях. Мероприятие направлено на формирование представлений учащихся об экологических законах, осознание своей ответственности за сохранение природы.

    Комплекс практыкаванняў для працы над пераказам пры падрыхтоўцы да выніковай атэстацыі па беларускай мове ў 9 класе

    Пры падрыхтоўцы вучняў 9-ых класаў да выпускнога экзамену ў форме пераказу важна захоўваць сістэмнасць і рэгулярнасць падрыхтоўкі. У якасці рабочага матэрыялу варта выкарыстоўваць зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. Кожны тэкст рэкамендавана прааналізаваць на ўзроўні разумення сэнсу і яго інтэрпрэтацыі, лексікі, арфаграфіі, сінтаксісу і пунктуацыі. Прапануем выкарыстоўваць метадычны інструмент “рабочы ліст” і разгледзець комплекс практыкаванняў для падрыхтоўкі да пераказу на прыкладзе экзаменацыйных тэкстаў “Вавёрчына зброя”, “Званы Хатыні”, “Экзамены”.

    Подгрупповое занятие по образовательной области «Развитие речи» с воспитанниками средней специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

    0
    данном материале предложен конспект подгруппового занятия по образовательной области «Развитие речи» с воспитанниками средней специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Предложенная система занятия включает воздействие не только на речевую сферу, но и на формирование умения безопасного поведения на прогулке. Данный материал может быть полезен учителям-дефектологам учреждения дошкольного образования, а также воспитателям дошкольного образования.

    «ФУ-ГРА: добываю-применяю»: мастер-класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках истории

    Уроки истории обладают уникальным потенциалом для формирования функциональной грамотности, так как учащиеся работают с интерпретациями, анализом источников и культурными кодами. Однако на практике этот ресурс может остаться нераскрытым в условиях преобладания репродуктивных методов обучения. Мастер-класс носит практико-ориентированный характер и направлен на преобразование роли педагога из транслятора информации в организатора исследовательской деятельности.

    Сюжетно-игровая программа для младшего школьного возраста «Приключения Лошадки Звёздочки в новогоднем лесу»

    В период новогодних праздников особенно важно создание позитивной, волшебной атмосферы для детей. Сюжетно-игровая программа «Приключения Лошадки Звёздочки в новогоднем лесу» направлена на организацию досуга, развитие творческих способностей, формирование позитивных моральных качеств и популяризацию новогодних традиций. Предложенный формат обеспечивает активное вовлечение детей в действие, превращая их из пассивных зрителей в активных участников, что способствует более глубокому восприятию и запоминанию информации.

    Сценарий новогодней сюжетно-игровой программы для младшего школьного возраста «Приключения в Снежном королевстве»

    Сценарий «Приключения в Снежном королевстве» представляет собой яркое и динамичное путешествие в мир зимнего волшебства, наполненного юмором и уроками доброты, что делает программу не только развлекательной, но и поучительной. Сценарий построен по классической трехактной структуре: вступление с завязкой (потеря детских писем с новогодними просьбами и пожеланиями), развитие конфликта (поиски писем и спасение праздника), кульминация и финал с торжественным появлением главного героя – Деда Мороза. Сценарий отлично подойдёт для школьного утренника. Его легко адаптировать под конкретную аудиторию и юных актеров.

    «Осенний креатив под семейным зонтом»: районный конкурс-фестиваль в рамках Недели родительской любви

    Среди осенних праздников, украшающих наш календарь, особое место занимает Неделя родительской любви, как напоминание нам о простой и важной истине: лучший подарок для родных – это время, проведённое вместе. Сценарий районного конкурса-фестиваля направлен на организацию совместного семейного досуга учащихся и родителей. Сценарий предназначен для мероприятия районного масштаба, но также может быть использован в учреждениях образования.

    «Дружба и доброта – счастья два крыла»: игровое занятие с детьми старшей группы (5 – 6 лет)

    Тему здоровья и эмоционального интеллекта (ЭИ) объединяет тот факт, что высокий уровень ЭИ положительно влияет на физическое и психическое здоровье человека. Занятие помогает детям осознать, как позитивные эмоции помогают дружить и общаться без конфликтов. В игровой форме дети учатся распознавать свои эмоции и находить способы управлять ими, чтобы сохранить добрые отношения с окружающими. Занятие может проводиться в рамках Дня здоровья.

    Воспитательное мероприятие ко Всемирному дню борьбы со СПИДом «Невидимая грань» (9-11 классы)

    Сценарий воспитательного мероприятия «Невидимая грань» разработан с целью формирования у старшеклассников ответственной гражданской позиции по отношению к собственному здоровью, преодоления стигмы в вопросах ВИЧ/СПИДа, а также развития навыков критического мышления для оценки рисков в различных жизненных ситуациях. Мероприятие построено на последовательном погружении в проблематику через интерактивные формы работы. Особое внимание уделяется созданию безопасной атмосферы для диалога, где доминируют знания, а не предрассудки.

    «Путешествие в Беловежскую пущу»: занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»в старшей группе (5 –7 лет)

    Занятие-путешествие – один из любимых видов занятий у детей. После прочтения и обсуждения серии авторских экологических рассказов «Путешествие Капельки» дети вместе с полюбившимся персонажем совершают виртуальное путешествие в Беловежскую пущу. Через игру малыши активно вовлекаются в образовательный процесс, взаимодействуя друг с другом. Занятие-путешествие помогает им закрепить полученные знания и погрузиться в атмосферу лесного мира.

    «Увлекательное осеннее путешествие»: занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для старшей группы (5-6 лет)

    Представьте себе мир, где каждое новое слово – это ключ к удивительным приключениям, а каждая буква – это волшебный символ, открывающий двери в страну сказок и знаний. Именно таким мир становится для детей дошкольного возраста, когда подготовка к обучению грамоте происходит в игровой форме. Это не просто "забава", это мощный и эффективный инструмент, который помогает подготовиться к школе и полюбить процесс познания.

    «Поговорим о музыке всерьёз»: родительское собрание в творческом клубе «Музыкальный салон» (с родителями дошкольников младшей группы)

    Родительское собрание в форме заседания в творческом клубе объединяет родителей и музыкального руководителя для обсуждения вопросов воспитания и развития детей в непринужденной обстановке. Отличительными особенностями этой формы работы являются открытость, взаимодействие и возможность родителей высказать своё мнение. Это помогает сделать педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей, более продуктивным.

    Мастер-класс «AI да урок! или Использование ИИ для подготовки и проведения учебного занятия по иностранному языку»

    Актуальность представленного мастер-класса обусловлена необходимостью подготовки учителей к эффективному использованию ИИ как инструмента повышения качества, индивидуализации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс при изучении английского языка. Новизна разработки состоит в практической интеграции современных ИИ-технологий на всех этапах подготовки и проведения уроков: от создания текстов и диалогов до визуализации материалов и организации устной практики.

    Урок математики по теме «Одночлен. Стандартный вид одночлена. Действия с одночленами» (7 класс)

    Урок-путешествие по «Золотому кольцу» Гродненщины для закрепления изученного материала по теме «Одночлен. Действия с одночленами» объединяет математику и краеведение. С одной стороны, учащиеся закрепляют знания по теме, учатся применять их в практических заданиях, что формирует прочные навыки и уверенность в работе с алгебраическим материалом. С другой стороны, знакомятся с культурным наследием родного края, что содействует воспитанию чувства патриотизма, развитию познавательного интереса и расширению кругозора.

    Тэставыя заданні па тэме “Лексічныя нормы беларускай мовы. Паронімы” для падрыхтоўкі да ЦЭ і ЦТ па беларускай мове

    Прапанаваныя тэставыя заданні па тэме “Лексічныя нормы беларускай мовы. Паронімы” для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага экзамену па беларускай мове дапамогуць навучэнцам адпрацаваць набытыя веды пра паронімы – словы, якія маюць марфемнае і гукавое падабенства, але адрозніваюцца лексічным значэннем. Дадзеныя заданні можна выкарыстаць як на вучэбных, так і на факультатыўных занятках.

    Урок истории «Османская империя» (7 класс)

    Урок «Османская империя» является первым в разделе «Восточные цивилизации». При изучении темы используются различные формы организации учебной деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная и групповая виды работ). На уроке раскрываются особенности политического, социально-экономического развития Османской империи XVI–XVIII вв.

    Літаратурная КВіЗ-гасцёўня “Да майстэрства – праз творчасць!” (да 95-годдзя з дня нараджэння У. Караткевіча)

    Пазакласнае мерапрыемства падрыхтавана да 95-годдзя з дня нараджэння У. Караткевіча для 5-8 класаў. Вучням прапануецца тэарытычны і практычны матэрыял па жыццёваму і творчаму шляху пісьменніка. Заданні прымяркоўваюць развіццё пазнавальных здольнасцей навучэнцаў.

    Урок працоўнага навучання (тэхнічная праца) па тэме «Графічная дакументацыя на вырабы з тонкаліставога металу» (6 клас)

    Урок накіраваны на фарміраванне ўменняў “чытаць” і выконваць графічную дакументацыю (разгортку) для вырабаў з тонкаліставога металу, развіццё прасторавага ўяўлення і тэхнічнага мыслення. Дадзены ўрок не толькі дае канкрэтныя тэхнічныя веды, але і развівае кагнітыўныя здольнасці вучняў, звязваючы матэматыку і практычную творчасць.

    “Не пакладаючы рук”: трэнажор для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па раздзеле “Фразеалогія”

    Дадзены трэнажор складаецца з 20 заданняў у выглядзе тэстаў, якія  прызначаны для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па раздзеле  “Фразеалогія”. Тэст “Не пакладаючы рук” можна выкарыстоўваць на ўроках беларускай мовы ў профільных 10-х, 11-х класах, а таксама для падрыхтоўкі навучэнцаў да цэнтралізаванага экзамену (цэнтралізаванага тэсціравання), алімпіяды па беларускай мове і літаратуры.

    «Город Гродно – наш родной»: интегрированное занятие по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе (5-6 лет)

    Данное образовательное занятие помогает сформировать представления о достопримечательностях родного города, научить использовать различные типы предложений, развить речь и обогатить словарный запас, а также способствует воспитанию патриотизма и любови к Родине.

    Воспитательное мероприятие «Вместе ПРОТИВ СПИДа! Территория здравого смысла» (8–10 классы)

    Воспитательное мероприятие «Вместе ПРОТИВ СПИДа! Территория здравого смысла» разработано с целью формирования у старшеклассников ответственного отношения к своему здоровью, повышения уровня информированности о ВИЧ/СПИДе, развития навыков безопасного поведения и толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ. Мероприятие включает в себя разнообразные формы работы: знакомство с информационным блоком с презентацией, просмотр видеороликов, интерактивную игру «Миф или правда?», групповую дискуссию и творческое задание. Такая структура позволяет не только донести важную информацию, но и вовлечь учащихся в активное обсуждение, развить критическое мышление и эмпатию.

    Классный час «Мир без границ: уроки уважения и инклюзии» (7 класс)

    Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечается День инвалидов, который привлекает внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также к вопросам их прав, благополучия и интеграции в общество. Классный час в формате интерактивного занятия-дискуссии включает упражнения на развитие эмпатии, визуализацию. Мероприятие направлено на формирование инклюзивной культуры учащихся, повышение осведомленности о том, что люди с инвалидностью имеют ряд физических ограничений, но их способности и таланты безграничны.

    Трэнажор па беларускай мове па раздзеле “Лексіка і фразеалогія”

    Дадзены трэнажор па раздзеле “Лексіка і фразеалогія”, які складаецца з 22 заданняў, можна выкарыстоўваць на ўроках беларускай мовы, факультатыўных занятках, а таксама пры падрыхтоўцы да цэнтралізаванага экзамену і алімпіяды.

    Викторина по немецкому языку по теме «Искусство Беларуси» (8-11-ые классы)

    Материал, представленный в викторине тремя блоками, в тестовой форме знакомит учащихся с художниками родной страны, их творчеством, а также «проводит экскурсию» по Национальному художественному музею Республики Беларусь. Викторину можно использовать при проведении недели немецкого языка, при подготовке к олимпиаде, на внеклассных мероприятиях, а также уроках немецкого языка по теме «Искусство Беларуси».

    Внеклассное мероприятие «Инженерный квест: Профессия, что строит будущее!» (9 класс)

    Представленный сценарий в увлекательной и современной форме решает важнейшие задачи профориентации, способствуя осознанному выбору профессии и развитию у учащихся гибких навыков, необходимых для успеха в любой сфере деятельности.

    «Своя игра «АС Грибоедов» (по биографии А.С. Грибоедова и комедии «Горе от ума»): внеклассное мероприятие

    Мероприятие представляет собой командную интеллектуально-познавательную игру, состоящую из 10 тем. Ответы каждой темы объединяются буквами, составляющими инициалы и фамилию великого русского поэта, дипломата, музыканта А.С. Грибоедова. Темы включают вопросы пяти уровней сложности. Материалы игры можно использовать на завершающем уроке по творчеству А.С. Грибоедова, при подготовке учащихся 9–11 классов к олимпиаде, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель.

    Сцэнарый cвята “Навагоднія прыгоды” для дзяцей сярэдняй групы (4-5 гадоў)

    Новы год – самае чароўнае, радаснае і таямнічае свята для дзяцей. Яны чакаюць яго з нецярпеннем, верачы ў казку і цуд. Прапануем сцэнарый свята, які дапаможа выхавацелям, музычным кіраўнікам арганізаваць і правесці яго незвычайна і цікава.

    «Силуэт человека»: конспект занятия с учащимися с ТМНР (8 класс)

    При формировании у детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии представлений о теле человека возникают трудности как у родителей, так и у специалистов. Автор делится практическим опытом решения данной проблемы на занятиях по образовательной области «Социальная адаптация». Акцент делается на предварительном этапе работы, т.е. развитии у детей с ТМНР восприятия своего тела, его чувствительности.

    Урок информатики «Выполнение практических заданий из различных предметных областей» (9 класс)

    В современном мире вопросы экологии становятся все более актуальными. Информатика, как наука, предоставляет множество инструментов и методов, которые могут быть использованы для решения успешно моделируемых на компьютерах экологических задач. Одним из таких инструментов для анализа и управления данными являются электронные таблицы. Разработка отмечена дипломом победителя III Республиканского конкурса методических материалов «Обучаем. Продвигаем. Действуем» в номинации «Учебное занятие».

    Математический тренажер по теме «Квадратичная функция (Нахождение вершины параболы)» (8 класс)

    0
    Математический тренажер разработан для повышения уровня владения навыками работы с квадратичной функцией. Его основная цель – закрепление умения находить координаты вершины параболы, представленной уравнениями вида y = ax2 + bx + c, y = a(x – m )2 + n. Тренажер состоит из двух равнозначных вариантов по 10 заданий каждый.

    «Моя Родина – Беларусь»: игра-путешествие в группе продленного дня (2 класс)

    Занятие направлено на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование национального самосознания. В игровой форме младшие школьники расширяют представления о Беларуси, закрепляют знания о государственной символике, развивают коммуникативные навыки и умение работать в команде.

    Математический тренажер по теме «Коэффициенты и дискриминант квадратного уравнения» (8 класс)

    0
    Математический тренажёр «Коэффициенты и дискриминант квадратного уравнения» разработан для закрепления знаний по теме квадратных уравнений. Цель тренажёра – помочь учащимся оттачивать навыки выделения коэффициентов из уравнения и расчёта его дискриминанта. Тренажёр предусматривает работу с уравнениями, заданными как с целыми, так и с дробными коэффициентами, что позволяет всесторонне изучать структуру квадратного уравнения.

    Урок беларускай мовы “Віды сінтаксічнай сувязі слоў у словазлучэнні: дапасаванне, кіраванне, прымыканне” (8 клас)

    На ўроках беларускай мовы мэтазгодна выкарыстоўваць практыкаванні, накіраваныя на развіццё ўменняў, звязаных з успрыманнем і засваеннем вучэбнай інфармацыі, а таксама ўменняў вызначаць задачы сваёй працы і ўменняў рабіць вывады. З гэтай мэтай настаўнік пры планаванні ўрока павінен ўключаць заданні ў самых розных формах: звязныя тэксты, абагульняльныя табліцы, розныя віды схем, розныя віды планаў, выказванні аб мове, лінгвістычныя задачы і інш.

    Нормы беларускай літаратурнай мовы: тэставыя заданні

    Дадзены трэнажор складаецца з 20 заданняў у выглядзе тэстаў, якія  прызначаны для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па тэме “Нормы беларускай літаратурнай мовы”. Матэрыял можна выкарыстоўваць на ўроках беларускай мовы, факультатыўных занятках, а таксама для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага экзамену (цэнтралізаванага тэсціравання).

    «Как помочь учащемуся стать внимательным»: семинар-практикум для учителей начальных классов

    По образному выражению К. Д. Ушинского, внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, ни о мышлении, ни о каких других процессах не может быть и речи. Поэтому и любое обучение начинается, прежде всего, с внимания. Педагогу важно научить учащихся руководить собственным вниманием особенно в учебной деятельности. Предложенные материалы поспособствуют в решении вышеуказанных проблем.

    «Знакомство с профессией фермера»: занятие по образовательной области «Ребенок и общество» с использованием технологии визуализации в старшей группе (5–6 лет)

    На занятии дети познакомятся с профессией фермера, узнают о месте, орудиях и результатах его труда. Составление интеллект-карты, опора на наглядность и моделирование помогают детям легче запомнить новую информацию, проникнуться уважением к сельскохозяйственным профессиям и осознать огромную важность труда аграриев. Опыт представлен в виде технологической карты, что позволяет максимально детализировать содержание занятия с учетом деятельностного подхода в обучении.

    Онлайн-викторина «Юридический квест» (9 – 11 классы)

    0
    Педагогическая идея познавательной интерактивной игры заключается в стимуляции аналитических навыков, развитии умений решения конкретных задач и повышении уровня правовых знаний о законодательной системе Республики Беларусь. Викторина включает в себя несколько туров, каждый из которых содержит задания и вопросы. Онлайн-версия игры доступна для просмотра на любых устройствах, что делает ее удобной в использовании для учащихся и педагогов.

    Викторина по математике «Лакомые задачки» (7 класс)

    Викторина по математике «Лакомые задачки» направлена на развитие логического мышления и творческого подхода к решению различных математических задач. Учащиеся смогут проверить свои знания, проявить смекалку и внимание, решая увлекательные и нестандартные задания. Викторина способствует формированию интереса к математике и укреплению учебных навыков в дружеской и соревновательной атмосфере.

    Групповое развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дети идут в школу»

    Разработка направлена на активизацию детского творчества и познания. Занимательный игровой материал, применение технологии визуализации помогают сформировать у дошкольников положительный настрой к занятиям, способствуют вовлеченности во взаимодействие.

    Краеведческий компонент на уроках математики (5 –7 классы)

    Что общего у математики и краеведения? На первый взгляд, это две разные по своему содержанию науки. В то же время краеведение и математика тесно связаны между собой. С одной стороны, с помощью математики, а именно числовых данных, краеведческий материал становится более точным и доступным. С другой стороны, краеведение помогает изучать числовые закономерности, свойства чисел, формулы в «привязке» исторических, географических особенностей своего родного края к учебному материалу. Опыт показывает, что использование краеведческого материала на уроках математики способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению качества знаний учащихся по предмету, помогает создать условия для формирования личности гражданина-патриота.

    «Собери Беларусь в своем сердце»: интерактивно-творческая игра для педагогов дошкольного образования

    Интерактивно-творческая игра «Собери Беларусь в своем сердце» является практико-ориентированной формой методической работы, направленной на развитие профессионально-личностных качеств педагогов и формирование устойчивой гражданской позиции. Структура игры позволяет интегрировать образовательные, воспитательные и коммуникативные задачи. Представленный опыт демонстрирует возможности инновационного подхода к методической работе с педагогами и может стать основой для дальнейшего внедрения игровых технологий в образовательный процесс.

    Семинар-практикум «Стресс в профессиональной деятельности педагога»

    В рамках семинара-практикума рассматривается ряд вопросов, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья педагогов, профилактики эмоционального выгорания, формирование психологической устойчивости и мотивации к личностному самосовершенствованию.

    Урок беларускай мовы па тэме “ Зацвярдзелыя зычныя гукі” (2 клас)

    Распрацоўка скіравана на фарміраванне ў вучняў моўных кампетэнцый, развіццё цікавасці да вывучэння роднай мовы, выхаванне патрыятычных пачуццяў, пашырэнне ўяўленняў аб прафесіях. У ходзе заняткаў прымяняюцца славесныя, наглядныя і практычныя метады навучання. Матэрыял можа быць выкарыстаны пры вывучэнні новай тэмы.

    Урок русского языка по теме «Обучающее сочинениепо картине С. Жуковского «Иней» (с использованием возможностей искусственного интеллекта, 5 класс)

    Одна из необходимых компетенций, которыми должен владеть будущий выпускник школы, – умение правильно использовать возможности искусственного интеллекта, давать оценку продуктам, созданным с его помощью. План-конспект учебного занятия (2 академических часа) по написанию сочинения по картине основан на традиционной методике, к которой добавляются два этапа с использованием технологий ИИ: создание изображений с помощью ИИ и анализ текстов, созданных ИИ.

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Десять заповедей – нравственный закон для человека» (4–6 классы)

    Занятие помогает учащимся осознать, что Десять заповедей – это не просто древний свод правил, а актуальная система ценностей, помогающая строить гармоничные отношения с самим собой и другими людьми. Побуждает к дискуссиям на духовно-нравственные темы (например, что такое ложь? что значит почитать родителей?). Занятие направлено на воспитание человека мыслящего, нравственного, умеющего гармонично жить среди людей.

    Тематический час в рамках проекта «ШАГ» для 8-11 классов «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – чтить законы своего государства и брать на себя ответственность...

    Материалы подготовлены в соответствии с тематикой и структурой проекта «ШАГ», отражают активную гражданскую позицию учащихся и содержат уникальные элементы, которые могут быть использованы другими учреждениями образования.

    Урок математики по теме «Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению» (3 класс)

    В занятие включены задачи на развитие логики, умение действовать по алгоритму, а также применение нестандартных подходов к решению проблемы. Каждый этап занятия постепенно знакомит с принципами выборов, расширяет словарный запас, позволяет получить новые знания.

    Квест-игра «Космические приключения» (1-2 классы)

    Данное мероприятие могут использовать в начальной школе классные руководители, педагоги дополнительного образования для формирования познавательного интереса к космонавтике, развития у младших школьников когнитивной активности, любознательности и творческого мышления, а также воспитания гордости за свою страну.

    Тэматычны трэнажор па пунктуацыі для падрыхтоўкі да ЦЭ па беларускай мове (паводле твораў Уладзіміра Караткевіча)

    Распрацаваны тэставы трэнажор па пунктуацыі можа быць выкарыстаны на ўроках беларускай мовы з мэтай праверкі і замацавання ведаў вучняў на пэўным этапе ўрока ці па тэме, раздзеле, пры правядзенні вынікаў за чвэрць ці навучальны год, пры падрыхтоўцы да цэнтралізаванага экзамену.

    «Ганаруся табою, мая Беларусь!»: сцэнарый выхаваўчага мерапрыемства ў шосты школьны дзень (5 – 9 класы)

    Мерапрыемства па грамадзянска-патрыятычнаму выхаванню праводзіцца ў шосты школьны дзень (Дзень патрыёта), у аздараўленчым лагеры з дзённым знаходжаннем. Сцэнарый можа быць прыўрочаны да дзяржаўных свят і памятных дат. Мерапрыемства ўключае Хвіліну маўчання ў знак памяці і павагі да гераічнага мінулага беларускага народа. Абавязковымі з'яўляюцца зварот да дзяржаўных сімвалаў, выкананне Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь.

    Интерактивный воркшоп к Неделе родительской любви «Строй семью как храм»

    Строительство семьи начинается с работы над собой. Чтобы в будущем построить храм своей семьи, нужно уже сейчас становиться тем человеком, на которого можно положиться, который умеет любить, прощать, нести ответственность. На формирование ценностного и ответственного отношения к семье через осознание роли общих ценностей и направлено данное занятие.

    Урок русской литературы по теме «Сказка «Снежная королева» в разных произведениях искусства» (5 класс)

    Урок направлен на знакомство учащихся с интерпретацией художественного произведения в различных видах искусства. На примере сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» школьники проанализируют, как одна и та же история раскрывается через литературу, живопись, мультипликацию и кинематограф. Урок способствует развитию критического мышления и эстетического вкуса.

    Урок біялогіі па тэме “Агульная характарыстыка грыбоў. Шапачкавыя грыбы і іх разнастайнасць” (7 клас)

    Урок накіраваны на развіццё крытычнага мыслення, уменняў аналізу і сінтэзу інфармацыі, фарміраванне экалагічнай культуры і асноў бяспечных паводзін, а таксама на знаёмства з разнастайнасцю і значэннем грыбоў у прыродзе.

    Стымулюючыя заняткі па беларускай мове для вучняў 10-11 класаў

    Прапанаваны матэрыял можа быць выкарыстаны настаўнікамі пры падрыхтоўцы да ЦЭ і да алімпіяды па беларускай мове. Вучні змогуць паўтарыць і замацаваць веды па тэме “Спосабы ўтварэння слоў”, паразважаць над паняццямі “шчасце”, “шчаслівы чалавек”, супаставіць сваё ўяўленне пра шчасце з уяўленнямі вядомых паэтаў, філосафаў свету. Стымулюючыя заняткі будуць спрыяць абуджэнню ў старшакласнікаў цікавасці да асноўных пытанняў чалавечага быцця, жадання імкнуцца да сапраўдных каштоўнасцей.

    Тренажер для подготовки к ЦЭ/ЦТ по немецкому языку. Часть В

    Тренажер для подготовки к ЦЭ/ЦТ по немецкому языку. Часть В. Данный тренажер содержит задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова.

    Трэнажор для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па раздзеле “Арфаграфія”

    Дадзены трэнажор складаецца з 20 заданняў у выглядзе тэстаў, якія  прызначаны для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па раздзеле “АРФАГРАФІЯ”. Матэрыял можна выкарыстоўваць на ўроках беларускай мовы, факультатыўных занятках, а таксама для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага экзамену (цэнтралізаванага тэсціравання).

    Сценарий праздничного концерта «Симфония Великой Победы!»

    9 Мая – это больше чем праздник. Это память! Это слезы радости и гордости! Мы всегда будем помнить о самом главном: о цене Победы, о силе человеческого духа и о том, почему так важно беречь мир. Наши сердца в этот день бьются в унисон под мелодии военных лет! Предлагаем вашему вниманию сценарий праздничного концерта «Симфония Великой Победы», который состоялся 8 мая 2025 года в cредней школе № 207 г. Минска имени Героя Беларуси Митрополита Филарета.

    Игра-путешествие «Думай, решай, считай» (3–4 классы): развитие финансовой грамотности учащихся

    Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где дети учатся не только получать знания, но и применять их в жизни. Одна из составляющих функциональной грамотности – финансовая грамотность. Предлагаемое вашему вниманию внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Думай, считай, решай» как раз направлено на формирование финансовой грамотности. Оно проводится в форме игры-путешествия. В ходе мероприятия предусматривается смена деятельности, использование занимательного материала, опора на личный опыт детей.

    Методический практикум «Применение кроссенса как способа визуализации учебной информации»

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в области визуализации учебного материала предполагает освоение ими различных приемов, средств и технологий, которые позволяют представлять информацию в зрительной форме для лучшего восприятия и анализа учениками. Кроссенс — это один из способов визуализации учебной информации. Применение кроссенса развивает критическое мышление, помогает лучше запомнить материал, формирует навыки анализа и аргументации, а также стимулирует креативность у обучающихся. 

    Свята “Дзяржаўныя сімвалы маёй Радзімы” для дзяцей старшай групы (5–7 гадоў)

    Дзеці дашкольнага ўзросту павінны ведаць і паважаць дзяржаўную сімволіку сваёй краіны. Прадстаўлены сцэнарый можа быць выкарыстаны педагогамі для правядзення свята Дзяржаўнага сцяга, Дзяржаўнага герба і Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь.

    Интерактивный плакат «Моя будущая профессия»: внеклассное мероприятие (8 – 11 классы)

    Интерактивный плакат обеспечивает высокое качество наглядности и ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся. К тому же является эффективным инструментом для профориентации, сочетая образовательные цели с увлекательным форматом. Помогает учащимся в игровой форме более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, лучше усвоить информацию и понять, какие профессии соответствуют их интересам, способностям, а также получить поддержку в выборе будущей профессиональной траектории.

    Районное торжественное мероприятие «День учителя – 2025»

    В первое воскресенье октября в Беларуси отмечают День учителя. В этот день педагоги принимают слова благодарности за свой труд, терпение и мудрость. Сценарий, предлагаемый вашему вниманию, подготовлен для мероприятия районного масштаба. Однако данный сценарий можно трансформировать и для праздника, ориентированного на коллектив одной школы.

    «7 чудес Щучинщины»: тематическое занятие по обучающей программе «Я. Моя семья. Моя Родина» (5–7 классы)

    Игра-путешествие «7 чудес Щучинщины» — это интерактивное краеведческое мероприятие, направленное на знакомство с культурными, историческими и природными достопримечательностями региона. Участники в игровой форме изучают уникальные объекты Щучинского района, выполняют задания, развивают исследовательские навыки.  

    «Вода – источник жизни на планете»: внеклассное мероприятие (3 – 4 классы)

    В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с основными аспектами охраны окружающей среды. Сценарий направлен на формирование осознания детьми важности чистой воды для здоровья человека и экосистемы. Методическая разработка отмечена дипломом победителя в III Республиканском конкурсе методических материалов «Обучаем. Продвигаем. Действуем» в номинации «Внеклассное мероприятие».

    Интегрированное занятие по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Художественная литература» для детей второй младшей группы (3-4 года)

    Данное образовательное занятие направлено на формирование у детей навыков пожарной безопасности, понимания опасности игр с огнем и представлений об огнеопасных предметах. Через русскую народную потешку «Тили-бом, тили-бом» дети знакомятся с понятием пожара, его последствиями и важностью соблюдения правил безопасности.

    Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство. Рисование» для старшей группы (5–6 лет)

    0
    В мире, где каждый день приносит новые открытия, детям дошкольного возраста особенно важно развивать свою фантазию и творческие способности. И здесь на помощь приходит нетрадиционное рисование – целый мир, полный удивительных техник и материалов, которые позволяют ребятам выразить себя без ограничений.

    Урок беларускай мовы па тэме “Тыпы маўлення: апавяданне, апісанне, разважанне” (5 клас)

    Урок распрацаваны з выкарыстаннем прыёма “Табліца з белымі плямамі”, гульнявой тэхналогіі [LearningApps.org], прымяненнем парнай, па варыянтах, індывідуальнай формы работы. Урок прымеркаваны да Дня маці.

    Сценарий спектакля «Поезд времени. Маленькие герои Великой Победы»

    Спектакль помогает артистам и их зрителям почувствовать трагедию каждого человека, пережившего Великую Отечественную войну: сколько детских судеб она искалечила, ведь каждая секунда войны, боль потери, страх и разочарования навсегда отпечаталась в памяти детей. Были разбиты мечты и растоптано счастливое детство, у многих детей война забрала самое дорогое – родителей. События, показанные в спектакле, позволяют всем участникам осмыслить военную тему, учиться понимать чужую боль, разделить радость Победы и ценить самое главное в жизни: мир, близких людей, хлеб и труд.

    Самостоятельные работы по геометрии по темам «Многоугольник. Свойства и признаки параллелограмма» и «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

    Самостоятельные работы могут быть использованы в готовом виде как отдельная письменная работа, а также для организации индивидуальной работы с учащимися. Данная работа составлена в двух равноценных вариантах, состоящих их пяти заданий, соответствующих пяти уровням сложности.

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Мама мне жизнь подарила» (1–4 классы)

    Примечательно, что именно в Беларуси празднование Дня матери приурочено к православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Истоки Дня матери — в глубоком уважительном отношении к женщине-матери. Занятие направлено на укрепление семейных традиций, приобщение детей к православным ценностям и святыням.

    Квест-игра «Будущее планеты в наших руках» (5–9 классы)

    Квест-игра направлена на повышение осведомленности учащихся о проблемах изменения климата. В основе сюжета – срочная миссия по спасению планеты, полученная из будущего. На тематических станциях участников ждут занимательные викторины, головоломки, творческие задания. Квест завершается торжественным награждением и созданием «капсулы времени» с экопосланиями участников. Игра оставляет у детей не только яркие впечатления, но и практические знания для повседневной жизни.

    Онлайн-игра по ПДД «Знания на колесах» (4–6 классы)

    0
    Онлайн-игра состоит из 5 туров, в каждом из которых есть определенное количество вопросов, заданий и обучающих видео по правилам дорожного движения и безопасному передвижению в улично-дорожной сети города. Задача учащихся – ответить правильно на максимальное количество вопросов. Онлайн-игра доступна для просмотра на компьютере, планшете, мобильном телефоне.

    «Сила страны – в единстве народа!»: урок ко Дню народного единства (7 класс)

    Урок направлен на формирование у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому страны, понимание важности единства белорусского народа для сохранения сильного и независимого государства, а также на воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности и готовности действовать во благо Родины.

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Благословенный труд – основа государства» (5–8 классы)

    Разработка включает активные формы работы по формированию у обучающихся ценностного отношения к труду как основе благосостояния человека, общества и государства. Занятие помогает приобщить детей к православным ценностям и традициям белорусского народа, пробудить интерес к духовной культуре, сформировать трудолюбие, ответственность и понимание вклада каждого человека в развитие страны. 

    «Ссылки в формулах»:урок информатики (9 класс)

    0
    В ходе урока учащиеся закрепят и систематизируют знания и умения по теме «Ссылки в формулах». Выполнят задания, направленные на развитие финансовой и математической грамотности, ознакомятся с возможностью применения электронных таблиц в ряде профессий и быту.

    Ко Дню народного единства: реализация задач гражданско-патриотического воспитания на уроках математики

    Воспитание патриота своей страны – важная задача учителя-предметника. Применение рабочих листов, приуроченных к важным датам Республики Беларусь, – это возможность для педагога реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания на уроках. Рабочие листы по темам учебного предмета «Математика» (5 – 6 классы) содержат задания, приуроченные ко Дню народного единства. Решая задания тренажера, учитель не только отрабатывает с учащимися вычислительные навыки, но и дает пояснения, тем самым делая акцент на любви к Родине и единстве белорусского народа.

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Мои мама и папа, а с ними и я» (5–8 классы)

    Проект «Дорогами Добра к святыням Православия» средней школы №3 Скиделя – победитель премии имени Героя Беларуси Митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси в номинации «Лучшая инновационная разработка года» (2025). Проект реализован в профильном оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Радужный город Добра». Представляем вниманию педагогов разработку из цикла рефлексивных занятий «Росинки мудрости» проекта по духовно-нравственному, патриотическому и семейному воспитанию учащихся. Занятие может проводиться в рамках тематических дней Недели родительской любви.

    Занятие по образовательной области «Ребенок и общество»в специальной группе старших дошкольников с ТНР. Тема«Домашние животные»

    Применение дидактических игр, кроссенса повышает любознательность и мотивацию детей к изучаемому материалу, помогает достигать развивающих и воспитательных целей. Занятие направлено на развитие у детей коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

    «Путешествие с капелькой Капитошкой»: занятие по образовательной области «Ребенок и природа» с использованием технологии визуализации в старшей группе детей (от 5 до 7 лет).

    Образовательное значение визуализации достаточно велико: при опоре на зрительный образ информация усваивается детьми лучше. Используя средства технологии визуализации, педагог создает оптимальные условия для развития детей дошкольного возраста, для максимального усвоения содержания учебной программы дошкольного образования.

    Квест-игра по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников 5 –7 лет. Тема «По маршруту безопасности»

    Занятие направлено на формирование у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения дома, на улице, в экстремальных ситуациях. Квест-игра включает увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, в ходе которых дети овладевают новыми для них способами действия.

    Урок   русского языка по теме «Правописание НЕ с глаголами» (4 класс)

    На уроке организуется индивидуальная и фронтальная, парная и групповая, самостоятельная работа. Применяются поисковые, проблемные, словесные и наглядные методы. Младшие школьники учатся выявлять проблему и строить гипотезу, применяют полученные теоретические знания на практике, а также повторяют правила поведения на природе.

    «Гражданская позиция личности»: тематическое занятие по обучающей программе «Я. Моя семья. Моя родина» (9 класс)

    Разработка содержит различные методы и приемы, направленные на развитие лидерских качеств у подростков через гражданско-патриотическое воспитание. На занятии учащиеся выявят свои сильные стороны и зоны роста, сформулируют личную миссию лидера и определят пути ее реализации.

    Занятие по программе «Я. МОЯ СЕМЬЯ. МОЯ РОДИНА». Тема «Дружба» (3 класс)

    Мероприятие разработано для учащихся 3-х классов в рамках реализации программы "Я. Моя семья. Моя Родина". Цель занятия: формирование у обучающихся понятий о дружбе и правилах дружбы, качествах характера.

    Математический диктант и математический тренажер по теме «Конечные и бесконечные десятичные дроби»

    Педагог делится опытом работы по устранению проблемы усвоения шестиклассниками новых математических понятий по теме «Конечные и бесконечные десятичные дроби».

    «Лекарственные растения Беларуси»: занятие по учебному предмету «Человек и мир» (2 класс)

    Лечебные свойства растений тысячелетиями использовались всеми народами мира. Обращаясь к природе, к ее дарам, люди лечили многие заболевания. После данного занятия учащиеся будут понимать роль и значение лекарственных растений для человека, узнают, как правильно собирать лекарственные растения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

    Урок английского языка по теме «Национальный парк «Беловежская пуща» (5 класс, повышенный уровень)

    Урок направлен на совершенствование речевых навыков учащихся. Предполагается, что по результатам занятия учащиеся смогут рассказать о Беловежской пуще, ее особенностях, обосновать свое мнение, смогут назвать интересные факты о заповеднике, пригласить друзей посетить Беловежскую пущу.

    Алімпіядныя заданні па беларускай літаратуры для вучняў 5 класа

    Прапанаваныя заданні прызначаны для падрыхтоўкі вучняў да рэспубліканскай алімпіяды па прадмеце “Беларуская літаратура” на ІІ ступені навучання. Заданні можна выкарыстаць на падагульняючых уроках па літаратуры, пры правядзенні прадметнага тыдня, пры падрыхтоўцы да алімпіяды па прадметах “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”, прапанаваць вучням у якасці дамашняга задання, прымяніць падчас розных пазакласных мерапрыемстваў: віктарын, конкурсаў, турніраў.

    Формирование основ экономической культуры у воспитанников 4-5 лет посредством использования рабочей тетради «Финансовая грамотность от А до Я»

    Важным условием реализации качественного экономического образования является правильная организация образовательного процесса. Отсутствие практических материалов экономической направленности подтолкнула к созданию рабочей тетради «Финансовая грамотность от А до Я», которая в доступной и познавательной форме способствует формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

    Урок литературного чтения по теме «В. Танасийчук “Кто в темноте видит”» (2 класс)

    Урок разработан с использованием упражнений и приёмов, направленных на совершенствование навыка чтения, на активизацию и развитие творческого воображения младших школьников, на обогащение их знаний и представлений о природе и обществе, на формирование более внимательного отношения к окружающему миру.

    Спортивно-игровая программа «Кто любит спорт, тот здоров и бодр» (1 – 4 классы)

    0
    Спортивно-игровая программа разработана для учащихся начальных классов. Мероприятие направлено на организацию спортивно-досуговой деятельности учащихся, развитие интереса к спортивным эстафетам, к активному отдыху. Может использоваться классными руководителями, воспитателями ГПД при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью укрепления здоровья учащихся.

    Подгрупповое занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»  с воспитанниками старшей специальной группы (5-6 лет) для детей с тяжелыми нарушениям речи

    0
    В материале представлен конспект подгруппового занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» с воспитанниками 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Предложенные в конспекте задания учат воспитанников думать, изучать слово, его особенности и изменения. Получив знания, дети смогут самостоятельно выполнять упражнения, направленные на звуковое и слоговое строение слова.

     “Эстафета пакаленняў: захоўваючы мінулае, ствараем будучыню”: першы ўрок 2025/2026 навучальнага года (9 клас)

    Працуючы калектыўна і ў групах над тэмай першага ўрока навучэнцам з прапанаваных гексаў неабходна скласці гексаграму “Эстафета пакаленняў”, пракаменціраваць свой выбар.

    «Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее»: первый урок 2025/2026 учебного года (7 класс)

    План-конспект единого урока, посвященного Дню знаний, по теме «Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее» разработан на основе матрицы ГУО «Академия образования».

    Разработка первого урока «Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее» (5–8 классы)

    «Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее» – тема единого первого урока, который пройдет 1 сентября во всех школах Беларуси, чтобы воспитать у школьников уважение к истории и традициям, сформировать чувство гордости за страну и осознание ответственности за ее будущее.

    Первый урок в 2025/2026 учебном году «Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее» (2-4 классы)

    Подчеркнуть важность сохранения исторической памяти и культурного наследия через диалог поколений, связывая прошлое с настоящим и будущим страны – такова цель первого урока в этом году. 

    Игра-квест для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экоселфи в ЭкоЛенде»

    Игра-квест по образовательной области «Ребенок и природа» носит краеведческий характер и в увлекательной форме знакомит воспитанников старшей группы с окружающим миром. Разработка содержит элементы соревнования, возможность для детей творчески проявить себя, работать в составе команды, что способствует сплочению.

     “Ліда – сталіца Дня беларускага пісьменства”: інтэлектуальная гульня для вучняў IX – XI класаў

    Дзень беларускага пісьменства – гэта свята духоўнасці, нацыянальнай культуры і кнігадрукавання. Штогод ён праводзіца ў гарадах з багатай гістарычнай спадчынай. У гэтым годзе сталіцай свята стане Ліда. Дадзеная інтэлектуальная гульня дапаможа навучэнцам паглыбіць веды па гісторыі і культуры горада і краю.

    Коррекционное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

    Основная цель занятия – сформировать у ребенка умение правильно употреблять числительные 2 и 5 в речи, согласуя их с существительными в роде. Это поможет ребенку строить более сложные и грамматически правильные фразы, что улучшит его коммуникативные навыки. Также на занятии планируется повторение и закрепление лексики по темам «Мебель», «Фрукты» и «Продукты».

    Гульня-падарожжа па казцы “Рэпка” ў малодшай рознаўзроставай групе

    Казка “Рэпка” цікавая дзецям сваім простым, але займальным сюжэтам, рытмам, які лёгка запамінаецца, і магчымасцю ўдзелу ў дзеянні. Акрамя таго, яна вучыць каштоўнасці дружбы, узаемадапамогі і каманднай працы, паказваючы, што нават самыя маленькія могуць зрабіць унёсак у агульную справу.

    Задания для подготовки к ЦЭ/ЦТ по английскому языку

    Данный комплекс упражнений предназначен для подготовки учащихся 11 классов к централизованному экзамену и тестированию по английскому языку. Задания могут быть также использованы на этапе подготовки учащихся к олимпиаде по английскому языку.

    Развлечение для детей средней группы (4-5 лет)

    Важную роль в сохранении и укреплении здоровья как отдельного человека, так и нации в целом, играет правильное питание. Формировать принципы правильного питания нужно уже в дошкольном возрасте. Предложенный сценарий развлечения обогатить и закрепить знания детей о пользе ягод, овощей и фруктов.

    Урок русского языка по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации» (5 класс)

    Данный урок включает современные методы изучения грамматической структуры языка с фокусом на интонацию и цель высказывания. Использование интерактивных методов и приемов создает новую образовательную среду, в которой учащиеся могут активно участвовать в процессе обучения.

    Формирование основ экономической культуры у дошкольников

    Путешествуя маршрутом увлекательной игры-квеста, дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Через интерактивные, сюжетно-ролевые и дидактические игры приобретают первоначальный опыт использования банкомата, совершенствуют навыки счета, учатся правильно произносить экономические термины, знакомятся с профессиями банковской сферы.

    Игра-квест «В пионерском стиле!» для учащихся 5 – 8 классов

    Игра-квест включает пять типов разных заданий, направленных на проверку смекалки учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей. Данное мероприятие можно проводить с членами ОО «Белорусская республиканская пионерская организация» для популяризации ее деятельности. Разработка будет полезна для педагогов-организаторов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

    Тренировочные задания по английскому языку по темам «Степени сравнения прилагательных», «Времена глагола» (Часть А)

    Тренировочные задания предназначены для подготовки учащихся 10–11-х классов к централизованному экзамену и централизованному тестированию по английскому языку, могут быть использованы на этапе подготовки учащихся к олимпиаде по английскому языку.

    Урок английского языка по теме «Visiting exhibition (Посещение выставки)» (10 класс)

    Реализация воспитательного потенциала уроков иностранного языка не теряет своей актуальности. Предлагаемый урок направлен на развитие монологической речи учащихся по теме «Посещение выставки» и формирование уважительного отношения к архитектурному наследию Беларуси.

    Урок биологии по теме «Культурные растения» (7 класс)

    0
    Урок ознакомления с новым материалом с применением приемов технологии развития критического мышления помогает учителю нестандартно подойти к реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач во взаимосвязи.

    Квест «Гастро-разведка: в поисках пользы»: внеклассное мероприятие по биологии (8 – 9 классы)

    Квест «Гастро-разведка: в поисках пользы» — интерактивное мероприятие, направленное на формирование у детей устойчивых представлений о принципах здорового питания. Участники проходят серию тематических станций, где выполняют игровые, познавательные и творческие задания, раскрывающие секреты полезных продуктов, режима питания, витаминов и пищевых привычек. Рекомендуется проводить в рамках недели биологии и химии.

    Подгрупповое занятие по формированию произносительной стороны речи у детей 5-7 лет

    Разработка включает речевые игры и упражнения по развитию компонентов произносительной стороны речи у детей 5–7 лет. На занятии предлагается поддерживать радостные эмоции у детей, чтобы процесс коррекции речевых нарушений был наиболее эффективным. Это достигается с помощью игры.

    Музейное занятие по теме «Геральдика города Лиды»

    Любовь к малой родине предполагает знание ее истории. В изучении событий, происходивших на той или иной территории, немалое значение имеют музейные занятия. В процессе данного занятия учащиеся познакомятся с понятиями «геральдика», «герб», основными принципами составления гербов, узнают символическое значение герба родного города.

    Урок алгебры па тэме “Складанне і адніманне рацыянальных дробаў”(9 клас)

    0
    Урок комплекснага прымянення ведаў. Дыягностыка ведаў праводзіцца пры дапамозе сучаснай адукацыйнай платформы learningapps.org. Урок арыентаваны на выхаванне пачуцця гонару за дасягненні дзяржавы ў спорце і яе знакамітых людзей.

    Урок внеклассного чтения в 8 классе. Эсхил. «Прометей прикованный». И. А. Бунин. «Эсхил»

    Трагедия «Прометей Прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила и стихотворение русского поэта И. А. Бунина «Эсхил» определены учебной программой для дополнительного чтения. Поэтому их изучение может быть организовано за счет часов, выделенных для внеклассного чтения. Понимание этимологии фразеологизма «прометеев огонь» необходимо для формирования культурной грамотности учащихся.

    Комплекс упражнений для совершенствования координационных способностей: урок физической культуры и здоровья в 3 классе

    Учеными установлено, что в разные возрастные периоды развитие координационных способностей протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 11–12 лет. В представленном уроке предлагается комплекс упражнений для совершенствования координационных способностей данной возрастной категории.

    Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)

    Занятие предусматривает использование информационно-коммуникационных технологий, а также включает ряд методов и приемов активизации речевой деятельности у воспитанников.

    Урок беларускай літаратуры ў 6 класе. К.Чорны “Насцечка”

    Аповесць «Насцечка» і сёння не страціла сваёй актуальнасці ў мэтах фарміравання маральна-этычных каштоўнасцей. У творы паказана, як сямейнае выхаванне аказвае ўплыў на фарміраванне і станаўленне характару. На ўроку дзеці вучацца характарызаваць герояў і выказваць свой погляд на іх паводзіны і ўчынкі. Педагог стварае ўмовы для развіцця мыслення і звязнага маўлення, выхавання ў навучэнцаў чуласці, добразычлівасці, пачуццяў сяброўства і калектывізму.

    «Я. Мы. Родное»: фестиваль искусств

    Фестиваль «Я. Мы. Родное» посвящен самому главному в жизни человека – семье, родным и близким, друзьям и коллегам, а также нашей гимназической семье. Уникальный формат мероприятия объединяет разные поколения: выпускников гимназии, нынешних учащихся, родителей и педагогов, друзей гимназии и направлен на сохранение традиций белорусского народа, пропаганду семейных ценностей и традиций.

    Урок русской литературы (литературного чтения) по теме «Г. Глушнёв “Соседский щенок”, Р. Сеф “Кто любит собак…”» (2 класс)

    Урок является 5-м по счету в изучаемом во 2-м классе разделе русской литературы (литературного чтения) «Страна живой природы». Учащиеся обучаются чтению стихотворных произведений с соблюдением темпа и ритма, передавая свои чувства к прочитанному. Актуализируются представления учащихся о любви и сострадании к братьям нашим меньшим.

    Урок по основам безопасности жизнедеятельности по теме «На природе без пожаров» (4 класс)

    Конспект урока поможет учителю в организации и проведении учебного занятия 20 по теме «На природе без пожаров» в разделе «Защита от чрезвычайных ситуаций».

    Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи, его значение, роль в предложении» (3 класс)

    Представленный урок русского языка в 3 классе входит в раздел «Части речи» и посвящен 16-й по счету теме из 25 уроков в рамках изучения частей речи.

    Классный час по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на тему «Азбука безопасности» в 5–6 классах

    Конспект классного часа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей включает в себя изучение правил дорожного движения, разбор типичных ситуаций на дороге и отработку навыков безопасного поведения.

    С водой и мылом мы дружны – нам микробы не страшны: занятие по образовательной области «Ребенок и общество» для детей средней группы

    Проведение данного занятия способствует формированию у детей представлений о важности соблюдения гигиенических процедур для сохранения своего здоровья.

    Произносим звуки правильно: коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста

    На протяжении ряда лет специалисты пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений образования отмечают тенденцию к увеличению числа поступающих в школу детей с нарушением звукопроизношения. Проблема требует определения оптимальных путей оказания им коррекционной помощи. В практике учителя-дефектолога успешно зарекомендовал себя комплекс упражнений на развитие артикуляционной моторики.

    «Лістапад» со знаком качества: урок русского языка в 10 классе (повышенный уровень)

    Урок выстроен в соответствии с этапами традиционного урока с элементами мастерской творческого говорения и письма, что позволяет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся в сочетании с развитием творческого потенциала.

    Урок обществоведения «Горизонты информационного общества» (11 класс)

    В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «информационное общество», правилами поведения в социальных сетях и системах обмена сообщениями, узнают о перспективах развития Беларуси в условиях информационного общества.

    Индивидуальное коррекционное занятие по теме «Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков» для детей 5-6 лет

    Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных – это процесс закрепления правильного произношения звука [р] в словах, где он встречается в сочетаниях с другими согласными. Это важный этап коррекционной работы после того, как звук [р] был поставлен. Занятие включает в себя упражнения на многократное повторение звука [р] в слогах, словах и может проводиться в условиях ПКПП для коррекции стертой дизартрии у воспитанников 5-6 лет.

    Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы (5–7 лет)

    К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в работе с дошкольниками народные игры. «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики», – утверждал он.

    Повышение педагогического мастерства в экологическом воспитании дошкольников

    Каждому педагогу следует периодически осмысливать собственный опыт работы, в том числе по экологическому воспитанию детей, повышать компетентность в сфере экологии и профессиональное мастерство для эффективности образовательного процесса.

    Прафарыентацыйныя заняткі з элементамі трэнінгу “У свеце прафесій”

    Паспяховы выбар прафесіі вызначае не толькі кар’ерныя перспектывы, але і асабістае задавальненне, стабільнасць і магчымасць самарэалізацыі. Педагогу важна выкарыстоўваць сучасныя інструменты і формы прафарыентацыйнай работы, каб дапамагчы навучэнцам зрабіць усвядомлены і абгрунтаваны выбар.

    Урок русской литературы «Образ Андрея Соколова, или Непростой путь к победе» (8 класс)

    В условиях глобализации вызовов времени, размывания границ между традиционными и нетрадиционными ценностями обращение к воспитательному потенциалу уроков литературы и внедрение в образовательный процесс музейной педагогики весьма актуально.

    Сценарий внеклассного мероприятия «Природа против сигарет» (3–4 классы)

    Авторская разработка предназначена для проведения информационно-просветительской работы по формированию здорового образа жизни и экологической культуры учащихся и их родителей, а также мероприятий ко Всемирному дню без табака.

    «Чернобыль: трагедия, боль, память»: викторина ко Дню чернобыльской трагедии, 8 – 11 классы

    Что произошло на Чернобыльской атомной электростанции, какие последствия повлекла за собой техногенная катастрофа и каких удалось избежать благодаря беспримерному героизму и самоотверженному подвигу ликвидаторов аварии?

    Урок по теме «Инсульт» учебного предмета «Медицинская подготовка» (11 класс)

    Обучение навыкам оказания первой помощи при инсульте может спасти жизнь и значительно улучшить прогноз для пострадавшего. Для формирования у учащихся знаний и умений по оказанию первой помощи при инсульте, необходимо обучить их распознавать симптомы инсульта, понимать важность своевременного вызова скорой помощи и уметь оказывать первую помощь до приезда медиков.

    “Мы беларусы, мы – народ такі!”: квіз для вучняў 8–11-х класаў, прысвечаны Году добраўпарадкавання

    2025 год аб’яўлены Годам добраўпарадкавання. Прапанаваны квіз для вучняў 8–11-х класаў дапаможа зразумець, што беларусы ўкладваюць у гэта паняцце, якія працоўныя традыцыі падтрымліваюць, да каго ставяцца з павагай.

    Сценарий музыкального развлечения в форме семейной гостиной по тематике ЗОЖ для воспитанников старшей группы и родителей

    Формирование культуры здоровья воспитанников в учреждении дошкольного образования осуществляется посредством тесного взаимодействия с родителями воспитанников, в том числе в форме музыкальной семейной гостиной. Представленный сценарий может использоваться воспитателями и музыкальными руководителями в процессе нерегламентированной деятельности в учреждениях дошкольного образования.

    Тренировочный тест для подготовки к ЦЭ по русскому языку

    Тест содержит 40 заданий и состоит из части А (18 заданий) и части В (22 задания). Материал может быть использован на уроках русского языка и для подготовки к централизованному экзамену.

    Урок искусства (отечественная и мировая художественная культура) по теме «Сказочный образ в искусстве» (5 класс)

    Основная цель преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — формирование художественной культуры учащихся и разностороннее развитие личности. Исходя из собственного опыта работы с учениками, автор убеждена: эта цель реально достижима.

    Урок математики по теме “Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых” (3 класс)

    На уроках математики учащиеся получают новые знания, которые пригодятся им не только в освоении этой интересной науки, но и в повседневной жизни. Реализация же воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока.

    Использование приемов визуализации для повышения познавательной активности учащихся 5–6 классов на уроках английского языка

    Детей привлекает яркая, эффектная подача учебного материала. Регулярное применение приемов визуализации на уроках английского языка в 5–6 классах помогает вовлекать учащихся в учебный процесс и повышать познавательный интерес.

    Урок геометрии по теме «Угол. Виды углов. Смежные углы. Вертикальные углы» (7 класс)

    В данной разработке уделяется внимание применению свойств смежных и вертикальных углов при решении задач. Урок направлен на развитие логического и творческого мышления учащихся, включает...

    Трэнажор для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага экзамену па беларускай мове. Частка В.

    Дадзены трэнажор складаецца з 22 заданняў адкрытага тыпу, якія прызначаны для адпрацоўкі ўменняў і навыкаў па розных раздзелах мовазнаўства тэста ў частцы В. Матэрыял...

    Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Семейный бюджет» для детей старшего дошкольного возраста

    Занятие по формированию основ финансовой грамотности для старших дошкольников призвано познакомить детей в доступной форме с повседневной экономической жизнью взрослых. Изучение основ финансовой грамотности в учреждении дошкольного образования осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями. Занятие направлено на воспитание ответственности, бережливости, экономности и трудолюбия.

    Сценарий торжественной линейки ко Дню Конституции Республики Беларусь «Мы – граждане Республики Беларусь»

    Накануне государственного праздника – Дня Конституции Республики Беларусь, который ежегодно отмечается 15 марта, в школе проводится торжественная линейка, посвященная чествованию Основного закона страны. На ней звучат праздничные поздравления и актуализируются задачи гражданина Республики Беларусь.

    Автоматизация звука [Л]. Коррекционное занятие по формированию просодической стороны речи для воспитанников средней группы (4-5 лет)

    У детей 5-6 лет могут возникать трудности с освоением сложных сонорных звуков, к которым относится [Л]. Автоматизировать фонему начинают после того, как ребенок научится произносить ее изолированно. Коррекционная работа предполагает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации.

    Повышение познавательного интереса к изучению русского языка через применение занимательных заданий в 5-7 классах

    Ни для кого не секрет, что знания, полученные без интереса, зачастую не становятся полезными, а то, что интересно учащимся, как известно, усваивается прочнее. В данной статье представлен опыт применения занимательных заданий на уроках русского языка в 5-7 классах.

    Тэхналагічная карта ўрока па беларускай літаратуры на тэму “Васіль Быкаў. «Незагойная рана». Псіхалагічнае майстэрства пісьменніка ў паказе характараў і абставін”

    Мэта: прааналізаваць апавяданне “Незагойная рана”, паказаць майстэрства пісьменніка ў раскрыцці характараў Задачы: У канцы ўрока вучні павінны: – ведаць мастацкія прыёмы, якія дапамагаюць раскрыць душэўны стан маці; –...

    Педагогический совет «Повышение качества образования через развитие функциональной грамотности учащихся»

    На рынке труда сегодня востребованы те специалисты, которые могут быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумеет приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

    Генацыд беларускага народа на тэрыторыі Свіслацкага раёна

    У рабоце даследуюцца падзеі, звязаныя з жыццём і гібеллю мірных жыхароў на Свіслаччыне ў перыяд нямецка-фашысцкай акупацыі. Работа можа быць выкарыстана на ўроках гісторыі, на факультатыўных занятках, у пазакласнай і выхаваўчай рабоце.

    Решение разноуровневых задач по физике, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся

    Ведущая роль в формировании функциональной грамотности отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации. Тема «Постоянный электрический ток» имеет огромное значение в практической...

    Тренажер для подготовки к ЦЭ/ЦТ по немецкому языку. Часть А.

    Подготовка к ЦЭ/ЦТ по немецкому языку включает в себя изучение лексики, грамматики, умение читать и понимать тексты. Помощь в подготовке к ЦЭ/ЦТ включает в...

    Формирование экологической грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством их участия в природоохранных акциях

    В материале представлен теоретический аспект понятий «Функциональная грамотность», «Экологическая грамотность», «Природоохранные акции», а также различные практические формы работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по формированию у них экологической грамотности посредством участия в природоохранных акциях.

    Коррекционное индивидуальное занятие с учащимся младшего школьного возраста (1-й класс) с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

    Данное коррекционное занятие направлено на автоматизацию звука [Л], а также развитие фонематического восприятия, навыков словоизменения.

    Роля асобы настаўніка ў фарміраванні жыццёвых перакананняў вучняў. Урок беларускай літаратуры па апавяданні І. Навуменкі “Настаўнік чарчэння”

    Галоўная праблема настаўнікаў-філолагаў – прыцягнуць вучняў да чытання. Прымусіць немагчыма, можна толькі зацікавіць. Завалодаць увагай вучняў можна праз розныя метадычныя прыёмы. Прапануем урок па вывучэнні...

    Необычайное путешествие на остров «Дружбы» Мероприятие в группе продленного дня для учащихся 2 классов

    Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека. Человечество всегда высоко ценило дружбу. Поэтому выбранная тема мероприятия в группе продленного для учащихся 2 классов является актуальной и нужной. Вместе с воспитателем ребята отправятся в экспедицию, чтобы исследовать понятие «дружба», кто такой «друг», когда появилась дружба и какая она бывает.

    Классный час «Правила выбора профессии» Профориентационная встреча для учащихся 8-9 классов

    В современном мире вопросы, касающиеся профессиональной ориентации и самоопределения молодых людей, стали особенно значимыми. Выбор будущей профессии, без сомнения, – это сложный и ответственный...

    Дзень роднай мовы Беларусь. Інтэлектуальная гульня-конкурс «Беларусь МАЯ»

    Беларуская мова – песенная і паэтычная, старажытная і сучасная. Раскрыць і данесці яе багацце да сучасных вучняў дазваляе правядзенне Тыдня беларускай мовы і літаратуры, падчас якога школьнікі актыўна ўдзельнічаюць у разнастайных мерапрыемствах. Прадстаўляем вашай увазе інтэлектуальную гульню-конкурс «Беларусь МАЯ».

    Урок беларускай мовы па тэме «Словы, якія абазначаюць прадметы» (2 клас)

    Урок распрацаваны з выкарыстаннем прыёмаў “воблака слоў”, “кластар”, гульнявой тэхналогіі, ІКТ, прымяненнем парнай, групавой, індывідуальнай форм работы. Скачать материал

    Урок информатики по теме «Алгоритмы и исполнители» (7 класс)

    Урок «Алгоритмы и исполнители» является вводным уроком темы «Основные алгоритмические конструкции», изучаемой в курсе информатики 7 класса. На данном уроке предлагается повторение основных понятий,...

    Урок беларускай мовы па тэме “Займеннік як часціна мовы: агульнае значэнне,марфалагічныя прыметы, сінтаксічная роля.Пачатковая форма.Разрады займеннікаў па значэнні”(6 клас)

    Урок з’яўляецца ўводным па тэме “Займеннік”. Ён распрацаваны з апорай на тэхналогію развіцця крытычнага мыслення праз чытанне і пісьмо, якая спрыяе развіццю ў вучняў...

    Стымулюючыя заняткі па тэме “Складаныя пытанні ў вывучэнні прыслоўя”(7 клас)

    Стымулюючыя заняткі – адна з магчымасцей паглыбіць веды навучэнцаў па прадмеце. Прапанаваныя заняткі падрыхтаваны для вучняў 7 класа з мэтай засваення імі сладаных пытанняў...

    Урок русского языка по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном» (6 класс)

    Урок разработан с использованием приема «Бриколаж», суть которого состоит в том, что при обучении используются предметы, находящиеся под рукой. В представленном уроке смысловым стержнем...