Анжела ЦЫМБАЛОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия № 51 г. Гомеля»
Визуализируем художественные произведения – развиваем познавательную активность учащихся на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования
Проблема развития познавательной активности учащихся на I ступени общего среднего образования возникла давно и является важнейшей и в настоящее время.
Наблюдая за учащимися на уроках обучения чтению в первом классе и в начале второго класса на уроках литературного чтения, я отметила, что такие внешние проявления познавательной активности, как: готовность отвечать на вопросы учителя, открытость учащихся для педагогических воздействий, стремление к получению положительной оценки, к получению одобрения учителя, следование советам и рекомендациям учителя, заданным образцам поведения – были лишь у 3–4 учащихся класса, что свидетельствовало о низком уровне сформированности познавательной активности.
С каждым годом поддерживать у ребят интерес к учению становится всё сложнее, учащиеся не любят читать и пересказывать, у них нет потребности прочитать что-либо дополнительно. А ведь чтение – это залог успешного обучения на всех ступенях образования.
Мои наблюдения за учащимися, а также результаты анкетирования с целью определения любимого предмета показали, что литературное чтение считает любимым предметом только третья часть класса. Нелюбимыми видами деятельности на уроках литературного чтения для 73 % учащихся являются пересказ и словесное рисование. Могу предположить, что эти виды учебной деятельности требуют больших волевых усилий от учащихся, требуют больше времени для подготовки из-за недостаточных рекомендаций, дидактических инструментов. А это ведёт к потере познавательного интереса учащихся к учебному предмету и низкому уровню развития познавательной активности.
Чтобы литературное чтение стало интересным для учащихся, стало вызывать новые, позитивные, эмоциональные переживания у младших школьников, необходимо, на мой взгляд, обучить их такому новому активному дидактическому инструменту, как интеллект-карты. Они помогут в формировании новых способов познавательной деятельности у младших школьников, обеспечивающих успешное изучение предмета, в формировании литературно-творческих умений, в развитии творческой и познавательной активности учащихся. Дав учащемуся такое новое средство извлекать новые знания, преобразовывать новую информацию в графический образ, т. е. визуализировать, учащийся будет проявлять инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи, а, следовательно, будет иметь место развитие познавательной активности.
Карты памяти (или интеллект-карты, карты ума, ум-карты, ментальные карты) – так называют сравнительно новый способ альтернативной записи информации, новый визуальный метод.
Я предлагаю активно и систематически использовать интеллект-карты на уроках литературного чтения со 2 класса. В своей работе с учащимися мы, прежде всего, усвоили алгоритм построения интеллект-карт:
- готовим цветные ручки, карандаши или фломастеры, клей, картинки, бумагу;
- лист кладём горизонтально;
- в центре листа заглавными печатными буквами пишем и выделяем главную тему (1–2 ключевых слова), этот центр должен быть обязательно цветным;
- все слова в интеллект-карте пишем заглавными печатными буквами;
- от центральной темы по часовой стрелке рисуем ветки разными цветами; каждую ветку подписываем 1–2 словами, ветки нумеруем, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их;
- ветви первого уровня делаем более жирными;
- длина линии должна быть примерно равна длине ключевого слова;
- добавляем пустые линии, показывая тем самым, что интеллект-карта не является законченным продуктом;
- устанавливаем связи между понятиями пунктирной линией.
В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их рисунками, картинками, символами. Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово.
Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил составления интеллект-карт нет, как нет и неправильных карт.
Каковы же особенности работы с интеллект-картами на I ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения?
В начале второго класса целесообразно составлять интеллект-карты по литературному произведению коллективно под руководством учителя. Я строю интеллект-карту на доске цветными мелками, а учащиеся на бумаге параллельно со мной.
Построение интеллект-карты целесообразно проводить на этапе углубленного анализа текста литературного произведения. Во время анализа текста, шаг за шагом, появляется интеллект-карта как результат этого анализа. Составить интеллект-карту можно практически по любому литературному произведению. Я предпочитаю составлять интеллект-карту по обширному, насыщенному тексту, который планируется пересказывать.
Например, литературное чтение, 2 класс, И. Соколов-Микитов «Пришёл сентябрь»
Или 4 класс, Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
В данном случае составленная интеллект-карта будет являться своеобразным планом, сочетая в себе ключевые слова и картинки; будет способствовать быстрому и эффективному запоминанию текста, поможет его воссоздать.
При изучении литературного произведения интеллект-карта активно включается в работу на следующих этапах урока: углубленный анализ с повторным чтением произведения, пересказ – на том же уроке (первые пробы: по частям и целиком с опорой на интеллект-карту), этап обобщения, подведения итогов, проверка домашнего задания на следующем уроке. Это позволяет учащимся запомнить надолго и подробно пересказать текст на высоком уровне.
В данном случае этот вид учебной деятельности не требует больших волевых усилий от учащихся и много времени для подготовки, учащиеся уходят с урока с уже практически подготовленным домашним заданием. А это ведёт к развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету и развитию их познавательной активности. Кроме этого интеллект-карта позволяет дифференцированно подойти мне к проверке домашнего задания на уроке: слабые учащиеся могут использовать интеллект-карту при ответе.
Построение интеллект-карты облегчит задачу и при таких видах работы, как словесное рисование и составление характеристики литературного героя. Для словесного рисования нужно определить, сколько словесных рисунков можно последовательно нарисовать по произведению. Это будет соответствовать количеству ветвей первого уровня в интеллект-карте. Например, в интеллект-карте «Про мимозу» (С. Михалков, литературное чтение, 2 класс) будет 8 ветвей, а в интеллект-карте «Необыкновенная ромашка» (С. Воронин, литературное чтение, 3 класс) будет 6 ветвей.
Интеллект-карта
по литературному чтению, 2 класс
С. Михалков «Про мимозу»
Интеллект-карта
по литературному чтению, 3 класс
С. Воронин «Необыкновенная Ромашка»
Первоначально такую работу я провожу коллективно под моим руководством, задаю наводящие вопросы, впоследствии организую групповую или парную работу, а также индивидуальную работу по построению интеллект-карты, когда учащиеся готовы к их построению.
Помогает использование данного дидактического инструмента и при выполнении творческих заданий. Например, при обобщении раздела литературного чтения во втором классе «Я и моя семья» учащимся нужно составить рассказ «Моя семья». Для лучшего решения этой задачи и развития интереса предлагаю учащимся воспользоваться интеллект-картой (предлагаю им соответствующую интеллект-карту, как подробный инструментарий для составления своего рассказа, а также для экономии времени).
Таким образом, интеллект-карту можно использовать при выполнении любого творческого задания по литературному чтению: сочинить загадку, придумать свою сказку или рассказ, составить диафильм и др.
Начиная с третьего класса, я рекомендую учащимся, читая книгу по внеклассному чтению, составлять интеллект-карту для более вдумчивого внимательного чтения и лучшего запоминания содержания произведения, чтобы чувствовать себя уверенным на уроке внеклассного чтения.
Описанные мною примеры использования интеллект-карт на уроках литературного чтения во вторых–четвёртых классах составляют далеко не полный перечень возможностей данного дидактического инструмента. Использование интеллект-карт на уроках литературного чтения способствуют снятию напряжения и страха при анализе и пересказе большого произведения, словесном рисовании, выполнении творческих заданий, обобщении и систематизации знаний по разделу литературного чтения, при самостоятельном знакомстве с новым внеклассным литературным произведением; создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, развивает творческий потенциал учащихся и их познавательную активность.