Наталья ВИРШИЧ,
учитель русского языка и литературы
Чернельского детского сада – базовой школы
Ивьевского района Гродненской области
Формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Поскольку основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а текстами), то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения.
Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, смартфонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения учащихся – одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей
речевой среды.
Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, с деформированным текстом,
составление текста по опорным словам.
В своей работе особое внимание уделяю комплексному анализу текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции.
Вот примерный план анализа текста любого типа речи:
- Выразительное чтение текста.
- Словарная работа.
- Тема текста.
- Идея текста. Тип текста.
- Стиль текста.
- Выразительные средства речи и их роль.
Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Назывные предложения».
Учащиеся работают с предложенным текстом:
«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
Прослушав текст, учащиеся отвечают на вопросы:
– Действительно ли это текст? Докажите.
– К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
– Какие слова помогают описать красоту природы?
Затем учащиеся выполняют следующие задания:
- Расставьте в тексте знаки препинания.
- Объясните правописание Ь после шипящих.
- Найдите в тексте все односоставные предложения, выпишите их, определите вид предложения.
- Озаглавьте текст назывным предложением.
Демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей.
– Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины?
– Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?
В заключение предлагаю учащимся творческое задание: сочинить небольшой текст, используя односоставные предложения.
Данную работу можно выполнять под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Такой вид работы не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и позволяет интегрировать на одном уроке живопись, музыку и слово.
Работа с текстом на уроке русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Состав слова. Образование слов»
Деревья …пушил блестящий иней по которому бе…вредно скользили солнечные лучи. Всюду царило бе…ветрие. К вечеру мороз стал …давать и п…шёл снег. Его не было в пред…дущие дни. Начиная с ра…света снег шёл бе…прерывно. Снежное пространство было бе…гранично. Небеса будто ра…верзлись ра..сыпались снежным пухом и н..полнили воздух бе..молвием без…сходностью и бе…мятежностью.
Задания к тексту:
1) сформулируйте тему и основную мысль текста;
2) озаглавьте текст;
3) определите стиль данного текста;
4) объясните правописание пропущенных букв в словах и знаки препинания в предложениях;
5) найдите в тексте однокоренные слова.
Итоговый урок русского языка по теме «Сложноподчинённое предложение» в 9 классе.
Родительский дом, начало начал… Дом светлую память о котором всю жизнь бережёт сердце куда бы ты ни уехал кем бы ни стал как бы далеко не забросила тебя жизнь. Там в родных местах где знакома тебе каждая тропинка где в детстве обжигала роса и колола стерня босые ноги — твои корни твой стержень основа бесконечной беспредельной любви к Родине. Туда возвращаемся мы чтобы вдохнуть самый сладкий воздух чтобы набраться сил и стойкости чтобы поклониться родным местам перед дальней дорогой.
1) Сформулируйте тему и основную мысль текста.
2) Озаглавьте текст.
3) Определите стиль данного текста.
4) Графически передайте структуру второго, третьего и четвёртого предложений, расставьте в них знаки препинания и объясните.
5) Докажите целесообразность использования в данном тексте сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
6) Укажите вид однородных придаточных частей и определите их роль в тексте.
7) Допишите текст, используя в нём сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Важную роль в работе над развитием орфографической зоркости, формированием связной речи учащихся играет работа с «деформированным» текстом.
Работа с «деформированным» текстом предусматривает языковую работу в следующей последовательности:
- прочитай предложения;
- подумай, какое предложение надо написать первым;
- установи последовательность событий;
- запиши предложения;
- проверь, правильно ли ты списал.
Приведу пример использования приема работы с «деформированным» текстом на уроках русского языка:
Напиши предложения по порядку, придумай название для текста.
1) Порой они с глухим стуком падают на землю.2) Никакие чучела и другие страшилки не могут отвадить птиц от сада.3) Листва с деревьев уже опала.4) Они сначала в нерешительности кружатся над яблонями и грушами, а потом опускаются чёрной тучей на ветки.5) Наступил сентябрь.6)В саду стоит сладковатый запах от перезревших и растрескавшихся от удара на землю плодов.7) В такую минуту кажется, что с садом случилась какая-то страшная беда.8)Издалека видны краснобокие яблоки и желтоватые груши.9)Плоды вдруг стали чёрными!10) Пришла пора пиршества для предприимчивых грачей.11) Уж не злой ли сказочный дух прошёлся по саду?12) Нет с птицами сладу!
№4: 5,3,8,1,6,10,4,7,9,11,12,2
Итак, использование данного приема способствует усвоению грамматических норм согласования, управления, построения предложений разных
видов, обеспечивает формирование способности учащихся употреблять синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Составление текста по опорным словам – это прием работы, который не только содействует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.
В процессе работы над составлением текстов учащимся в качестве опорных слов можно предложить как отдельные слова и словосочетания, так и целые фразы, тематически подобранные. Их надо объяснить с точки зрения значения, орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а также частично или совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.
Содержание упражнений в рамках данного приёма может выглядеть следующим образом:
– составь и запиши связный текст из данных слов (таблица 1).
Таблица 1 – Составление текста по опорным словам в 5 классе.
Содержание упражнения 1 | Содержание упражнения 2 |
|
Весна.
|
Применение текста как дидактического материала на уроке дает широкие возможности для реализации системно-деятельностного, дифференцированного, личностно-ориентированного подходов и развития творческих
способностей. Работа с текстом играет основополагающую роль в развитии речи учащихся, способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. При систематическом использовании текста на уроках русского языка повышается интерес детей к предмету, создаются условия для нравственного, эстетического, патриотического и экологического воспитания.