Весеннее путешествие. Конспект интегрированного занятия с воспитанниками средней группы (4–5 лет)

- 15:44ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

Анастасия ХОРУЖАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 21 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать умения устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы и изменениями в жизни животных и растений весной;
– развивать умение сравнивать характерные проявления живой и неживой природы зимой и весной;
– развивать зрительное внимание, логическое мышление, речь;
– воспитывать гуманное отношение к природе.

Материалы и оборудование: модели деревьев (зимнего и весеннего); ёмкости с водой и песком для проведения опытов; бутоны подснежников из бумаги по количеству детей; лейка с водой; игровые пособия: «Где прячутся насекомые?», «Птицы прилетели»; прищепки по количеству детей; ветки для постройки гнезда; «Морфологическая таблица», модели Волшебников.

 

Ход занятия

 

1 Вводная часть. Введение в тему

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы встретились с вами в первый день весны. Ждали вы весну? (Да). А настоящая ли за окном весна? (Нет). Получается, что зима никак не хочет уходить. На улице весна, а она тут целый сугроб снега намела.

Этюд «Сугроб»

Цель: формирование представлений об изменениях, происходящих в неживой природе весной; развитие воображения, создание позитивного настроения.

Воспитатель. Представьте себе, что вы все вместе – большой снежный сугроб (предлагает детям присесть, сделав круг, имитировать действия в соответствии с текстом). Всю зиму «проспал» сугроб под деревом. Но вот пригрело тёплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорей!» Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие, весёлые ручейки, побежали землю будить.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна» Дети бегают по группе, изображая ручейки.

Воспитатель. Кого вы хотите разбудить, ручейки? (Растения, животных). Где мы можем их встретить? (В лесу.) Предлагаю и нам отправиться в путешествие в весенний лес, посмотреть, что же там происходит весной.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом: «Вокруг себя три раза покружись, в весеннем лесу окажись».

2 Основная часть

Игровое упражнение «Сравнение деревьев»

Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления живой и неживой природы зимой и весной; устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы и изменениями в жизни растений весной; формирование чувствительности к противоречиям; развитие зрительного внимания, логического мышления, речи.

Воспитатель предлагает сравнить модели двух деревьев (зимой и весной), найти отличия.

Ребята, какое из этих деревьев «зимнее», а какое «весеннее»? (Ответы детей).

Как вы догадались? (На весеннем дереве – почки, листочки, на зимнем – снег.)

Как просыпаются растения? Знаете? Я вам расскажу. Они напиваются талой воды, их согревает весеннее солнышко, появляются почки. А откуда взялась талая вода? Вспомните, что случилось с нашим сугробом. (Растаял и получились ручейки.) Получается, кто напоил дерево? (Ручеек.) Интересно, как это получилось. Может, посмотрим?

Опыт «Куда пропал ручеек?»

Цель: формирование умения устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы и изменениями в жизни растений весной; развитие умения определять свойства песка и воды.

Воспитатель пластмассовой ложечкой демонстрирует пересыпание песка в контейнере.

Воспитатель. Песок под весенним деревом какой? (Сухой, сыпучий, жёлтый.) Что случилось с ручейком? (Прибежал наш ручеек и пропал.)

Воспитатель смачивает водой из лейки песок.

Что произошло с песком, каким он стал? Куда исчезла вода из ручейка? (Впиталась в песок и напоила дерево.)

А под зимним деревом что лежит (Снег). Может он попасть к корням деревьев (нет). Могут деревья напиться воды? (Нет.) А без воды почки и листочки распустятся (Нет.)

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Вода впитывается, а песок пропускает, впитывает ее, и вода попадает к корням деревьев. Снег зимой не тает, не впитывается в песок, поэтому зимние деревья не могут распускаться».

Воспитатель. Напились корни дерева воды, но надо напоить и ствол и ветки, чтобы появились почки. А где они находятся (Высоко). Ребята, а вы знаете, как вода течет обычно? (Сверху вниз). Получается, что ветки и почки находятся высоко, а вода течет вниз, значит? (Вода не может напоить их.) Но деревья растут – значит, она как-то поднимается. Может, мы проверим?

Опыт «Может ли вода напоить ветки дерева?»

Цель: развитие представлений о значении воды в жизни растений, установление взаимосвязи между живой и неживой природой, формирование чувствительности к противоречиям.

Воспитатель предлагает детям скрученные из салфеток трубочки с проставленными фломастером точками, имитирующими ствол растения. Уточняет задачу: что будем проверять? (Может ли вода подниматься по стволу вверх?). Предлагает опустить трубочки в воду.

Воспитатель подводит детей к выводу: «Вода может подниматься снизу вверх, значит, она может напоить ветки и почки».

Воспитатель. А какие еще растения напоил ручеек в лесу? Посмотрите, может, вы еще что-то необычное видите?

Дети находят «весеннюю» полянку.

Что появилось на полянке весной? Какие цветы появляются первыми из-под снега? (Подснежники.) Есть они на нашей полянке? (Да.) Распустились? (Нет.) Догадайтесь, кто поможет им это сделать? (Ручеек.) Проверим?

Опыт «Вода нужна всем»

Цель: формировать умения устанавливать взаимосвязь между явлениями неживой природы и изменениями в жизни растений весной; развитие представлений о значении воды в жизни растений.

Воспитатель предлагает расположить на полянке (в ёмкости) бумажные бутоны «подснежников», наливает воду из лейки, лепестки бумажных цветков раскрываются. Уточняет, что помогло «подснежникам» распуститься (вода).

Воспитатель подводит к выводу: «Вода помогает весной оживать не только деревьям, но и всем растениям».

Воспитатель. Как ласково светит солнышко, только глянешь на него – и сразу улыбаешься. Давайте подставим солнышку свои ладошки, лицо. Чувствуете, как оно уже припекает. Понюхайте свежий воздух, подышите им.

Какие запахи почувствовали? (Свежий воздух, нежный аромат цветов, цветы пахнут.)

Я знаю один секрет. Рассказать вам? Узнать, чем пахнет в весеннем лесу, помог вам Волшебник Запаха (метод типового фантазирования ТРИЗ-РТВ-технология). Вот он (показывает детям модель Волшебника). Он предлагает нам поучиться правильно дышать.

Дыхательная гимнастика «Весенние запахи»

Дети выполняют действия в соответствии со словами воспитателя.

Воспитатель.

Медленный вдох – медленный выдох,
Медленный вдох – резкий выдох.

Аудиозапись «Жужжание пчелы».

Воспитатель. Ребята, вы слышите, какие-то звуки? (Да. Пчёлы жужжат.) Хорошо слышно? (Хорошо, хорошо, я же вам помог – Воспитатель имитирует голос Волшебника Я Все Слышу.)

Да это же Волшебник Я Все Слышу, вот он какой! (показывает детям модель Волшебника Я Все Слышу).

Игра «Где прячутся насекомые»

Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления живой природы (насекомых) зимой и весной (зимой их не видно, весной – появляются), развитие грамматического строя речи, развитие зрительного внимания.

Воспитатель. Ребята, а зимой вы видели пчел? А жуков, бабочек, кузнечиков? (Нет). Где же они тогда находились? Поиграем и узнаем.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает узнать по картинкам, где прятались насекомые зимой. Используется игровое пособие «Где прячутся насекомые».

Воспитатель. Кто спрятался за веткой? (Муравей спрятался за веткой, бабочка спряталась под листочком, жук спрятался в траве дерева, пчела спряталась в коре дерева, божья коровка – под сухими листьями). Пригрело солнышко, развеселились и жуки, и пчелы, и кузнечики, все-все насекомые.

Физкультминутка «Прилетела к нам вчера…»

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения, профилактика переутомления.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, имитируя движения насекомых.

Аудиозапись «Пение птиц».

Воспитатель. Ребята, вы догадались, кто спешит в весенний лес, кого испугались жучки и паучки? (Птицы.) Вы их видите? (Нет.)

Ребята, птицы летят высоко-высоко, за облаками. Увидеть, кто спрятался за облаком, поможет нам Волшебник Я Все Вижу. Вот он. (Метод типового фантазирования, ТРИЗ-РТВ-технология). Сделаем из пальцев подзорную трубу и посмотрим на небо.

Дидактическая игра «Кто спрятался за облаком»

Цель: формирование умения устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы и изменениями в жизни птиц весной; развитие умения распознавать и называть перелетных птиц, развитие зрительного внимания.

Воспитатель. Кто спрятался за облаком? (Грач, ласточка, лебедь, кукушка, утка, гусь). Много птиц вернулось из теплых краев.

Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо»

Цель: формирование чувствительности к противоречиям, развитие воображения, развитие логического мышления, умения делать умозаключения.

Воспитатель. Много птиц – это хорошо. Почему? (Для людей, они красиво поют.) Много птиц – это плохо. Почему? (Для насекомых). Почему спрятались насекомые? (Птицы питаются насекомыми и могли их съесть.). Почему птицы улетали в теплые края? Какая была проблема у птиц зимой? (Холодно, мало еды). А что изменилось весной? Откуда появилась еда? Где находят еду птицы весной? (Растаял снег, под которым много семян, шишек, проснулись насекомые).

Воспитатель. Ребята, если птиц долго не было, что могло произойти с их домиками? Может, вы знаете, как они называются? (Гнезда. Они разрушены, поломаны, их мог сбросить с дерева ветер.) Значит, какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда, за зиму домики их разрушились.) А из чего птицы строят гнезда? (Из веточек, соломы, мха, коры, земли, глины). Будем строить птицам домик, «вить гнездо».

Игра «Построим домик для птиц»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, развитие умения определять в процессе труда потребность птиц в жилище, воспитание гуманного отношения к природному миру.

Воспитатель. Ребята, у птиц есть руки? Как же они носят веточки для гнезда. (У птиц нет рук, а есть крылья. Они носят веточки в клюве). Вот прищепки, они могут быть клювом? (Да.) Соберём веточки для гнезда. Где же нам взять их? Может, наломаем их с дерева? (Нет, соберем под деревом. Ломать ветки нельзя.)

Дети собирают ветки под макетом дерева и с помощью прищепок переносят и крепят на макете гнезда.

Аудиозапись «Птичьи голоса»

Воспитатель. Ребята, вы слышите? Как вы думаете, что хотели сказать вам птицы? «Спасибо, ребята, вы сделали доброе дело и помогли нам».

Аудиозапись «Голос медведя»

Воспитатель. Кого разбудили птицы? (Медведя, животных). Давайте узнаем, что происходит в жизни животных весной. А чтобы мы не забыли, все, что узнаем, отметим вот на таком экране. (Шуметь в лесу нельзя, чтобы не испугать животных).

 

Рассматривание изменений, происходящих в жизни диких животных весной по методу морфологического анализа (морфологическая таблица ТРИЗ-РТВ-технология).

Цель: развитие умения устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы и изменениями в жизни животных весной, развитие мыслительных операций, развитие грамматического строя речи.

 

Выводит потомство

+

+

+

+

+

Меняет «шубу»

+

 

+

 

 

Просыпается

 

+

 

 

+

 

Белка

Ёж

Заяц

Лиса

Медведь

 

Воспитатель. Ребята, так всё-таки мы, ручейки, разбудили лес от зимнего сна? Победила весна зиму? Молодцы, ребята! Но нам пора возвращаться в группу.

Вокруг себя три раза покружись, в группе детского сада окажись.

Воспитанники выполняют движения в соответствии с текстом.

 

3 Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что весна наступила? (Да). Весна прислала вам игру «Да-нет»

Словесная игра «Да-нет»

Цель: развитие умения сравнивать характерные проявления живой и неживой природы зимой и весной; формирование чувствительности к противоречиям; развитие внимания.

Дети отвечают и выполняют движения в соответствии с инструкцией воспитателя.

Воспитатель. Если то, что я говорю, верно, хлопаем в ладоши и произносим «да», если неверно – топаем и произносим «нет».

Весной с крыш капают сосульки. (Да, хлопают.)
Весной появляются первые цветы. (Да, хлопают.)
Весной птицы улетают в тёплые края. (Нет, топают.)
Весной на деревьях появляются первые листочки. (Да, хлопают.)
Весной прилетают птицы. (Да, хлопают.)
Весной насекомые прячутся и засыпают. (Нет, топают.)
Весной тает снег. (Да, хлопают.)
Весной греет солнышко. (Да, хлопают.)

 

Рефлексия

Воспитатель предлагает детям, если им понравилось путешествовать и помогать весне, расположить солнечный лучик на Солнышке, которое улыбается, если нет – на том, которое грустит.

Воспитатель. Ребята, вы замечательные. Мне очень понравилось играть с вами. А в память о нашей встрече я дарю вам весенние раскраски.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий