×

Само не пройдёт

14.12.2019 11:27,

Если вы заметили, что ваш ребенок после первого класса, когда овладел навыком письма и чтения, испытывает трудности, допускает ошибки при чтении и письме, это может говорить о том, что у вашего ребенка не просто неуспеваемость или незнание правил, а стойкие ошибки письма — дисграфия, и стойкие ошибки и трудности овладения чтением — дислексия.

Очень часто предпосылкой нарушения письма и чтения является раннее нарушение устной речи ребенка в дошкольном возрасте. Это могут быть такие нарушения, как общее недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. Заглянув в тетрадь ребенка или прослушав чтение, можно заметить ошибки, которые могут вас насторожить и подвигнуть пойти к специалисту:

1. Ошибки на уровне букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текста (пропуски, замены, перестановка, раздельное написание, отсутствие границ предложения).

2. Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежных окончаний (много карандашов); замены единственного числа и множественного числа существительных (люди бежит); согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, согласовании словосочетаний; пропуск или замена предлогов (над столом — на столом).

3. Ошибки, связанные с заменой букв: парных звонких и глухих согласных (б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с); замены гласных (а — я, о — ё, а также о — у, ё — ю); сонорных (Л,М,Н,Р,Й); свистящих и шипящих (С — Ш, З — Ж, СЬ — Щ); (Ч — Щ, Ч — ТЬ, Ц — Т, С — Ц, Ч — Ш, Ц — ТС).

4. Ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия, — это замены букв по кинетическому и оптическому сходству (з — е, б — д, у — д, и — ш, п — т, а — о и т.д.).

Если вы увидели подобные ошибки у своего ребёнка на письме и при чтении, которые имеют стойкий характер повторения, вы можете обратиться за рекомендациями по их устра­нению к учителю-дефектологу, который поможет, расскажет, что необходимо делать, чтобы исправить, или куда нужно обратиться, чтобы вам помогли.

Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог средней школы № 124.