Урок смешанного обучения с использованием блога-урока.
Татьяна МУССКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Грамм.
Цели и задачи:
– планируется, что к концу урока учащиеся будут знать об использовании грамма для взвешивания предметов массой меньше 1 кг и более точных измерениях массы, соотношение между единицами массы, уметь использовать единицу массы грамм для определения массы предметов, выполнять сложение и вычитание числовых значений масс, применять полученные знания при решении задач на практической основе;
– создать условия для развития навыка самопроверки, самоконтроля, логического мышления, воспитания умения работать в команде, познавательного интереса к самостоятельному получению знаний, ответственности за результат.
Ссылка на блог-урок: https://musskaya6723.blogspot.com/
Ссылка на презентацию: http://surl.li/fqnmd
Ход урока
I Организационный момент. Психологический настрой
– Предлагаю начать наш урок такими словами (Слайд 1):
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
– Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.) Как вы понимаете главную мысль этих слов? Очень важно понимать, что результаты вашей учёбы – это ваша личная ответственность, ваши готовность и желание самостоятельно преодолевать трудности. Уверена, что сегодня вы готовы потрудиться на все 100 %!
– Наш урок сегодня необычный, потому что к новой теме вы пришли уже с багажом знаний, работая на страницах блога-урока, выполняя задания маршрутного листа. (Слайд 2)
II Вводное анкетирование
– Чтобы проверить уровень вашей подготовки к уроку, сейчас проведём вводное анкетирование по вопросам темы. Подготовьте свои маршрутные листы.
Вопросы теста:
1) Какую новую единицу массы вы узнали?
2) Массу каких предметов измеряют в граммах?
А) предметов, масса которых равна 1 кг;
Б) предметов, масса которых меньше 1 кг;
В) предметов, масса которых больше 1 кг.
3) В слове килограмм приставка «кило» обозначает ____________
4) Определи массу котёнка на рисунке. _______________
Самопроверка (Слайд 3)
Самооценка.
– На уроке у вас будет возможность увеличить количество баллов правильными ответами и результативной работой в парах и группах.
III Определение темы и принятие задач урока
– Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь на уроке? (Продолжим изучать грамм.) (Слайд 4)
– Можно ли утверждать, что дома вы полностью изучили тему?
– Обобщая вашу работу в блоге и вводное анкетирование, сегодня на уроке мы углубим знания о новой единице массы – грамме и будем учиться применять эти знания в практической деятельности при решении примеров и задач. И в течение всего урока будем обращаться к приобретённым вами знаниям и опыту в ходе самостоятельной работы в блоге.
На доске: БУДУ ЗНАТЬ – использование грамма для взвешивания предметов массой меньше 1 кг, соотношение между единицами массы, БУДУ УМЕТЬ – использовать единицу массы грамм для определения массы предметов и их сравнения, находить числовые значения масс при решении задач.
IV Работа по теме
1 Работа в парах
Итак, наш маршрут на урок построен. Начинаем работу. Вспомните, массу каких предметов мы определяем с помощью грамма? (Меньше 1 кг.) Сейчас поработаем в парах и соберём гексы. Ваш выбор: что может иметь массу 10 г и 10 кг. (1 пара – у доски).
10 г: карандаш, конфета, ложка сахара, монетка, пакетик семян, печенье.
10 кг: ведро воды, сом, тыква, чемодан, штанга, ящик слив.
Взаимопроверка в парах. Отметка в маршрутном листе.
– Для чего нужна более мелкая единица массы, чем 1 кг?
Вывод: в граммах измеряем массу предметов меньше 1 кг.
На доске – кластер: ГРАММ – для измерения массы предметов меньше 1 кг.
2 Страничка знатоков
– Дома, кроме обязательных вопросов, можно было побывать на «Страничке знатоков» и изучить интересные факты о весах. Давайте послушаем сообщения.
Выступление двух учащихся.
1-й учащийся (Слайды 5-7)
В Гродно есть аптека-музей. Я посетил страничку музея, на которой рассказывается о весах.
Весы всегда являлись важнейшим инструментом в работе фармацевта. Точно выверенным должно быть и количество исходного сырья для приготовления лекарства, и соотношение ингредиентов в нем, и дозировка отпуска лечебного средства.
В аптечной практике для взвешивания с целью непосредственного приготовления лекарства чаще всего использовались весы подвесные аптекарские.
Весы рецептурные служат для взвешивания сухих, густых и жидких веществ весом от 50 г до 1 кг.
Весы состоят из коромысла с двумя призмами и стрелкой, направленной вниз, а также колонки, двух чашек и ящика для разновесов.
Весы аптекарские ручные («Весочки») предназначены для взвешивания сыпучих и иногда вязких веществ с допустимой нагрузкой весом от 1до 100 г. Представляют собой металлическое коромысло, на концах которого подвешены на шелковых шнурах или цепочках чашечки из рога либо пластмассы, реже из металла и фарфора. При взвешивании колечко зажимают большим и указательным пальцем, ладонь руки выпрямляют, а средний и безымянный пальцы располагают так, чтобы они ощущали колебания стрелки.
Не зря говорят: «Точно, как в аптеке!»
2-й учащийся
А есть также кулинарные или кухонные весы. Соль на глаз и специи по вкусу – в некоторых случаях это удобно. Но кулинары давно поняли, что приготовление пищи – наука точная, требующая внимательного отношения к соотношению ингредиентов. Так что кухонные весы – вещь незаменимая. Есть они и у меня дома.
Мама использует их для приготовления новых блюд, используя новые рецепты. В хорошем рецепте соотношение продуктов в граммах (включая специи) действительно указано не просто так. И для некоторых блюд эти пропорции очень важны, от них зависит результат, при этом не только вкус, но и внешний вид блюда.
Кулинарные весы очень выручали маму, когда нужно было приготовить питание для меня, когда я только родилась. Новорожденным детям меню нужно составлять с точностью до грамма! Сейчас мама иногда соблюдает диету и считает калории. Приготовление диетических блюд также требует особой точности при взвешивании.
– Для чего еще нужна единица массы грамм?
– На партах – гиря массой 1 г. В старину была масса измерения 1 золотник – 4 г. Это очень маленький вес. С тех времен пришла пословица «Мал золотник да дорог». Ее смысл в том, что даже нечто очень маленькое и незначительное может иметь огромную ценность.
Вывод: С помощью грамма проводят очень точные измерения, это жизненно важно при изготовлении лекарств, очень важно при составлении кулинарных рецептов.
На доске добавляем в кластер: очень точные измерения.
3 Работа в мини-группах
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул (проблема). Мама попросила тебя приготовить манную кашу.
Задачная формулировка. Запиши, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 граммов манной крупы, 5 граммов сливочного масла и 10 граммов сахара.
Источник
Название продукта |
В 1 столовой ложке |
В 1 чайной ложке |
Сахар |
25 г |
10 г |
Манная крупа |
30 г |
15 г |
Соль |
20 г |
7 г |
Масло сливочное |
20 г |
5 г |
Бланк ответа
Нужно взять
Манной крупы |
|
Сливочного масла |
|
Сахара |
|
Соли |
|
Проверка (Слайд 8)
Манной крупы |
1 столовая ложка и 1 чайная или 3 чайных ложки |
Сливочного масла |
1 чайная ложка |
Сахара |
1 чайная ложка |
Соли |
Нет в рецепте |
4 балла – все 4 строки заполнены правильно.
3 балла – 3 строки правильно
2 балла – 2 правильно,
1 балл – 1 правильно,
0 баллов – нет правильных ответов.
Самооценка в маршрутном листе.
Обращение к кластеру: точные измерения очень важны!
4 Физминутка
5 Соотношение между килограммом и граммом
– Мы выяснили, что новая единица массы необходима для взвешивания предметов, масса которых меньше 1 кг и для более точного измерения массы предметов. Мы знаем, что предметы не всегда могут весить ровно 1 кг. Что обозначает «кило» в слове килограмм? (Тысяча.)
– Какое соотношение можно установить между 1 кг и 1 граммом?
На доске: 1 кг = 1000 г
Запись в тетради.
– Во сколько раз уменьшим 1 кг и получим 1 г? (В 1000 раз.)
Игра «Дополни до килограмма»
100 г, 500 г, 200 г, 450 г, 1000 г, 1 г, 880 г
Вывод: на кластере – 1 кг = 1000 г
6 Применение полученных знаний на практике
а) Работа с учебником (№ 4, с. 70 учебника (с комментированием))
– Откройте учебники. Предлагаю выполнить задание на сравнение величин.
В блоге: АЛГОРИТМ сравнения. (Слайд 9)
1. Сначала посмотрите на пример и решите, какое именованное число нужно перевести в другие единицы измерения.
2. Затем выразите величину в нужных единицах измерения.
3. С помощью перевода сделайте так, чтобы в обоих компонентах сравнения были одинаковые единицы измерения.
– В каких случаях можно выполнить сравнение без вычислений?
б) Решение задачи № 3 (коллективно)
|
Масса одной баночки |
Количество |
Масса всех баночек |
Джем |
200 г |
? одинаковое |
600 г |
Пюре |
? |
|
450 г |
Запись решения:
1) 600 : 200 = 3 (б.) – количество
2) 450 : 3 = 150 (г) – масса 1 баночки пюре
Ответ: 150 г.
V Минутка исследователей
– Одним из заданий маршрутного листа блога было измерить вес своего пустого портфеля и портфеля, готового к урокам на сегодня. Ответы вы прикрепили на онлайн-доску. (Слайд 1)
– Масса у всех получилась разная? Почему? А почему очень важно знать вес своего портфеля? (Чтобы не было перегрузки. Есть нормы – начальные классы – до 700 г – пустой портфель и до 2 кг полный в 3–4 классах.) (Слайд 11).
В подарок – памятка
– Как уменьшить вес своего портфеля, если он весит больше 2 кг?
VI Информация о домашнем задании
На выбор: с. 71, № 1, 2 или задания в блоге на «Страничке знатоков» (появится сегодня вечером).
VII Итоги. Рефлексия
– Ребята, мы прошли весь маршрут урока. Давайте вернемся к его пунктам и повторим все этапы.
Кластер – шпаргалка для тех детей, кто болеет.
Грамм – для измерения массы предметов меньше 1 кг – очень точные измерения – 1 кг = 1000 г
– Выполнили ли мы задачи урока? Ваш багаж знаний стал гораздо весомее. В ваших маршрутных листах вы оценили все этапы нашего урока. Хочу добавить балл за активную работу на уроке и яркие ответы (перечисляю учащихся, наклеиваю смайлы на маршрутные листы). Маршрутные листы вы сдайте после урока, и я поставлю отметки.