Наталья БОЧАРОВА,
руководитель физического воспитания
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва» Лидского района,
Гродненская область
Семья – это не только родители и дети.
Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки,
а иногда и другие родственники.
Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет,
их влияние на детей нельзя упускать из виду.
К.Д. Ушинский
Связь между поколениями имеет огромное значение, хоть и не всегда осознается членами семьи. Трудно переоценить роль бабушек и дедушек в семейном воспитании, ведь когда дедушки и бабушки рядом с внуками – дети испытывают большую радость и удовольствие. Прародители с любовью и лаской выслушают ребенка, проникнут в его внутренний мир, разделят его радость, успех или поражение, всегда дадут мудрый совет.
Бабушки и дедушки являются хранителями семейных ценностей и традиций. Они часто рассказывают внукам о своем детстве и о детстве их родителей. Благодаря этому у детей формируется чувство семейной идентичности и традиции.
Всем известно, что лучший воспитатель ребенка – это традиции, поскольку они дают самое главное ребенку – уверенность, что так будет всегда, что семья всегда будет вместе. Традиции формируют у ребенка необыкновенные воспоминания о детстве, которые он пронесет по жизни. Ребенок, выросший на традициях, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.
В.А.Сухомлинский и коллектив школы, где он был директором, создали удивительный кодекс, включающий десять правил формирования у детей уважения к старшим – «Десять Нельзя». Одно из них гласит: «Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость».
С целью воспитания у детей дошкольного возраста уважения и любви к людям старшего поколения, приобщения к семейным ценностям и традициям, толерантности, в нашем учреждении дошкольного образования становится доброй традицией проведение «Бабушкиной недели». В рамках «Бабушкиной недели» были организованы:
– выставка «Бабушкины руки не знают скуки» (хобби бабушек);
– фотовыставка «С бабушкой мы лучшие друзья!»;
– оформление «Книги любимых сказок»;
– семейный праздник «Бабушкины сказки».
Семейный праздник «Бабушкины сказки»
Цель: создать радостное настроение у детей и гостей.
Задачи:
– продолжать воспитывать уважение к старшему поколению;
– способствовать укреплению авторитета бабушки в семье.
Предварительная работа: подготовить мультимедийную презентацию «Бабушкины сказки», создание видеоролика о бабушках и их внуках; разучивание стихов, песни для бабушек; изготовление подарков для бабушек.
Ход мероприятия
Под веселую музыку дети входят в зал, держа бабушек за руку.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие родители, милые бабушки, дети! Мы пригласили вас пообщаться, повеселиться, пошутить, поучаствовать в играх и с хорошим настроением провести этот вечер.
Бабушка! Бабулечка!.. Сколько тепла таит это магическое слово. Бабушка учит нас быть мудрыми, дает советы, передает свой опыт. А еще… Бабушка, как никто на свете, умеет рассказывать… сказки.
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, –
Говори да говори.
С.Есенин
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам любимых сказок. Приветствуем вас на семейном вечере «Бабушкины сказки».
Ребенок:
Мы с моей бабушкой старые друзья,
До чего хорошая бабушка моя,
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькие есть.
Страничка «Угадай сказку»
Ведущий: Дорогие бабушки, назовите персонажей и сказки, из которых они взяты.
– Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой в чепчике. Кто он? (Волк из сказки Ш.Перро «Красная Шапочка») .
– Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. (Старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке) .
– У этого мальчика не было бабушки, и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой домработницы. (Малыш из книги А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).
– В этой сказке бабушка пожалела плачущую девочку и дала ей волшебный цветок. (В.Катаев, «Цветик-семицветик», девочка Женя) .
– Что испекла бабушка из остатков муки, которую собрал для нее дедушка? (Колобок из сказки «Колобок»).
– Наверное, у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
– В этой сказке бок о бок работали не только дедушка и бабушка, но и разные животные. («Репка»).
– В этой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из-за того, что разбилось золотое изделие. («Курочка Ряба»).
Ребенок:
Казалось бы – простое слово БАБУШКА!
Но как оно особенно звучит!
В нём – лучик солнца и гора оладушек,
В нём сказка детства ласково журчит!
В нём – чуткое внимание и нежность,
Улыбки свет, тепло любимых рук!
Страничка «Нарисуй сказочного героя»
Бабушки (4 микрогруппы) совместно с детьми рисуют одного из предложенных сказочных героев (Красную Шапочку, Зайку из «Зайкавай хаткi», Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», козлят из сказки «Волк и семеро козлят»), добавляя в рисунке такое качество или предмет, который помог бы ему избежать проблем в сказке. Например, чтобы Лиса не съела Колобка, можно ему дорисовать колючки и т.п.
Музыкальная пауза
Дети исполняют песню «Бабушка»
Страничка «Театральная» (театр-экспромт)
Бабушки принимают участие в инсценировке сказки «Репка».
Ведущий: Итак, уважаемые зрители, внимание! Сказка «Репка» начинается!
(ведущий читает сказку «Репка», бабушки выполняют соответствующие действия).
Ребенок:
Дорогую бабушку,
Нежно обнимаю,
Быть с тобою рядышком,
Каждый день мечтаю!
Страничка «Волшебный клубок»
Ведущий: Во многих сказках главным героям в сложных ситуациях помогают различные волшебные предметы (волшебная палочка, сапоги-скороходы и т.п.). Сегодня мы поиграем с волшебным клубочком, который поможет детям сказать много нежных слов своим любимым бабушкам.
Бабушки держат конец клубочка, а дети, наматывая клубочек, по очереди говорят бабушкам нежные и приятные слова.
Ребенок:
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме – я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.
Страничка «Сказочные персонажи»
Ведущий: Уважаемые бабушки! На свете существует огромное множество сказок, и в каждой из них живет сказочный персонаж. И все они такие разные: смешные и грустные, добрые и злые, хитрые, смелые, беспомощные…
С помощью пантомимы необходимо показать вашим внучатам сказочных персонажей, а дети должны угадать, кого вы показали. Какого сказочного персонажа вы должны показать детям, мы определим с помощью жеребьевки.
Ребенок:
Нету бабушки чудесней,
Хорошо с тобою вместе.
И смеяться, и играть,
На ночь сказку почитать.
Может, ты сама из сказки?
Даришь мир, тепло и ласку
Будь всегда-всегда веселой
И счастливой, и здоровой!
Демонстрация видеоролика «Моя любимая бабушка». Дети вручают подарки бабушкам.
Ведущий: Наш вечер подошел к концу. Дорогие бабушки! Мы искренне рады за ваших внуков и внучек. Ведь у них есть вы, удивительно добрые, мудрые, знающие все ответы на бесчисленные детские «почему». Своими умелыми руками вы создаете уют не только в вашем доме, но и в мире. Пусть внуки восхищаются вашими талантами, а окружающие завидуют бодрости духа и оптимизма, с которыми вы идете по жизни.
Ребенок:
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
Никогда не огорчайтесь!
И почаще улыбайтесь!