«Дедушкин орден». Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы (5–6 лет)

- 15:08КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков

Коррекционное занятие «Дедушкин орден» направлено на развитие речи детей старшей группы на основе материалов, посвященных празднованию 9 Мая, и рассказа А.Митяева «Дедушкин орден».

 

Мария ПАРФЕНОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО “Детский сад № 72 г.Гродно”.

 

 

Программные задачи:

– закреплять представления о значении и важности праздника День Победы, о военных профессиях;
– формировать умение согласовывать числительные с существительными,
– учиться определять расположение предметов, пересказывать произведение по опорным картинкам;
развивать артикуляционный аппарат, память, мышление, речь;

– воспитывать уважение к защитникам Родины и ветеранам, военным профессиям, гордость за свою страну.

Материал и оборудование: фонарик, игрушки (танк, бинокль, грузовик, корабль, самолёт), магниты, опорные картинки для пересказа, по количеству детей: индивидуальные зеркала, карточки с цифрами от 1 до 5 и спрятанным изображением военного объекта, с изображением людей военных профессий (подводник, пограничник, моряк, лётчик, танкист), звёзды красного и зелёного цвета; магнитная доска.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением людей военных профессий, военной техники, беседы о ветеранах, праздновании 9 Мая.

 

Ход занятия

 

Дети заходят в кабинет, здороваются и становятся полукругом.

Педагог. Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. (Дети выполняют задание.) Молодцы!

Подскажите, какой праздник мы отмечаем 9 мая? (Ответы детей.)

День Победы – Девятое мая –
Это праздник победной весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны…

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подаривших народам победу
И вернувших в сердца нам весну!
                               (Н. Томилина)

 

9 мая 1945 года наши войска одержали победу над фашистской Германией. Кого мы в этот день вспоминаем? (Ответы детей.) Правильно, в этот день мы вспоминаем тех, кто остался на полях сражений и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А кто такие защитники Отечества? (Это воины, которые защищают свой народ, Родину от врагов. Это армия.) Кто из вас знает, что означает слово «Отечество»? (Отечеством называют Родину.) Как называют людей, которые защищали нашу страну во время войны и которые живы сейчас? (Ветераны.) 9 мая мы поздравляем ветеранов с праздником Великой Победы, возлагаем цветы к обелискам и памятникам погибшим воинам.

Важную роль на войне сыграли разведчики. А вы знаете, кто такие разведчики? (Это люди, которые отправляются на задание, разузнать обстановку или добыть важную информацию.) На первое важное задание отправится ваш язычок.

Артикуляционная гимнастика «Язычок-разведчик»

Дети берут индивидуальные зеркала и выполняют упражнения.

Мы ползём вперёд –
(Язычок тянуть прямо, влево, вправо.)
Подняли голову, посмотрели обстановку –
(Язычок поднять.)
Опустили голову –
(Язычок опустить.)
Поползли дальше –
(Язычок прямо.)

Дети кладут зеркала на стол.

Педагог. Пока разведчики ползли, они слышали различные звуки. Давайте вспомним и повторим их. Мимо пролетал самолёт, произносим протяжно, громко звук [у]: у-у-у. Дул лёгкий и тихий ветер. Произносим тихо звук [ш]: ш-ш-ш. Недалеко стреляли из пулеметов.  

Педагогический работник предлагает многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне, громко произнося звук [т]: т-т-т.

Педагог. Вдалеке ехали танки. Тихо произносим звук [ж]: ж-ж-ж. Очень далеко и почти неслышно плыла подводная лодка. Произносим тихо-тихо звук [с]: с-с-с. Умницы! Из вас получатся отличные разведчики.

Теперь поговорим о военных профессиях.

Игра «Военные профессии»

Каждый из детей получает карточку с изображением людей военной профессии. Нужно назвать, кто изображён и какие действия он выполняет.

Дети поочерёдно размещают свою карточку на магнитной доске и рассказывают. (У меня танкист. Танкист управляет танком. У меня подводник. Подводник служит на подводной лодке. У меня пограничник. Пограничник охраняет нашу границу. У меня лётчик. Лётчик управляет самолётом или вертолётом. У меня моряк. Моряки служат на военных кораблях.)

Педагог. Молодцы, правильно назвали всех. Почему нужны эти военные профессии? (Ответы детей.) Люди этих профессий защищали Родину во время Великой Отечественной войны на море, на суше и в воздухе. Защищают нас и теперь.  

Игра «Сосчитай-ка»

Педагог. Военные должны быть очень внимательными и наблюдательными, уметь запоминать информацию. Перед вами зашифрованные карточки. Я подсвечу фонариком, а вы ответьте, сколько военных объектов увидели. (Я увидел 5 танков. Я увидел 2 вертолёта. Я увидел 1 самолёт. Я увидел 3 корабля. Я увидел 4 военные машины.)

Игра «Пилот»

Педагог. Ребята, сейчас мы отправимся в полёт на самолёте. У вас будет задание – найти военную технику либо предметы, относящиеся к военной профессии, и приземлиться около них. Отправляемся в полёт!  

Самолёты загудели,
(Вращать согнутыми в локтях руками перед грудью.)
Самолёты полетели,
(Руки в стороны, передвигаться по помещению, имитируя полёт самолёта.)
На поляну тихо сели.
(Присесть.)

 

Дети садятся на корточки возле объектов, которые нашли. Педагогический работник подходит к каждому ребёнку и спрашивает, что он нашёл и где. Уточняет, откуда найденный предмет нужно взять. (Я нашёл танк за дверью. Я достану танк из-за двери. Я нашёл самолёт под столом. Я возьму самолёт из-под стола. Я нашёл корабль на полке. Я возьму корабль с полки. Я нашёл грузовик на полу. Я подниму грузовик с пола. Я нашёл бинокль под стулом. Я достану бинокль из-под стула.)

Педагог. Вы молодцы, отлично справились и с этим заданием.

За отвагу и подвиги во время Великой Отечественной войны воины получали награды: ордена и медали. Всех тех, кто защищал свою страну, мы помним и воздвигаем памятники, а также посвящаем им песни, стихи, рассказы. Послушайте, пожалуйста, рассказ «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

 

Педагогический работник знакомит детей с содержанием рассказа и размещает на доске соответствующие опорные картинки. Затем предлагает самостоятельно пересказать текст.

Педагог. О чём был рассказ? Какие военные вещи были у дедушки? Как использовались дедушкины военные вещи? Что было самым ценным у дедушки из военных вещей? Что хотел сделать с орденом Игорёк? За что дедушке дали орден? Кого на улице встретил Игорёк? Что спросила соседка тетя Оля у Игорька? (Ответы детей.)

Педагогический работник предлагает детям самостоятельно пересказать текст по опорным картинкам.

Педагог. 9 Мая – это не только праздник солдат, но и всего нашего народа. Давайте не будем забывать о подвигах, совершенных во имя Великой Победы.

Рефлексия

Педагог. Ребята, вот перед вами звёзды: красная и зелёная. Если сегодня на занятии всё было понятно и ничего не вызвало затруднений – поднимите зелёную звезду. Если были трудности – возьмите красную звезду.

Посмотрите, какой замечательный праздничный салют из звёзд у нас получился.

Ввысь салюты поднимаются
И букетом рассыпаются.
Отмечает наш народ
День Победы каждый год.
(А.Стенько)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий