Практико-ориентированный подход в преподавании факультативного занятия «Жизнь общества» в 10-м классе. Из опыта работы

- 9:31II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Автор предлагает варианты заданий практической направленности в рамках программы факультативного занятия «Жизнь общества» по разделам «Человек в мире экономических отношений», «Социальная сфера общества», «В мире политики и права».

Ольга МИХАЛОВСКАЯ,
заместитель директора по воспитательной работе
ГУО «Средняя школа
№ 20 имени Е.И.Чайкиной г. Гродно»

 

 

Показателем качества образования является правильно организованное обучение, которое должно быть максимально приближено к современной жизни, к сегодняшним реалиям, иметь под собой основу для продолжения образования и профессионального самоопределения учащихся. Практическая составляющая процесса обучения реализуется не просто через фундаментальные знания, а через способность обучающегося применить их на практике. Эффективным инструментом развития практических умений и навыков являются практико-направленные задания. В то время, когда урок формирует базовые понятия и личностные качества ученика, факультативные занятия углубляют знания по предмету и повышают мотивацию к обучению.

В практической деятельности многие учителя сталкивались с трудностями при подготовке к факультативным занятиям. Поиск различных источников информации, использование доступных и эффективных методик, приёмов, форм работы на уроке, организация понятной и продуктивной деятельности учащихся – этот тот небольшой перечень, который обязан соблюсти учитель при моделировании учебного занятия.

Факультативные занятия являются вариативным компонентом при реализации отработки способов учебно-познавательной деятельности, выработки умений практического применения знаний в школьном курсе по предмету «Обществоведение» [3].

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании факультативные занятия направлены на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования [1].

Факультативное занятие «Жизнь общества» в 10-м классе носит системный характер в контексте сопровождения базовой программы по учебному предмету. Целью курса является формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных, экономических, политико-правовых и духовных сфер общества.

Важное место в курсе факультативных занятий отведено личностно-ориентированным аспектам и практической ориентации учащегося на конкретные цели [2]. В ходе решения практических задач учащийся не только расширяет кругозор, но и перевоплощается из объекта образовательного процесса в активного субъекта.

Практико-ориентированные задания реализуют ряд функций. Обучающая функция направлена на формирование осознанных знаний, умений и навыков, воспроизведение фактов, понятий, правил, законов, теорий. Развивающая функция состоит в развитии обучаемого во всех направлениях. Воспитательная функция помогает формировать систему взглядов на мир.

Использование практических заданий уместно не на каждом занятии и требует от учителя глубокого теоретического знания проблемы или явления, анализа и отбора материала из дополнительных источников.

 

На факультативных занятиях ставлю перед собой задачу научить школьников решать задачи понятным и нестандартным способом, находить ответ на проблемный вопрос.

Предлагаю варианты заданий практической направленности, которые использую в рамках программы факультативного занятия «Жизнь общества» по разделам «Человек в мире экономических отношений», «Социальная сфера общества», «В мире политики и права».

 

Кейс «Демографическая структура общества»

Условие задания: учащимся предлагается изучить данные переписи населения за 2019 год, статистические материалы для школьников, провести контент-анализ источника.

Используя QR-код, изучите статистические материалы для школьников (с. 32–41).

Задания к тексту:

1. Что такое перепись населения? Когда она проводилась в Республике Беларусь?
2. Проанализируйте таблицу «Численность населения» и составьте диаграмму по областям Беларуси.
3. Что такое плотность населения? От каких показателей она зависит? Проведите анализ карты «Плотность населения на 1 января 2023 года». Выясните плотность населения в своём регионе.
4. Какой средний возраст населения Беларуси на 1 января 2019 года? Какую позицию Республика Беларусь занимает в мире по этому показателю?
5. Составьте инфографику социальной структуры общества своего региона, используя итоги переписи 2019 года.
6. Обозначьте одну проблему в демографической структуре общества (например, преобладание женского населения над мужским, уменьшение численности сельского населения и т.д.) и составьте квадрат Декарта.

 

Кейс «Развитие сферы услуг»

Условие задания: используя комикс и дополнительные источники информации, выполните задания.

Задания к тексту:

1. Определи, из каких сфер состоит экономика Беларуси (перейдите по QR-коду, с. 88)
2. Используя диаграмму (перейдите по QR-коду, с. 88), выясните, что входит в понятие сфера услуг? Какой сектор занимает ведущее место?
3. Выясните с помощью сети Интернет, какие гипер-и супермаркеты функционируют в вашей местности.
4. Рассмотрите комикс датского художника-карикатуриста Х.Бидструпа «Самообслуживание» и составьте список маркетинговых приёмов, которые применяются в магазинах.

 

Кейс «Современный политический лидер: штрихи к портрету»

Условие задания: учащимся предлагается изучить отрывок текста из учебного пособия, воспользоваться QR-кодом и выполнить задания.

 

Текст

К субъектам политической власти относятся элиты и лидеры. Политическая элита (в пер. с фр. elite – лучший, отборный) – это группа, которая обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на общество. От деятельности и политического поведения элиты в значительной степени зависят направление и ход социального развития, функционирование общества и государства. Политическая элита отличается сплочённостью, общей волей к действию, у неё есть управленческий опыт, это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая выраженными способностями к управлению.

Составной частью политической элиты являются политические лидеры. Политический лидер (от англ. leader – ведущий) – это личность, оказывающая постоянное и доминирующее влияние на всё общество или на организацию при принятии решений и ведущая за собой последователей. В лидерстве чётко проявляется способность лица, обладающего властью, влиять и даже изменять социальное поведение других людей, социальных слоёв или всего общества, если речь идёт об общенациональном лидере.

Задания к тексту:

1. В чём отличие политической элиты от политического лидера?
2. Воспользуйтесь QR-кодом и приведите примеры политических лидеров разных типов из истории и современности.
3. Составьте портрет современного политика. Каким критериям должен соответствовать современный политик.
4. Представьте, что вы баллотируетесь на выборы. Составьте предвыборную программу кандидата и представьте её для обсуждения.
5. Составьте ПОПС-формулу: политика – это профессия.

 

 

Список используемой литературы

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании: Закон Республики Беларусь, 14 января 2022 г. № 154-3 // Национальный правовой интернет – портал Республики Беларусь. – 31.01.2022.
2 Учебная программа факультативного занятия «Жизнь общества» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 23.06.2020 г. № 143 // Национальный образовательный интернет-портал Республики Беларусь. – 19.02.2024.
3 Обучение обществоведению в школе: теория и практика: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белор. и рус. яз. обучения / Е.А.Полейко, И.П.Бернат, Н.В.Кушнер. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2021.
4 Изучаем Беларусь: статистика для школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/73f/coq2s7cfxu3jrxftelv2l15f2 ctp6iqu. pdf. – Дата доступа 19.02.2024.
5 Полейко, Е.А. Обществоведение: 10 класс дидактические и диагностические материалы: базовый и повышенный уровни: пособие для учителей учреждений общ. среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.А.Полейко, Е.Ю.Смирнова. – Минск : Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021. – С. 29–30.
6 Обществоведение: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / А.Н.Данилов ; под. ред. А.Н.Данилова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий