В материале представлен конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» для детей старшей группы (5–6 лет)
Елена РОМАНОВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Радунский детский сад» Вороновского района,
Гродненская область
Тема: Графический пароль.
Программные задачи:
– закреплять состав числа 8 из двух меньших чисел, упражнять в определении последовательности смены суток;
– упражнять в количественном счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
– закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник), закреплять умение определять положение изображения на листе бумаги;
– развивать внимание, речь, мышление, самостоятельность;
– воспитывать чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.
Материал и оборудование: цифры демонстрационные (1–9), круги белые, желтые, синие, черные по количеству детей, музыкальное сопровождение, геометрические фигуры по количеству детей (синий квадрат, оранжевый треугольник, жёлтый круг, фиолетовый ромб, красный и зелёный прямоугольники), листы бумаги А4 по количеству детей, карточки с лабиринтом для девочек и мальчиков по количеству детей, фломастеры, карточки «Соедини по точкам», планшет, тренажёр для глаз «Цветочная поляна».
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем становятся на ковре, здороваются с гостями.
Приходит сообщение на вайбер.
Воспитатель: Ребята, что это мне пришло? (Сообщение на вайбер). Интересно, от кого это сообщение и что в нём написано? (Ответы детей) Ребята, сообщение не открывается. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы оно открылось? (Предполагаемые ответы детей: ввести пин-код, перезагрузить и др.) Возможно, у меня закончились деньги… Давайте вы мне поможете пополнить счёт, минимальный платёж – 8 руб. Чтобы пополнить счёт на планшет, надо стать в паре, так чтобы получилось число 8. (Воспитатель раздает цифры) Пополнили, не получается. Что еще можно сделать? (Ввести пин-код). Не получается. Надо тогда придумать новый пин-код. Наш пин-код будет необычный, графический.
На мольберте выставляю по одному символу.
Воспитатель: Что обозначает первый символ? (Ответы).
Первый символ «Части суток»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, знаете ли вы части суток. Я загадаю вам загадки, а вы угадайте, о каком времени суток идет речь, затем покажите круг определённого цвета, обозначающий части суток.
(Раздать круги, которые обозначают части суток).
Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик. Все, вокруг уснуть должны, наши дети тоже. Когда все спят? (Ночью).
Солнце яркое встает, петушок в саду поет. Наши детки просыпаются, в детский садик собираются. (Утро).
Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. Когда это бывает? (День).
А, что следует за днем? (Вечер).
Спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
Завтракаем мы утром, а обедаем … (днем).
Обедаем мы днем, а ужинаем… (вечером).
Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Второй символ «Цифровой»
Воспитатель: Что обозначает этот символ? (Ответы).
Работа по подгруппам (выкладывают цифры на ковре) и индивидуально (на столе)
Два ребёнка на столе исправляют ошибки и расставляют цифры по порядку от 1 до 9. Счёт до 10 и обратно.
1-я подгруппа (от цифры 3 до 8; назовите соседей цифры 5; 7; какая цифра больше 4 или 5; 7 или 8).
2-я подгруппа (от цифры 4 до 9; назовите соседей цифры 6; 8; какая цифра больше 8 или 9).
3-я подгруппа (от цифры 2 до 7; назовите соседей цифры 3; 5; какая цифра больше 4 или 5).
Третий символ «Полянка с цветами»
Воспитатель: Что обозначает этот символ? (Ответы детей). Ребята, пришло время отдохнуть на поляне.
Физкультминутка музыкальная (на усмотрение воспитателя)
Четвёртый символ «Лабиринт»
Воспитатель: Что обозначает символ? (Ответы детей) Теперь девочки помогают лягушке попасть в болото (проходят путь по кругам), а мальчики помогают птичке попасть в гнездо (проходят путь по ромбам).
Воспитатель следит за осанкой ребят и как дети держат фломастеры.
Ребята, вы молодцы. А вот и новое задание. Нужно соединить точки по порядку.
Тренажёр «Гимнастика для глаз»
Пятый символ «Цветочная полянка»
Воспитатель: Что обозначает пятый символ? (Ответы детей).
Шестой символ «Графический диктант» (лист бумаги с геометрическими фигурами ).
Воспитатель: Что обозначает шестой символ? (Ответы детей)
В левом верхнем углу кладём синий квадрат;
В правом нижнем углу – фиолетовый ромб;
В левом нижнем углу– оранжевый треугольник;
В правом верхнем углу – желтый круг.
В центре – красный прямоугольник;
В центре чуть ниже красного прямоугольника кладём зелёный прямоугольник.
Ребята, что символизирует геометрическая фигура в центре, на что похожа, где вы видели похожее? (Флаг Беларуси).
Воспитатель: А сейчас проверим:
Какую геометрическую фигуру Имя ребенка разместил в правом нижней углу?
Имя ребенка, где находится желтый круг?
В каком углу Имя ребенка разместил овал?
Давайте теперь введем новый наш пароль в телефон и посмотрим, кто нам прислал сообщение. А пришло сообщение от учительницы, которая приглашает вас в школу (на планшете – смайлик).
Какой символ кода у вас вызвал затруднение?
Какой символ кода самый простой?
Какой символ кода был самым интересным?