×

Развитие креативного потенциала учащихся посредством театрализованной деятельности

24.01.2020 15:13,

Чаусская областная средняя школа не совсем обычная школа. В ней занимаются и проживают дети со всех регионов Могилевской области. В школе открыты специализированные по спорту классы по направлению Биатлон и Тяжелая атлетика.

Очень часто название школы звучит из уст народа просто как “спортивная школа”. Учащиеся нашего учреждения действительно спортивные. Они показывают отличные результаты на соревнованиях различного уровня, имеют многочисленные награды. Неоднократно о спортивных достижениях юных спортсменов публиковали статьи в СМИ, снимали телерепортажи.

Социальная среда стремительно меняется и требует от общеобразовательного учреждения создания условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными умениями и навыками.

Я как педагог-организатор являюсь тем человеком, в чьей компетенции находится формирование внеклассной жизни нашего учреждения.

Стараюсь в общешкольных мероприятиях задействовать максимальное количество учащихся. Поначалу для некоторых роль будет незначительной, маленькой, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащению личного опыта ребёнка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе.

Массовость в данном случае выступает одним из показателей успешности, эффективности процесса вовлечения учащихся во внеурочную деятельность. Этот процесс не может осуществляться без преемственной опоры на прошлый педагогический опыт, на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного и зарубежного образования и педагогической мысли.

В своей работе руководствуюсь принципами соответствия возрастным особенностям обучающихся, опорой на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности, свободным выбором на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Учащиеся, несмотря, на уроки, сложные тренировки, соревнования, находят время для участия в общешкольных массовых мероприятиях и в свободное время отдают предпочтение не виртуальной жизни, а жизни, наполненной яркими красками, где каждому найдётся дело и каждый сможет реализовать свой творческий, лидерский потенциал.

Особое значение в работе с учащимися уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что это помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес, совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения художественному  воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.        

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй.

Уже многолетней школьной традицией стали постановки мюзиклов со спортивным подтекстом, учитывая специфику школы.

Работая над сценарием, стараюсь, чтобы не дети подстраивались под роль, а роль подходила ребенку, раскрывая его самые яркие стороны, тем самым создаю ситуацию успеха.

При подготовке к показу спектакля дети получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а, обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.

Ребята с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов, рисуют и придумывают афиши спектаклей, готовят пригласительные билеты.

Опыт показывает, что такая общая работа над сценарием сплачивает детский коллектив. Каждый герой мюзикла переживает не только за свою роль, но и за исход всего праздника в целом.

Эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка доказана на практике: дети показывают более высокий уровень развития творческих способностей, чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в суждениях, упорством и инициативностью.

На праздниках всегда много родителей, для которых такие мероприятия вселяют уверенность в том, что ребёнок отвлечён от асоциальных влияний, занят интересной и полезной деятельностью.

Благодаря совместным усилиям праздники удаются яркими и запоминающимися.

В.А.СЕМЕНЧИКОВА,
педагог-организатор Чаусской областной средней школы.