×

В гостях у лесовичка

12.10.2019 11:50,

Занятие-путешествие с подкормкой птиц

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о лесе; вызвать сочувствие к голодающим зимой птицам, научить проявлять заботу о них; расширить знания детей о птицах и природе.

Задачи: воспитывать бережное отношение к птицам; выявлять познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Время реализации: 25 минут.

Методы: наглядный, игровой, слуховой, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая и коллективная работа, беседа.

Занятие можно проводить в помещении и на улице.

(Учитель в классе находит письмо.)

Учитель. Ребята, к нам пришло письмо. Послушайте его и скажите, от кого оно?

Средь лесов, болотных кочек

Стоит домик на пенёчке —

Из трубы идёт дымок,

На двери висит замок.

В доме чисто и светло,

И уютно, и тепло.

Кто гостей там привечает,

Чаем с мёдом угощает?

Наш любимый старичок —

Старичок-лесовичок.

Он и днём, и в час ночной

Охраняет лес родной.

Чтоб деревья не ломали

И зверей не обижали.

В своём царствии лесном

Он владеет волшебством —

Тех, кто лесу навредит,

В пень тотчас он превратит.

Справедливый старичок —

Старичок-лесовичок.

Учитель. Ребята, какой сказочный персонаж написал это письмо?

(Учащиеся отвечают.)

Учитель. Правильно. Это письмо от старичка-лесовичка. Смотрите, мы попали в дремучий лес. Давайте поздороваемся с ним.

Дети. Здравствуй, лес!

Учитель. Здравствуй, лес, дремучий лес, // Полный сказок и чудес! //Что в глуши твоей таится? // Всё открой, не утаи: // Ты же видишь, мы свои!

(Учитель достает еще одно письмо.)

Учитель. Письмо от старичка-лесовичка! Прочитаем его: “Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил. Всё один да один. Скучно мне стало. Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать в лес. Знаете ли вы, как вести себя в лесу? (Ответы детей.) А ну-ка назовите деревья, которые растут в лесу. (Ответы детей.) А на каком дереве висят сережки? (Береза.) А каких вы знаете птиц? Какие из них зимуют? (Ответы детей.)

Учитель. Молодцы! Лесовичок предлагает нам пройти по тропинке на его полянку, которая называется “Зеленая аптека!”. Пойдем?

(Придя на полянку и увидев там множество лечебных трав, учитель рассказывает о некоторых из них.)

Учитель. Растения не только украшают лес, но и приносят немалую пользу людям. Недаром леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько образуется при дыхании 200 человек. Лес не только выделяет кислород, но и очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.

Реки, по берегам которых вырублен лес, быстро мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в речку, питая ее. Если же лес вырубается, вода быстро стекает в реку. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго не будет притока воды, река обмелеет.

Если поранишь руку, надо вымыть лист подорожника и приложить к ране. Она скоро заживет. В стебельке у чистотела есть желтый сок, он лечебный. Если помазать ранку этим соком, ранка быстро заживет. В рот же брать это растение нельзя, потому что сок чистотела очень горький. Растение мать-и-мачеха лечит кашель. Его сушат, а потом заваривают, как чай, и пьют.

(Учитель рассматривает содержимое конверта.)

Учитель. Ребята, старичок-лесовичок прислал много интересных игр и заданий. Поиграем в разминку, отвечая хором на вопросы.

“Какую птицу называют лесным барабанщиком?” (Дятла.)

“Какие грибы растут на пнях?” (Опята.)

“Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы?” (Белка.)

“Сок какого дерева сладкий?” (Березы.)

“Все обходят это место // Здесь земля как будто тесто. // Здесь осока, кочки, мхи, // Нет опоры для ноги”. (Болото.)

“Какое насекомое собирает нектар с цветов и несет к себе в дом?” (Пчела.)

Молодцы! Идем дальше!

(Учитель достает письмо от лесника и читает: “Пожалуйте в мой лес. Сороки донесли мне, что идут ребята, которые всё про лес знают и любят его. Это отрадно. Присядем на полянке и послушаем мой рассказ. Шли по дороге вы, к лесу пришли, где деревья шумят да ромашки цветут. Сразу дорога сказкой стала, тропкой в лесную чащу вбежала. Шли по тропе вы, солнце светило, много чудес вам тропинка открыла!”)

Учитель. Смотрите, ребята, здесь есть памятка о том, как разводить костер, и задание. Давайте сначала изучим памятку, а потом выполним задание.

 

Как разводить костер

  1. Дети не должны разводить костер без старших.
  2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить костер без на­добности!
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Вблизи не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы вместе с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.

 

Задание “Знатоки живой и неживой природы”

(Дети рассматривают картинки и называют сначала объекты живой природы, потом — неживой, а затем — сделанные руками человека.)

Учитель. А теперь узнаем много интересного о птицах. Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?

(Ответы детей.)

Учитель. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает около 350 гусениц, жуков, улиток. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день около 400 червей. Семья ласточек за лето уничтожает около миллио­на различных вредителей. Сова способна съесть за день 10 полевых мышей, а в год — около 1200 грызунов. Кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц. Сколько интересного и полезного мы узнали. Правда? Идем дальше?

(Учитель достает еще одно письмо. Нюхает его и говорит, что оно пахнет цветами. Читает: “Дорогие друзья! Вы меня еще не забыли, а я вас помню. Помню и приглашаю в гости, на поляну цветов. Там вас ждет сюрприз. Но найдете вы его, если выполните все задания на каждой стоянке тропы. Удачи вам, мои юные друзья-цветоводы! Ваш лесовичок”.)

Учитель. Найдем сюрприз от нашего старого друга? Тогда — в дорогу!

(Учитель достает из конверта загадки и читает их.)

“Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар”. (Ромашка.)

“Путника друг, скромный, невзрачный листок на порезанный палец нежной заплаткою лёг”. (Подорожник.)

“Распустился ландыш в мае, в самый праздник — в первый день, май цветами провожая, распускается...” (Сирень.)

“Белые горошки на зеленой ножке”. (Ландыш.)

“Меня называют царицей цветов за цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов, но кто не простит мне колючих шипов?” (Роза.)

 “Стоит кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?” (Ромашка.)

“Название какого цветка является кондитерским изделием?” (Ирис.)

“В траве густой, зеленой он выглядит нарядно, но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно. Головка голубая и длинный стебелек, но кто его не знает? Это...” (Василек.)

“Рос шар бел, ветер дунул — шар улетел” (Одуванчик.)

“Растет зеленый кустик, дотронешься — укусит”. (Крапива.)

“Белые реснички у моей сестрички”. (Ромашка.)

“Вот чудесные цветы небывалой красоты, яркие пахучие… ай, ай, ай! Колючие!” (Розы.)

“Посадили зернышко — вырастили солнышко”. (Подсолнух.)

Учитель. А еще лесовичок прислал нам физкульт­минутку. Я буду называть только птиц, но, если вдруг ошибусь и вы услышите что-нибудь другое, хлопайте и топайте вместе. Начинаем: “Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи..” Что лишнее?

Дети. Мухи!

Учитель. А мухи это кто?

Дети. Насекомые.

Учитель. Продолжаем: “Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…”

(Дети топают.)

Учитель. Начинаем снова: “Прилетели птицы: голуби, куницы...”

(Дети топают.)

Учитель. Правильно. Куницы вовсе не птицы. Начинаем снова: “Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи, ежи...”

(Дети топают.)

Учитель. Ежи не птицы, а страусы летать не умеют. Продолжаем: “Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…”

(Дети топают.)

Учитель. Правильно. Комары не птицы. Продолжаем: “Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совки, плюшки, лебеди, скворцы…”

(Дети топают.)

Учитель. Плюшки не птицы.

(Учитель достает еще одно письмо.)

Учитель. Лесовичок хочет понять, знаем ли мы, кто где живет. А мы ведь знаем, правда? Давайте докажем это.

(Дети берут картинки и распределяют животных по их жилищам: дупло — белка, конюшня — лошадь, нора — волк, муравейник — муравей, скворечник — воробей, улей — пчелы, будка — собака, гнездо — синица.)

Учитель. А узнаем ли мы птиц, которые прилетают к кормушкам?

(Учитель предлагает детям зашифрованные названия зимующих птиц. Учащиеся в течение минуты угадывают, что это за птицы: ницаси — синица, бейрово — воробей, каросо — сорока, лубьго — голубь, каровкед — кедровка, наворо — ворона, зеньполпо — поползень.)

Учитель. Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка? Почему кормушки для птиц надо каждый год устанавливать в одном и том же месте? Почему в кормушках не должно быть снега?

(Ответы детей.)

Учитель. Нельзя бросать возле кормушек пакеты, банки, в которых приносите корм. Нужно следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Необходимо знать, чем нужно кормить птиц. Как вы думаете, какая птица какой корм любит больше? Давайте узнаем правильные ответы: воробей — зерно, снегирь — ягоды рябины, дятел — насекомых, синица — насекомых, сало, зерно, сова — мышей, ворона — зерно. Что надо сделать, чтобы нас называли друзьями птиц?

Дети. Повесить кормушки и подкармливать птиц.

(Учитель достает еще одно письмо.)

Учитель. Нам опять пишет лесовичок! И вот что он пишет: “Вы молодцы! Очень много знаете! Старичок-лесовичок”. Он оставил в письме наказ: “Ты, человек, любя природу, // Хоть иногда ее жалей // В увеселительных походах. // Не растопчи ее полей, // Она твой давний, добрый лекарь, // Она союзница души. // Не жги ее напропалую // И не исчерпывай до дна, // И помни истину простую: // “Нас много, а она одна”. А вот и сладкий сюрприз от лесовичка. Давайте сделаем ему и пернатым жителям тоже сюрприз — повесим кормушки. У нас есть яблоки в форме кормушки, обсыплем их зерновой смесью и повесим на дерево. Любите природу, потому что это наша родная земля, на которой мы с вами родились и живем. Давайте будем к ней относиться бережней и добрей.

Татьяна СКИЧИНСКАЯ,
воспитатель группы продленного дня средней школы № 2 Каменца.