В материале автор делится идеями и опытом оформления территории детского сада
Валентина МЕЛЬНИКОВА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева»
sad70mogilev@yandex.by
Вот уже много лет ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева» участвует в городском смотре-конкурсе озеленения, благоустройства и цветочно-декоративного оформления территории «Цвети, родной Могилев!» и получает призовые места. А все потому, что сотрудники детского сада, родители и дети вкладывают свою душу, знания и труд в оформление территории.
Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка детского сада, имеющего свои неповторимые прелести в каждое время года, суток, при любом состоянии погоды.
Наша территория очень большая – более 13000 кв.м, и нет на ней ни одного уголка, который бы не радовал глаз. Цветы здесь цветут с самой ранней весны и до поздней осени: только сошел снег – и расцветают разноцветные крокусы, подснежники; у самого входа в здание – гиацинты, как будто салютуют каждому приходящему; примулы, нарциссы, тюльпаны, лилии, розы, герани, бегонии, гейхера, петунии, астры, гвоздики, колокольчики, ромашки, тагетисы, хризантемы – более пятидесяти наименований цветов различных расцветок.
Для того чтобы территория детского сада радовала красотой цветников и ухоженных зеленых зон в течение длительного времени, привлекая к себе внимание детей и их родителей, есть несколько секретов, которыми я хочу поделиться.
Секреты оформления территории детского сада
- Поручать работу по оформлению можно только тем работникам, которые любят заниматься ландшафтным дизайном, имеют минимум знаний по выращиванию растений, любят и умеют работать на земле и, если чего-то не знают, то обязательно учатся. В нашем детском саду работает творческая группа, члены которой прошли обучение на курсах «Садово-парковый дизайн».
- Проектирование и разбивку клумб и зеленых зон, посадку кустарников и деревьев мы осуществляли исходя из общего планировочно-стилевого решения по оформлению территории, которое разработала и оформила в виде макета творческая группа детского сада.
- Для начала необходимо продумать подсадку различных видов деревьев и кустарников с учетом роста корневой системы и кроны, возможности кронирования в дальнейшем.
- Необходимо определить, какие основные виды клумб мы выполним и где лучше их разместить.
Однородная клумба – на всей ее площади высажены растения одного-единственного вида. При этом получается декоративная поверхность одной высоты, плотности, цвета.
Бордюрная (с каймой) – внутреннее поле из одних растений со всех сторон окаймляется декоративной рамой из других, менее высоких растений.
Мозаичная – общая форма расчленяется прямыми линиями на более мелкие геометрические формы (квадраты, ромбы, треугольники) и засаживается растениями разного цвета, но одного размера.
Комбинированная – между растениями одного вида высаживаются растения другого вида (например, луковичные многолетники).
Ковровая – высадка растений осуществляется на основе какого-либо изобразительного мотива, узора или орнамента.
Клумба-рабатка – для нее типична симметричная высадка внутри вытянутого прямоугольного участка, когда цветник с обеих длинных сторон ограничен дорожками.
Ассиметричная клумба – клумба с более свободной композицией растений и часто неправильной геометрической формой; одной границей такой клумбы является стена забора или здания, а другой – дорога.
Если цветник образует лишь случайный набор видов и сортов, которые вам понравились или просто удалось достать, привлекательным он будет едва ли.
Нужно знать те правила и законы, которые позволяют сочетать растения и живописные картины.
Главная цель компоновки растений в группы – выявить и наиболее выигрышно продемонстрировать все декоративные особенности или одну какую-то черту, порой неожиданную.
Посадку растений следует проводить в соответствии с рекомендациями, которые содержат конкретные данные о требуемых расстояниях между рядами и стеблями растений.
- Для удобства лучше выбрать желаемые для посадки растения и систематизировать их, использую нижеприведенную таблицу. Сведения об однолетних и многолетних декоративных растениях удобно группировать, учитывая цветовые оттенки растений, высоту, время цветения, потребности, условия посадки, размножение. Это позволит прогнозировать картину будущего ландшафта.
Название растений |
Цвет |
Родина |
Время цветения |
Высота |
Потребности |
Размножение |
Посадка |
ноготки (календула) |
жёлтый, оранже-вый |
регион Среди-земного моря |
июнь-июль |
30–40 см |
любит солнечные места, нормальную садовую почву, хорошо переносит засуху |
посев семян на постоянное место в конце марта – начале апреля |
посев семян с расстоянием между рядами 20–25 см, взошедшие молодые растения прореживать на расстояние между стеблями в 10 см |
- Фактор времени был положен нами в основу создания цветников. Поэтому наши цветники радовали окружающих, как только сошел снег – и до поздней осени (цветы от ранних сроков цветения до самых поздних).
- Мы продумали размещение и создание на территории тематических уголков для наших детей:
У входа в сад цветут цветы
Они, как дети, душу согревают
Заходите в гости к нам и вы
Смотрите, как они приветливо встречают.
Цветы способны послужить не только фоном и декорацией для прогулки на свежем воздухе, но и ценным наглядным материалом для занятий природоведческой и экологической направленности. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за цветущими растениями. Мы закрепляем представления детей дошкольного возраста о характерных особенностях различных растений и цветов, формируем четкие понятия о них, воспитываем желание любоваться цветущими растениями, бережно и ответственно относиться к любым зеленым насаждениям.
Родители с удовольствием приняли участие в оформлении тематической композиции «755 лет Могилеву», которая заняла почетное центральное место. Здесь представлены многолетние можжевельники, ива декоративная. А «сердце», которое мы отдаем своему любимому городу, оформлено декоративными цветами (красными бегониями, зеленой гейхерой). Лента из чистеца шерстистого подчеркивает торжественность композиции.
В этом году мы планируем вместе с ребятами создать здесь клумбу, посвященную Году мира и созидания, проект которой уже разработан вместе с родителями, выращена рассада. Дети дошкольного возраста помогают ухаживать за цветами.
В сказочном «Уголке леса» на входе в наш сад детей встречают сказочные персонажи Баба-Яга, Гномик-Клубничка, Лягушка-Путешественница, Белка, умная Сова, трудолюбивый Ежик. Под елочками и сосенками можно найти «грибы» боровички, подосиновики и даже хвастливый мухомор. На скамеечке в тени сосенок можно немножко посидеть и отдохнуть. Ведь скамеечка сказочная. Она исполняет все желания. В этом удивительном уголке, на фоне природных красот, оживают герои любимых сказок. Мы проводим здесь увлекательные викторины, побуждая маленьких посетителей отвечать на вопросы о сказочных персонажах. В теплое время года здесь работает «летний театр», в котором проходят спектакли со сказочными героями.
Экологическое образование ребенка мы начинаем со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. На «Белорусском подворье» поселилось семейство «аистов». Домик и мельница украшены кашпо с цветущими розовыми и белыми бегониями. Вход на мельницу украшен кашпо с бордовыми и желтыми хризантемами. Здесь «протекает» ручей, в котором живут лягушки-квакушки и плавают утки. В домике проживают Василинка и Василек, покой которых оберегает волк. А подворье большое, много здесь нужно трудиться: здесь и семейство уточек, и куры с цыплятами и горделивым петухом, индюки и поросята. За всеми нужен глаз да глаз.
Дикий виноград отделяет «Белорусское подворье» от хоздвора. Такой проект позволяет расширить представления детей о домашних животных и правилах ухода за ними. Это такие беседы, как «Клички животных», «Как живут домашние животные», «От колодца до крана», «Во дворе у бабушки», «Птичий двор» и др.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то для закрепления представлений об объектах живой природы используются дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Кто как кричит?», «Узнай животных по описанию» и др. Таким образом, игры о домашних животных дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Самое любимое место наших детей – огород. Войти на огород можно через арку, украшенную кашпо с ярко цветущими разноцветными петуниями. Здесь дети выращивают разные овощи: помидоры, огурцы, морковь и свеклу, петрушку и укроп, ранний лучок и горький, но полезный чесночок, салат листовой и кочанный, а также тыквы и кабачки. Дети знают: «Поработаешь от души – и получишь хороший урожай». Сами выращивают рассаду, сами наблюдают за ростом и развитием растений, подкармливают, поливают, рыхлят и пропалывают, и, конечно, собирают урожай.
В прошлом году дети проводили эксперимент: выращивали картофель в мешках и получили замечательный урожай. Результаты эксперимента дети нарисовали, вместе с воспитателем описали и выступили с проектом на конкурсах и перед родителями. Всем очень понравилось, и в этом году некоторые родители собираются выращивать картофель в мешках у себя дома.
А если устал трудиться на огороде, можно отдохнуть в «Уголке уединения», посидев на уютной скамеечке среди зелени дикого винограда.
С ранней весны до поздней осени радует нас царица цветов роза. В розарии представлены кустовые и чайно-гибридные розы разных расцветок и разной формы.
Декоративно подстиженные кусты радуют глаз на входе.
Украшают территорию цветочные композиции «В царстве Снежной Королевы», «Первоцветы», «Палитра», «Розовые мечты», «Радуга», «Солнечный зайчик» и др.
Каждый год мы вносим какие-нибудь изменения в оформление нашей территории. И этот год не исключение. Все наши планы отражены в Программе по благоустройству и озеленению территории на 2023 год.