Авторы делятся опытом работы по внедрению новых подходов к урокам физической культуры и здоровья и спортивному досугу с использованием системы разных соревновательных методов и приёмов.
Александр МЕТЕЛЬ,
учитель физической культуры и здоровья, учитель-методист
ГУО «Лицей Белорусского государственного университета»,
Татьяна ГОРДИЕВСКАЯ,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Гимназия г. Пружаны»,
Брестская область
Важнейшим направлением в современной педагогике является формирование функциональной грамотности обучающихся. Современная парадигма образования направлена на обучающегося не как на объект педагогической деятельности, а как на субъект равноправного учебного процесса. Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей обучающихся, выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями, содействует разностороннему развитию личности.
Цель опыта: повышение мотивации обучающихся к занятиям физической культурой на второй ступени общего среднего образования посредством использования соревновательного метода.
Задача опыта: систематизировать опыт работы внедрения новых подходов к урокам физической культуры и здоровья и спортивному досугу с использованием системы разных соревновательных методов и приёмов.
Использование соревновательного метода в физическом воспитании является составной частью педагогической системы по реализации как инвариантного, так и вариативного компонента учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье».
Для эффективного проведения дней здоровья и соревнований необходимо контролировать возрастно-половые особенности обучающихся; возбудимость нервной системы и увеличение функциональных возможностей организма во время проведения соревнований; временные характеристики при организации соревнований (от 40 минут до 1 часа).
При планировании уроков с применением соревновательного метода необходимо использовать разученные физические упражнения; учитывать, что этот метод обеспечивает всевозрастающую эмоциональную и физическую нагрузку; в зависимости от вида спорта подбирать специальные задания для выполнения обучающимися; объём и нагрузка соревновательных действий должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся; задачи соревновательной деятельности выражать в количественных или качественных показателях.
Соревновательный метод следует применять на всех этапах урока, учитывая методические особенности его использования. В подготовительной части урока рекомендуется применять соревновательный метод после выполнения обучающимися основных движений и общеразвивающих упражнений, в виде кратковременных скоростных упражнениях и заданий, так как организм врабатывается. В основной части урока соревновательные упражнения предлагаем использовать после выполнения новых физических упражнений, запланированных на урок, так как это будет способствовать поддержанию высокой моторной плотности и поддержанию интереса при выполнении упражнений обучающимися. В заключительной части применяйте стретчинг, игры и задания на внимание, рефлексию, что способствует восстановлению организма после физической нагрузки, уменьшению пульса.
Предлагаем использовать в практике учителей физической культуры и здоровья разработанные соревновательные упражнения, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Элементы соревновательного метода на уроках с 5-го по 11-й классы
Класс |
Лёгкая |
Гимнастика, акробатика |
Лыжные |
Волейбол |
Баскетбол |
Основы физкультурных знаний |
Подготовительная часть |
||||||
5–6 |
Спринтерские гонки |
Игра «Выполняй команду!» |
Лыжный старт «Быстрый шаг» |
Челлендж «Кто больше?» |
Игра |
Конкурс «Древняя Олимпия» |
7–8 |
Игра |
Игра |
Игра |
Игра «Передачи мяча» |
Челлендж |
Викторина «Беларусь Олимпийская» (с. 13 [1]) |
8–9 |
Гонка с гандикапом «Скороходы» |
Упражнение «Фламинго» |
Лыжный кросс «Лыжники» |
Челлендж «Ловкий мяч» |
Соревнование «Догони мяч» |
«Разгадай кроссворд» |
9–10 |
Игра |
Челлендж «Планка» |
Игра |
Игровое упражнение «Мяч |
Игровое упражнение «Бросок мяча» |
Конкурс |
10–11 |
Игра скоростей «Фартлек» |
Челлендж «Висы» |
Квест «Найди флажки» |
Игра «Лесенка» |
Челлендж «Поборемся ногами» |
Викторина «Из истории олимпиад» |
Основная часть |
||||||
5–6 |
Спринт «Гонка |
Соревнование «Самый сильный» |
Соревнование «Лыжные баталии» |
Игра |
Тимбилдинг «Баскетбол |
Назовите виды в легкой атлетике |
6–7 |
Соревнование «Самый дальний бросок» |
Игровое упражнение «Прыжки» |
Лыжное двоеборье «Снайперы» |
Игра |
Игра-эстафета «Быстрый мяч» |
Назовите клубы |
7–8 |
Упражнение «Прыжковая эстафета» |
Эстафета «Кувырок вперёд» |
Игровое упражнение «Дружба» |
Игра-конкурс «Чья пара лучше» |
Игра «Передача мяча» |
Назовите виды программы |
8–9 |
Соревнование «Прыгунки» |
Игра |
Игра «Скоростной спуск» |
Игра |
Игровое задание «Штрафной бросок» |
Олимпийские игры древности |
10–11 |
Эстафета «Экиден» |
Игра «Слоник» |
Игра-квест «Найди флажки» |
Учебная игра до 25 очков |
Учебная игра 2 × 10 мин |
Олимпийские игры современности |
Заключительная часть |
||||||
5– 11 |
Игра |
Упражнение на стретчинг |
Игра |
Упражнение «Наклоны» |
Игра |
Назовите олимпийских чемпионов |
При планировании сценария спортивного праздника (Таблица 2) рекомендуется следующее: определить тематику праздника, контингент участников; подготовить сценарный план; подобрать оборудование и инвентарь, определить судей, жюри; выбрать место и время проведения спортивного мероприятия; продумать построение участников, места судей, жюри; подготовить торжественное открытие праздника (гимн и флаг Республики Беларусь); осуществить приветствие, разделить на группы, команды; провести спортивный праздник; определить победителей; подвести итоги, наградить команды; осуществить торжественное закрытие праздника [1, с. 10–11].
Таблица 2. Календарь спортивных командных праздников и соревнований
№ |
Название мероприятия, |
Класс |
Форма |
Методы |
Средства |
1 |
«Малые Олимпийские игры», сентябрь |
5–7 |
спортивный праздник |
соревновательный метод, игра-путешествие, загадки, рассказ |
игры-эстафеты |
2 |
«Олимпийская тропа», октябрь |
8–11 |
туристический праздник |
соревновательный метод, викторина |
туризм |
3 |
«Мы за здоровый образ жизни», ноябрь |
6–7 |
физкультурный праздник |
игры, загадки, соревновательный метод |
игры-эстафеты |
4 |
«Папа, мама, я – спортивная весёлая семья», декабрь |
5–6 |
семейный спортивный праздник |
игровой, соревновательный метод, кроссворд |
игра |
5 |
«Зимние Олимпийские игры», январь |
9–11 |
командные соревнования |
соревновательный метод, эстафеты |
игры-эстафеты |
6 |
«Олимпийские игры – детям», февраль |
5–6 |
праздник на олимпийскую тематику |
командные соревнования |
игры, викторины |
7 |
«Быстрее, выше, сильнее», март |
8–9 |
спортивный праздник |
карточки-задания, олимпийские вопросы, игра |
игры-эстафеты |
8 |
«Путешествие в страну Олимпийских игр», апрель |
9–11 |
физкультурный праздник |
соревновательный метод, командные соревнования |
карточки |
9 |
«Загадки |
6–8 |
ориентирование на местности |
рассказ, загадки |
игра |
10 |
«Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», июнь |
8–11 |
спортивный праздник |
соревнования, викторины |
игры-эстафеты |
11 |
«В поисках семицветика», июль |
5–9 |
ориентирование на местности |
карточки |
игра |
12 |
«На старте – туристы», август |
8–11 |
семейный спортивный праздник |
соревнования, полоса препятствий |
туризм |
Рост мотивации к занятиям физической культурой способствует:
– активному участию обучающихся во внеурочной работе, увеличению желания посещать уроки физической культуры и здоровья;
– участию в учебно-исследовательской деятельности и выступлениям на научно-практических конференциях.
– участию обучающихся в городских, районных, областных и республиканских соревнованиях по видам спорта. «Учитель = обучающийся» как современная парадигма в образовательном процессе;
– подготовке и участию в олимпиадном движении по физической культуре и здоровью.
Таким образом, предложенная система с использованием соревновательного метода с целью повышения мотивации к занятиям физической культурой формирует разносторонне развитую личность.
Список использованных источников:
1 Гордиевская, Т.В. Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее: сценарии спортивных праздников и уроков в V–IХ классах : пособие для преподавателей физической культуры и здоровья учреждений общего среднего образования / Т.В.Гордиевская. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2021. – 80 с.
2 Физическая культура и здоровье: 10–11-е классы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.Е.Козловский, А.И.Метель. – Минск: Национальный институт образования, 2021, 60 с.