Правописание гласных о-а в корнях с чередованием -скак-/-скоч-, -плав-/-плов-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-/-моч-. 6-й класс  

- 16:51II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Идеи, Русский язык и литература. Сценарии

Данный урок представляет собой урок получения новых знаний с элементами игры.

Марина ГОЛОВАЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Цель урока: ознакомление с правилом написания гласных о-а в корнях с чередованием -скак-/-скоч-, -плав-/-плов-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-/-моч-.

Задачи урока:

– формировать умения правильно выделять и писать названные корни с чередованием;
– обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании чередующихся гласных о-а в корне слова;
– создать условия для развития интереса учащихся к русскому языку.

Тип урока: урок получения новых знаний с элементами игры.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация, кластер, раздаточный материал, учебник.

 

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
На друг друга посмотрите
И смелее улыбнитесь.
Повернитесь, распрямитесь
И гостям все улыбнитесь! (Слайд 1)

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике. Запишите число и классную работу.

Прежде чем мы перейдём к новой теме, проверим домашнее задание.

 

II Проверка домашнего задания (Слайд 2)

Над какой же морфемой сегодня будем работать? Разгадав ребус, вы узнаете ответ. (Слайд 3)

Да, это корень.

 

III Игра «Исправь ошибки»

А теперь немного поиграем. (Слайд 4)

Слажение, выростить, гарит, соприкосаются, зорница, покланиться 

В каких частях слова сделаны ошибки? (В корне.) Проверьте себя. (Слайд 5)

Что ж это за орфограмма «спряталась» в корне слова? (Правописание чередующихся о-а в корне слова.) От чего зависит выбор гласных в корне?

 

IV Заполнение кластера (Слайд 6)

 

Давайте вспомним, от чего зависит написание чередования о-а в корне слова. Перед вами кластер, выполненный не до конца. Ваша задача – поместить знакомые корни с чередованием в правильную колонку.

Какая колонка осталась незаполненной?

А сколько «лишних» корней осталось? Как вы думаете, о чём сегодня будет речь?

 

V Изучение новой темы

Тема урока – правописание гласных о-а в корнях с чередованием -скак-/-скоч-, -плав-/-плов-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-/-моч-. (Слайд 7)

У вас на партах лежит таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова». Заполняйте её по ходу урока.

-скак-/-скоч– (Слайд 8)

Запомнить выбор гласной в этом корне, поможет четверостишие:

Перед буквой К
Пишем только А,
Перед буквой Ч пиши
О и не спеши.

Например: скакать – выскочить. НО! Не забывайте: в правиле могут быть слова-исключения: скачок, скачи, скачу.

Фраза для запоминания: Скачок – и я скачу. Скачи за мной! (Ученики записывают в таблицу примеры).

Поместите данный корень на кластере в нужную графу.

 

-равн-/-ровн-, -мак-/-мок-/-моч– 

Следующие корни зависят от лексического значения слова.

Чтобы эти корни правильно писать,
Для начала значенье должен знать.

-равн-/-ровн– (Слайд 9)

Для правописания применим закон линии и весов: равн- – «равный, одинаковый», как вес на весах, ровн- – «ровный, гладкий, прямой», как ровная линия.

НО! По равнине ехали ровесники, взяв уровень и поровну багажа.

 

-мак-/-мок-/-моч– (Слайд 10)

Здесь поможет закон ложки и губки: мак- – «погружать в жидкость», как ложку, мок- – «впитывать жидкость», как губка. (Ученики записывают в таблицу примеры).

Поместите данный корень на кластере в нужную графу.

 

Игра «Собери букеты» (Слайд 11)

Собрать «цветы» (слова, с корнями -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-/-моч-) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Обмакнуть, сравнить, выровнять, промокашка, замочить, макать, поравняться, подровнять.

Какие корни остались?

-плав-/-плов– (Слайд 12)

Правило простое – всегда пиши А.

НО! Плывут пловец с пловчихой.

 

VI Физкультминутка

Немного отдохнём. Представьте, что вы пошли в поход, в котором вас подстерегают опасности. Чтобы справиться с ними, нужно выполнить задания. Если я называю слова с корнями -скак-/-скоч-, вы прыгаете, если с корнями плав-/-плов-/-плыв-, вы плывёте (двигаете руками).

Мокрый, ровный, растёт, скачет, плывун, горит, поклониться, плавает, выскочит, росток, поплавок, промокашка, выскочка, касаться, скакун, равнина, плавательный.

Молодцы!

 

VII Закрепление изученного материала

Игра «Бумеранг»

Каждый по очереди называет словосочетание, выделяя слово с орфограммой и объясняя её написание.

Вымокнуть под дождем, решить уравнение, широкая равнина, промокательная бумага, острый плавник, скакать по дороге, равноправные партнеры, макать сухари в молоко, начинающие пловцы, заровнять участок, проскочить во двор, касаться стены.

Помните и о других корнях с чередованием о-а.

 

Игра «Сито»

Для чего используют сито? Чтобы отсеивать полезное и значимое от ненужного. В следующих словосочетаниях перемешались все слова с чередованием о-а. Вам нужно найти и выписать в тетрадь только те, которые изучили сегодня на уроке.

К..снуться пальцем, прил..гать усилия, заг..рать на даче, м..кать хлеб, выск..чить из-за угла, накл..ниться к земле, разг..рался вдалеке, острый пл..вник, р..стёт в тени, подр..внять чёлку, пром..кнуть насквозь, раннее тв..рчество, р..вностороннее движение.

 

Письмо дяди Фёдора

«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят жить на равных условиях. Матроскин целыми днями макает хлеб в молоко да скачет с Гаврюшей в огороде. Шарик заделался пловцом, плавает на местном пруду. Когда промокнет, идёт в дом греться. Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»

 

Мини-тест «Третий лишний»
Найдите лишнее слово в рядах. Выпишите их.

Обмакнуть, промокашка, макать;
сравнить, уравнять, равнина;
поплавок, пловец, пловчиха;
скакать, скакалка, выскочить.

 

VIII Домашнее задание

§ 18, упр.156

 

IX Рефлексия

На доске вы видите бесплодное дерево. В зависимости от усвоения материала поместите на его ветви плоды с нужным цветом.

 

X Выставление и комментирование оценок.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий