×

Развиваем речь с помощью фразеологизмов

11.01.2020 14:33,

Речь младших школьников характеризуется малой выразительностью, неуместным и неточным употреблением языковых средств. Поэтому на уроках русского языка необходимо развивать у учащихся языковую интуицию, помогать им накапливать положительный речевой опыт. Этому хорошо способствует работа с фразеологическими оборотами, активное введение их в словарный запас детей. Усвоение фразеологизмов наиболее результативно, если их изучение проходит поэтапно и по определенной системе, учитывающей программу, возрастные особенности и уровень подготовки учащихся, преемственность и последовательность в изучении фразеологических единиц.

Первый этап — подготовительный (1 класс). Его задача — выучить с детьми как можно больше устойчивых словосочетаний для развития и обогащения речи. Из фразеологического словаря выбираю наиболее часто употребляемые в речи фразеологизмы, с которыми планомерно знакомлю учащихся, начиная с 1 класса. Использую для этого дидактические игры с фразеологизмами “Сказочные фразеологизмы”, “Зоопарк”, “Отгадай, разложи”, “Доскажи словечко”, “Скажи по-другому”, “Назови одним словом”.

Игры с фразеологизмами

Название игры

Содержание игры

Сказочные фразеологизмы

И я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках; Кощей Бессмертный; Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать, ни пером описать; поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; при царе Горохе; сказано сделано; сказка — ложь, да в ней намек; сказка про белого бычка; три дня и три ночи; это всё присказка, сказка будет впереди.

Зоопарк

Учитель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с его изображением: голоден как (волк), работать как (лошадь), труслив как (заяц), изворотлив как (уж), нем как (рыба), здоров как (бык), упрям как (осел), болтлив как (сорока), хитер как (лиса), грязный как (свинья), колюч как (еж), как (корова) языком слизала, не в (коня) корм, работа не (волк), в лес не убежит, (медвежья) услуга, вертеться как (белка) в колесе, (ворон) считать, писать как (курица) лапой, (свинья) везде грязь найдет и т.д.

Доскажи словечко

На переменах он задирается как (петух).

А на уроках он молчит как (рыба).

Зато на бабушку рычит как (лев).

На уроках с соседом трещит как (сорока).

А перед папой дрожит как (заяц).

Вокруг мамы ходит как (лиса).

Скажи по-другому

Учитель предлагает детям найти картинки и вспомнить, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть), о полной тишине (слышно как муха пролетит), об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился), о состоянии тоски, тревоги (на душе кошки скребут), хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде), появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя).

Назови одним словом

Учитель предлагает назвать близкое по значению слово: клевать носом — (дремать, спать), бить баклуши — (бездельничать), вылететь из головы — (забыть), повесить нос — (грустить, расстраиваться), в час по чайной ложке — (медленно), как две капли воды — (похоже).

На каждом уроке русского языка отвожу 5 минут на изучение фразеологизмов. 

Материал для лексических минуток Редко, да метко

Бить баклуши — бездельничать

Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда

В древности неграмотные люди всегда носили с собой памятную дощечку. И делали на ней всевозможные заметки. Эти дощечки называли носами.

Перемывать косточки — сплетничать, злословить, судачить о ком-либо

Этот оборот связан с существованием в древности у славян обряда так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения от грехов и снятия заклятия его останки (кости) выкапывали и перемывали. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном.

Сесть в лужу

 

Так говорят по отношению к тому, кто не смог выполнить какое-либо задание, хотя перед этим хвалился перед друзьями, что он всё может.

Тянуть за язык

Так говорят про учащегося, который без помощи учителя не может ответить урок.

Тянуть кота за хвост

Так говорят про того, кто ленится, кому не хочется работать, и поэтому он выполняет свое задание медленно.

Водить за нос или кидать слова на ветер

Обещать что-нибудь и не выполнять.

Шпаргалка

 

Значение этого слова — пеленка. Тот, кто пользуется шпаргалкой, носит в своем кармане пеленку.

Гость

 

Тысячу лет назад слово имело противоположное значение — чужеземец, враг. Как вы думаете, почему так изменилось значение? Чего хотелось людям? Какую судьбу вы пожелали бы словам “враг”, “война”, “гость”, “мир”?

Стреляный воробей или пуганая ворона

Употребляется по отношению к человеку, который прошел через жизненные испытания, опасности.

Шиворот-навыворот

 

В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными, означая, что кто-то оделся или надел что-то наизнанку. А ведь было время, когда это выражение связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу под свист уличной толпы. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать “сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать”.

2 этап — основной (2—3 классы). Его задача — научить детей распознавать фразеологические обороты в литературных текстах, познакомить с фразеологизмами-синонимами и фразеологизмами-антонимами, тем самым активизировать употребление фразеологизмов в речи. На этом этапе продолжаю использовать на каждом уроке русского языка лексические минутки “Редко, да метко”, но уже связываю их с темой урока, орфографической минуткой и минуткой чистописания. Например, при изучении темы “Монолог. Диалог” в качестве лексической минутки предлагаю текст: За столом сказала мать: // Хватит языком болтать! // А сынишка осторожно: // А болтать ногами можно?. Предлагаю объяснить смысл выражения “болтать языком”, прочитать текст по ролям, прочитать восклицательное предложение, а потом вопросительное, подобрать и записать слово, близкое и противоположное по смыслу  слову “болтать”.

Третьеклассники продолжают наблюдать за значением фразеологизмов.  Вместе с детьми делаем вывод, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы. Учащиеся упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов. Например, фразеологизмы-синонимы: бить баклуши, лодыря гонять, сидеть сложа руки, считать ворон — бездельничать, попусту тратить время; в двух шагах, под боком, под рукой, рукой подать — рядом, близко; два сапога — пара, одного поля ягода, из одного теста, одним лыком шиты — о людях с одинаковыми недостатками; воды не замутит, мухи не обидит, тише воды, ниже травы — скромный, безобидный; не по дням, а по часам, как грибы после дождя — очень быстро; мороз по коже, мурашки бегают — озноб, вызванный страхом; душа уходит в пятки, волосы дыбом становятся — страх. Фразеологизмы-антонимы: кот наплакал — хоть пруд пруди; засучив рукава — спустя рукава; душа в душу — как кошка с собакой; рукой подать — у черта на куличках; в двух шагах — за тридевять земель; слова не вытянешь — рта не закроешь; выйти из себя — владеть собой; попасть в точку — ходить вокруг да около; раз-два и обчелся — непочатый край; с гулькин нос — счета нет, вагон и малая тележка; капля в море — девать некуда, тьма-тьмущая; на скорую руку — на совесть; одержать победу — потерпеть поражение; выбиться из колеи — войти в колею.

3 этап — заключительный (4 класс). Его задача — стимулировать употребление фразеологизмов в устной и письменной речи, развивать творческое воображение, внимание и память детей, учить их сравнивать фразеологизмы и делать логические выводы о их употреблении.

Четвероклассникам, уже имеющим определенный лексический запас фразеологических оборотов, предлагаю упражнения с фразеологизмами при изучении различных тем на этапах повторения, закрепления и обобщения материала, связывая его с изучением грамматики.

Фразеологизмы вызывают у детей большой интерес. Для его поддержания использую проблемные ситуации, наглядные пособия, разнообразные лексические упражнения. При их выполнении учащиеся должны видеть и слышать фразеологизмы, уметь отличать их от свободных сочетаний слов, наглядно убеждаться в большей образности текстов, содержащих фразеологизмы, обращать внимание на их правильное и точное употребление в речи, составлять предложения с фразеологизмами, устные и письменные рассказы, сочинения-миниатюры с устойчивыми выражениями, редактировать тексты с фразеологизмами.

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальных классах улучшает речевые умения учащихся, развивает мышление, в том числе абстрактное, а также закладывает основы исследовательской деятельности.

Оксана НЕМЕРА,
учитель начальных классов средней школы № 16 Баранович.