Елена МОИСЕЕВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Растения – часть живой природы.
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся
смогут:
– назвать части растений;
– определять значение частей растений;
– назвать не менее трёх правил бережного отношения к природе;
будут уметь:
– отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.
Задачи личностного развития:
– способствовать развитию коммуникативных навыков, самооценки собственной деятельности и взаимооценки;
– создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к растительному миру.
Используемая технология: многомерная дидактическая технология.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, постараемся подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и выполнять задания.
Слайд 1
– Я готова начать работу, и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
– Если вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний, ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком (ладошки).
2 Этап проверки домашнего задания
– Ребята, у каждого из вас на парте находится «умная карта». Может ли она помочь нам в повторении изученного и в получении новых знаний?
– Почему? (Основные вопросы изученных тем раскрыты в логической последовательности. Изучение новой темы опирается на знания, полученные на предыдущих уроках, и даёт новые знания. Постепенное продвижение от «старых» знаний к «новым»).
– Скажите, что вы можете сказать по теме «природа», глядя на «умную карту»?
Задание к модели: задай вопрос классу, используя «умную карту».
Игра «Верю – не верю»
Слайд 2
– Вам предстоит ответить на вопросы и сделать прогноз, сможете ли вы дать правильные ответы. Прогнозировать свой результат вы будете с помощью цветов «Ступенек успеха».
Слайд 3
– Если вы верите высказыванию (учитель читает вопросы учащимся), закрасьте зелёный кружок. Если нет – красный.
Верите ли вы:
1) что природа – это всё то, что окружает человека и не сделано его руками? (+)
2) что живая и неживая природа не связаны между собой? (–)
3) что солнце, вода, животные – это живая природа? (–)
4) что воздух – это часть живой природы? (–)
5) что вода содержится в живых организмах? (+)
6) что песок и глина – это тоже части почвы? (+)
– А теперь попробуйте спрогнозировать свой результат. Если вы считаете, что смогли правильно ответить на все 6 вопросов, то положите перед собой квадратик зелёного цвета, если допустите 1 ошибку, то возьмите квадратик жёлтого цвета, если 2 ошибки – квадратик синего цвета, ну и если ошибок будет больше двух – квадратик красного цвета.
(Для объяснения правил прогностической самооценки используется слайд 4, где при каждом нажатии появляются цвета «Ступенек успеха»).
Слайд 4
– Теперь проверим правильность ваших ответов. Посмотрите на экран и сверьте ответы со своими. Проверка по слайдам.
Слайд 5
– А теперь давайте оценим правильность ответов по тем же правилам: если вы правильно ответили на все 6 вопросов, то положите рядом с предыдущим квадратиком квадратик зелёного цвета, если допустили 1 ошибку, – квадратик жёлтого цвета, если 2 ошибки – квадратик синего цвета, ну и если ошибок больше двух – квадратик красного цвета.
(Для объяснения правил самооценки используется слайд 6, где при каждом нажатии появляются цвета «Ступенек успеха». Учащиеся выбирают нужный квадратик согласно предложенным правилам самооценки.)
Слайд 6
– Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого на парте лежат квадратики одинакового цвета (зелёного цвета), (те, у кого получилось ответить на вопросы лучше, чем вы прогнозировали).
(Учитель делает вывод о том, что те ребята, у кого квадратики совпали, понимают, где у них знаний недостаточно, или они знают материал хорошо. Также учитель обязательно хвалит тех учащихся, которые выполнили задание без ошибок, также придаёт уверенности тем учащимся, у кого прогностическая самооценка была занижена).
После проведения самооценки озвучиваются ответы на те вопросы, в которых учащиеся допустили ошибки и поясняется, почему надо было ответить иначе.
– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть новые для нас знания, и в том нам поможет «умная карта».
3 Этап постановки темы и цели урока
– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… Нет-нет, не царь с царицей… Не король с королевой… И речь пойдёт не о царстве за тридевять земель. Мы сегодня продолжим разговор о царстве, которое находится вокруг нас, о царстве природы.
Разгадывание кроссенса
– Что изображено? Как вы думаете, что связывает эти иллюстрации?
– Как будет называться новый раздел?
– В этом разделе мы будем изучать растения, грибы, животных и взаимодействие с ними человека.
– Вспомните, что относится к живой природе. (Животные, растения, грибы, человек).
Давайте разместим их на нашей «умной карте». Найдите среди картинок человека и разместите на нужную ветку, следующая ветка – животные, грибы и растения.
Тема сегодняшнего урока «Растения – часть живой природы».
Слайд 7
– Почему растения относятся к живой природе? (Дышат, питаются, растут, размножаются и умирают).
Слайд 8
– К концу урока вы сможете назвать части растений и определять значение частей растений.
– А что мы должны уметь к концу урока? Вы должны уметь отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.
4 Этап изучения нового материала
– Как и у всякого живого организма у растения есть органы или части. Я предлагаю вам посмотреть сценку. А вы постарайтесь запомнить, из каких частей состоит растение.
Сценка «Спор органов растений» (Приложение 1)
– Какие части растений вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листок, стебель, цветы, плоды.)
– Откройте учебник на с. 34. Рассмотрите рисунок томата. Все ли части растения мы назвали?
– Давайте назовём части растения у яблони. Какие части не указаны? (Корень, цветок.)
– А сейчас более подробно узнаем о каждой части растения.
– Кто в сценке первый начал спор? (Корень.)
– Зачем растению нужны корни? (С помощью корня растения получают воду с растворёнными питательными веществами, укрепляются в почве.)
– Давайте проверим, правильно ли вы ответили, посмотрев видеофрагмент.
– Куда попадают питательные вещества, которые поглощает корень? (В стебель.)
– А какую работу ещё он выполняет, посмотрим на видео. (На нём держатся листья, цветки и плоды.)
– А для чего нужны листья? Обратимся ещё раз к видео. (Из углекислого газа и воды с помощью солнечного света готовят пищу, которая по стеблю поступает к другим частям растений.)
– А какова роль цветка и для чего образуются плоды, узнаем из учебника (с. 37)
– Так какая часть растения является самой важной и необходимой?
5 Этап закрепления изученного материала. Работа в группах
– Для того чтобы закрепить полученные знания, мы поработаем в группах.
1-я группа. Рассмотрите отдельные части растения, назовите их. Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.
2-я группа. Рассмотрите растения на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растения на свои места.
3-я группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются.
4-я группа. Соедините часть растения с его значением.
Проверка работы в группах (учитель предлагает образцы правильного выполнения заданий).
– Работа в группах показала, что вы знаете части растений и умеете их определять.
– Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (Определять части растений и знать их значение.)
Физкультминутка (музыкальная, двигательная)
Физкультминутка для глаз (согласно СанПиНу)
– Посмотрите на слайд. Какие растения изображены? (Клён, сирень, крапива).
Слайд 9
– Давайте рассмотрим стебли растений.
– Чем они отличаются?
– Что можете сказать о стебле клёна? (Один толстый одревесневший ствол.) Сирени? (Сирень имеет несколько тонких одревесневших стеблей-стволиков.)
– Какие стебли у крапивы? (Мягкие, сочные.)
– Как одним словом мы можем назвать группу растений, где один одревесневший стебель? (Деревья.)
– Как одним словом мы можем назвать группу растений, которые имеют несколько одревесневших стеблей? (Кустарники.)
– Как одним словом мы можем назвать группу растений, которые имеют стебель мягкий и сочный? (Травянистое растение.)
– Исходя из особенностей стебля растения, давайте сделаем вывод, как мы можем отличить деревья, кустарники и травянистые растения? (По внешнему виду стебля.)
Слайд 10
– Деревья, кустарники и травянистые растения называют цветковыми. Как вы думаете, почему? Найдите правильный ответ в учебнике на с. 35.
– Какие цветковые растения растут возле нашей школы? (Сирень, орешник, шиповник.) Весной мы понаблюдаем, как они цветут.
– У некоторых растений не совсем заметны цветы, а у некоторых – плоды. Давайте вспомним рассказ Юрия Коваля «Сирень и рябина». Послушайте отрывок из рассказа и скажите, у какого растения более заметны плоды, а у какого – цветы? (Приложение 2)
Работа в парах
– Для того чтобы проверить, умеете ли вы отличать по признакам растения, поработаем в парах.
– Разделите растения на три группы.
Фронтальная проверка
– На какие группы разделили растения?
– Какие растения отнесли к деревьям? (Береза, дуб, сосна.)
Слайд 11
– Назовите кустарники. (Жасмин, орешник, смородина.)
Слайд 12
– Что отнесли к травянистым растениям? (Прострел луговой, клевер, одуванчик.)
Слайд 13
– Какая часть растения помогла вам разделить их на три группы?
– Встаньте пары, которые смогли правильно распределить растения на три группы.
– Встаньте пары, которые распределили правильно на две группы.
– Молодцы! Большинство из вас умеет отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.
– Какую вторую цель мы ставили перед собой? (Отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.)
– Среди этих растений есть одно, которое встречается очень редко. Оно занесено в Красную книгу Республики Беларусь. Как вы думаете, какое? (Сон-трава или прострел луговой.)
Слайд 14
– В нашем районе оно встречается недалеко от деревни Лылойти. Все растения, занесённые в Красную книгу, находятся на грани исчезновения.
– Как вы думаете, можем ли мы рвать эти красивые цветы?
– Почему?
– А как мы должны относиться к остальным растениям, не занесённым в Красную книгу? (Ответы детей.)
– Важно ли бережно относиться к природе?
– А что значит беречь природу? Давайте попробуем сформулировать правила бережного отношения к природе и составим памятку друзей природы.
1 Бережно относись к деревьям и кустарникам, участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.
2 Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
3 Помни, ты – часть природы. Люби всё живое вокруг.
Слайд 15
– Решите задачу и сделайте вывод.
Ежедневно, из-за деятельности человека, на земле исчезает один вид растений. А сколько приблизительно исчезает растений за месяц? Какой вывод мы можем сделать?
Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, растения. Если мы с вами будем бережно относиться к природе, то обязательно сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.
6 Этап подведения итогов. Рефлексия
– Почему растения относят к живой природе?
– Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения?
– Какие части есть у цветковых растений?
– Сейчас мы выполним несколько заданий и посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.
1. Что не является частью растения? Зачеркни.
Корень, лист, почка, стебель, цветок, бутон, плод.
Слайд 16
2. Какие растения являются кустарниками? Отметь знаком.
Слайд 17
3. Из предложенных вариантов вам нужно выбрать правильный ответ, а буквы вписать в таблицу.
1. | 2. | 3. | 4. |
Я | ПЛОД | РАС | КОРЕНЬ |
РО | ВОДА | НИ | ЦВЕТОК |
ТЕ | СТЕБЕЛЬ | СТ | ЛИСТЬЯ |
ВО | ПОЧВА | ЛАР | ВОЗДУХ |
1. Часть растения, которая служит для укрепления растения в почве. (Корень)
2. Часть растения, которая служит для передачи питательных веществ. (Стебель)
3. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)
4. Орган, который развивается из цветка. В нём находятся семена. (Плод)
Проверка. Какое слово у вас получилось?
Слайд 18
Растения – это богатство и краса земли.
– У кого получилось это слово, встаньте.
– Ребята, у которых получилось слово «растения», оказались сегодня на самой высокой ступеньке «Лесенки успеха».
– Назовите несколько правил бережного отношения к природе (бережно относиться к растениям, участвовать в посадке и охране зелёных насаждений, оказывать помощь животным и растениям).
7 Этап информирования о домашнем задании
С. 34–37, прочитать и ответить на вопросы.
Подготовить информацию о растениях рекордсменах (по желанию).
Приложение 1
Материалы для сценки «Спор частей растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.
Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.
Стебель (с обидой): Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня, не было бы растения.
Лист (с возмущением): «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.
Цветок: Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня, не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение.
Начавшийся спор между частями растения – неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.
Приложение 2
Весной – за каждым забором – кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.
Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы? Никто их не замечает.
Зато уж осенью – за каждым забором – рябиновые гроздья.
Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?
Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть – хороша ли нынче рябина?