Занятие направлено на развитие мыслительных процессов, пространственное мышление, познавательное отношение к окружающему миру, интерес к науке и технике.
Ольга ПУЙША,
воспитатель дошкольного учреждения
ГУО «Радунский детский сад» Вороновского района,
Гродненская область
Тема: «Карусель для жителей LEGO-города»
Программные задачи:
– обучать группировать детали для конструкции (карусель), определять пространственное положение частей (пластина, шестерни), конструировать по схеме;
– развивать мыслительные процессы, пространственное мышление, познавательное отношение к окружающему миру, интерес к науке и технике;
– воспитывать желание обмениваться знаниями и опытом о техническом конструировании со сверстниками.
Ожидаемый результат:
– формирование представлений о шестерне; её функциональном назначении;
– сформировать умения конструировать карусель с различным расположением частей, количества деталей.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Ресурсное обеспечение: набор конструктора LEGO «Планета STEAM», схемы для сбора карусели, изображения различных каруселей, ленточки длиной 1–1,5 метра по количеству детей, магнитно-маркерная доска, магниты, столы.
Для индивидуальной работы (по количеству детей): пластины небольшого размера, шестерни одинакового размера, сидения для карусели, лего-человечки, детали конструктора красного и зеленого цвета.
Для групповой работы: пластина большого размера, шестерня большого размера.
Ход занятия
Ритуал начала занятия. Дети с педагогом становятся в круг, произносят слова, сопровождая их действиями.
ЛЕГО – умная игра! |
(движения не выполняются) |
Увлекательна, |
(протягивают руку вперёд, большой палец поднят вверх, остальные собраны в кулак) |
Сложна. |
(приставляют указательный палец к виску) |
С ЛЕГО весело играть, |
(поочерёдно загибают пальцы на руке) |
Приглашаем всех друзей, |
(берутся за руки) |
С ЛЕГО поиграть скорей! |
(качают руками вперёд-назад, отпускают) |
Педагог: Мы с вами конструировали для жителей ЛЕГО-города дома, машины, мосты, деревья, но самым маленькие жители этого города грустят. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Если дети самостоятельно не придут к мысли о том, что им негде кроме дома играть, встречаться с друзьями и проводить время с семьёй, педагогу необходимо сформулировать наводящие вопросы.
– А где вы проводите своё время с родителями и друзьями? (На детской площадке, в парке и т.п.). У кого из вас во дворе есть детская площадка? Кто из вас был в парке? Чем оборудованы площадки и парки? (Качелями, каруселями, аттракционами и т.д.)
– Что мы можем сделать, чтобы дети ЛЕГО-города не грустили? (Ответы детей) Попробуем сконструировать для них карусели?
– На детских площадках, в парках есть много разных аттракционов.
Педагог демонстрирует изображения различных аттракционов.
– Сначала давайте разберёмся, как же они работают. Какое действие выполняют карусели? (Движутся, вращаются) Давайте попробуем показать движение карусели.
Динамическая пауза «Карусель»
Педагог раздаёт детям ленточки, один конец которых держит в своих руках на уровне груди, предлагает детям передвигаться по кругу. Сам не поворачивается. Слова игры произносятся частично.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом,
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Педагог: Не работает наша карусель! Что сделать, чтобы она заработала? (Ответы детей проверяются экспериментом.) Игра повторяется. Педагог стоит, а дети кружатся на своих местах. При очередном повторении, педагог поворачивается, а дети движутся по кругу.
– Когда мы говорим, что карусель работает? (Когда её части движутся, вращаются). Как могут двигаться части карусели? (Друг за другом по кругу, вращаться на своём месте). Для работы нашей карусели нужен механизм, который заставит её вращаться. Может кто-то знает, что это за деталь? Такая деталь называется шестерня.
Педагог демонстрирует деталь и поясняет.
– Шестерню ещё называют зубчатым колесом. Найдите её среди других деталей конструктора. Шестерни заставляют вращаться другие части механизма.
Пальчиковая гимнастика
Шестерня? Шестерня! |
(пальцы широко расставлены) |
Что-то вроде колеса. |
(соединить большой и указательный палец) |
Только зубья на нём есть. |
(широко расставить пальцы) |
Столько их, что нам не счесть! |
(загибают пальцы на обеих руках) |
Зубья не кусаются. |
(сжимать, разжимать кулачки) |
Шестерни вращают. |
(повороты кистей из стороны в сторону, пальцы широко расставлены) |
Педагог: Давайте из имеющихся деталей соберём мини-карусели.
Дети под руководством педагога собирают мини-карусели, состоящие из одной шестерни.
– Сколько детей сможет кататься на мини-карусели? (Один) Как выдумаете, кататься одному интересно? (Нет) Какая карусель нужна детям из ЛЕГО-города? (Большая, чтобы на ней могли кататься несколько детей)
– Как же нам сконструировать большую карусель? (Предположения детей). – Давайте разместим мини-карусели на большой пластине.
Дети произвольно располагают детали. Проверяется работа карусели. Если части карусели не соприкасаются, они вращаются каждая по отдельности.
– Шестерня может приводить в движение не только другие части механизма, но и такие же шестерни, для этого зубья одной шестерни должны давить на зубья другой.
– Давайте представим нашу карусель.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза. |
(закрывают глаза) |
Что мы видим? Чудеса! |
(глаза остаются закрытыми) |
Мы глазам своим не верим. |
(открывают глаза) |
Завертелись карусели! |
(круговые движения глазами влево, вправо) |
Неужели?! Неужели?! |
(быстро моргают) |
Педагог: Как необходимо разместить шестерни, чтобы карусель заработала? (Предположения детей проверяются опытным путём) У нас есть схемы-помощники. Давайте сконструируем карусель по ним?
Конструируются карусели по двум схемам, проверяется их работа.
– Как вы думаете, в каком варианте карусели может быть больше деталей? Почему? В первом варианте детали располагаются в одну линию. Одна шестерня приводит в движение все остальные. Они при этом друг другу не мешают вращаться. Количество деталей в такой карусели может быть больше, чем в карусели с расположение шестерней вокруг центральной шестерни.
– Давайте проверим, каким может быть наибольшее число шестерней во втором варианте карусели?
Конструируют карусель с максимальным числом шестерней.
– Сколько шестерней нам понадобилось? Можем ли мы добавить еще? От чего зависит максимальное количество шестерней в этой карусели? (От размера центральной шестерни: чем больше центральная шестерня, тем больше шестерней можно разместить вокруг неё и наоборот).
– С какой скоростью вращаются карусели в парке? (Сначала движутся медленно, а потом быстрее и быстрее. Затем снова замедляются и останавливаются)
– Как вы думаете, от чего будет зависеть скорость вращения нашей карусели? (От скорости вращения одной шестерни)
Один ребёнок вращает центральную шестерню с соответствующей скоростью, остальные делают вывод.
– Продолжите предложение. Когда мы поворачиваем шестерню медленно, все остальные шестерни …. (вращаются медленно). Когда шестерня вращается быстро, остальные шестерни…(вращаются быстро)
Рефлексия
Педагог: Что мы сегодня с вами конструировали? (Карусель) Как вы думаете, понравятся ли малышам из ЛЕГО-города карусель? Какой механизм помог нам привести в движение карусель? (Шестерня) Как ещё называют шестерню? (Зубчатое колесо) Как называется движение шестерней? (Вращение) Что приводят в движение шестерни? (Другие части механизма, другие шестерни) Как должны располагаться шестерни, чтобы они все вращались? (Зубья одной шестерни должны давить на зубья другой/других) В работе каких механизмов можно использовать шестерни? (Вращающая дверь в магазине и др.) Кому вы расскажете о работы карусели и о механизме, который приводит её в движение?
– Если вам на занятии всё было понятно и вы узнали что-то новое, возьмите деталь конструктора зелёного цвета. Если вам было трудно выполнять задания, возьмите деталь красного цвета.
Дети подходят к столу с конструктором и выбирают деталь.
– Если вы хотите сконструировать карусель еще раз, похлопайте в ладоши.