Использование соревновательного метода для повышения мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой. Из опыта работы

- 13:00II И III СТУПЕНИ, Методичка, Физическая культура и здоровье

Авторы делятся опытом работы по внедрению новых подходов к урокам физической культуры и здоровья и спортивному досугу с использованием системы разных соревновательных методов и приёмов.

Александр МЕТЕЛЬ,
учитель физической культуры и здоровья, учитель-методист
ГУО «Лицей Белорусского государственного университета»,
Татьяна ГОРДИЕВСКАЯ,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Гимназия г. Пружаны»,
Брестская область

 

 

Важнейшим направлением в современной педагогике является формирование функциональной грамотности обучающихся. Современная парадигма образования направлена на обучающегося не как на объект педагогической деятельности, а как на субъект равноправного учебного процесса. Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей обучающихся, выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями, содействует разностороннему развитию личности.

Цель опыта: повышение мотивации обучающихся к занятиям физической культурой на второй ступени общего среднего образования посредством использования соревновательного метода.

Задача опыта: систематизировать опыт работы внедрения новых подходов к урокам физической культуры и здоровья и спортивному досугу с использованием системы разных соревновательных методов и приёмов.

 

Использование соревновательного метода в физическом воспитании является составной частью педагогической системы по реализации как инвариантного, так и вариативного компонента учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье».

Для эффективного проведения дней здоровья и соревнований необходимо контролировать возрастно-половые особенности обучающихся; возбудимость нервной системы и увеличение функциональных возможностей организма во время проведения соревнований; временные характеристики при организации соревнований (от 40 минут до 1 часа).

При планировании уроков с применением соревновательного метода необходимо использовать разученные физические упражнения; учитывать, что этот метод обеспечивает всевозрастающую эмоциональную и физическую нагрузку; в зависимости от вида спорта подбирать специальные задания для выполнения обучающимися; объём и нагрузка соревновательных действий должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся; задачи соревновательной деятельности выражать в количественных или качественных показателях.

Соревновательный метод следует применять на всех этапах урока, учитывая методические особенности его использования. В подготовительной части урока рекомендуется применять соревновательный метод после выполнения обучающимися основных движений и общеразвивающих упражнений, в виде кратковременных скоростных упражнениях и заданий, так как организм врабатывается. В основной части урока соревновательные упражнения предлагаем использовать после выполнения новых физических упражнений, запланированных на урок, так как это будет способствовать поддержанию высокой моторной плотности и поддержанию интереса при выполнении упражнений обучающимися. В заключительной части применяйте стретчинг, игры и задания на внимание, рефлексию, что способствует восстановлению организма после физической нагрузки, уменьшению пульса.

Предлагаем использовать в практике учителей физической культуры и здоровья разработанные соревновательные упражнения, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Элементы соревновательного метода на уроках с 5-го по 11-й классы

 Класс

Лёгкая
атлетика

Гимнастика, акробатика

Лыжные
гонки

Волейбол

Баскетбол

Основы физкультурных знаний

Подготовительная часть

5–6

Спринтерские гонки
«Кто быстрее?»

Игра «Выполняй команду!»

Лыжный старт «Быстрый шаг»

Челлендж «Кто больше?»

Игра
«Попади в цель»

Конкурс «Древняя Олимпия»
(см. с. 19 [1])

7–8

Игра
«Земля–вода!»

Игра
«Перестрое-ния»

Игра
«Ловкий лыжник»

Игра «Передачи мяча»

Челлендж
«Кто самый сильный?»

Викторина «Беларусь Олимпийская» (с. 13 [1])

8–9

Гонка с гандикапом «Скороходы»

Упражнение «Фламинго»

Лыжный кросс «Лыжники»

Челлендж «Ловкий мяч»

Соревнование «Догони мяч»

«Разгадай кроссворд»
(см. с. 25–26 [1])

9–10

Игра
«Лягушки»

Челлендж «Планка»

Игра
«Горный слалом»

Игровое упражнение «Мяч
над сеткой»

Игровое упражнение «Бросок мяча»

Конкурс
«Угадай виды спорта»
(см. с. 34 [1])

10–11

Игра скоростей «Фартлек»

Челлендж «Висы»

Квест «Найди флажки»

Игра «Лесенка»

Челлендж «Поборемся ногами»

Викторина «Из истории олимпиад»

Основная часть

5–6

Спринт «Гонка
чемпионов»

Соревнование «Самый сильный»

Соревнование «Лыжные баталии»

Игра
«Подачи мяча»

Тимбилдинг «Баскетбол
на спине»

Назовите виды в легкой атлетике

6–7

Соревнование «Самый дальний бросок»

Игровое упражнение «Прыжки»

Лыжное двоеборье «Снайперы»

Игра
«Передай мяч»

Игра-эстафета «Быстрый мяч»

Назовите клубы
по игровым видам спорта

7–8

Упражнение «Прыжковая эстафета»

Эстафета «Кувырок вперёд»

Игровое упражнение «Дружба»

Игра-конкурс «Чья пара лучше»

Игра «Передача мяча»

Назовите виды программы
в гимнастике

8–9

Соревнование «Прыгунки»

Игра
«Кто сильнее»

Игра «Скоростной спуск»

Игра
«Лучше всех»

Игровое задание «Штрафной бросок»

Олимпийские игры древности

10–11

Эстафета «Экиден»

Игра «Слоник»

Игра-квест «Найди флажки»

Учебная игра до 25 очков

Учебная игра 2 × 10 мин

Олимпийские игры современности

Заключительная часть

5– 11

Игра
на внимание: «Красный, желтый, зеленый»

Упражнение на стретчинг

Игра
«Тик-так»

Упражнение «Наклоны»

Игра
«Лес, река, стадион»

Назовите олимпийских чемпионов
и призеров

 

При планировании сценария спортивного праздника (Таблица 2) рекомендуется следующее: определить тематику праздника, контингент участников; подготовить сценарный план; подобрать оборудование и инвентарь, определить судей, жюри; выбрать место и время проведения спортивного мероприятия; продумать построение участников, места судей, жюри; подготовить торжественное открытие праздника (гимн и флаг Республики Беларусь); осуществить приветствие, разделить на группы, команды; провести спортивный праздник; определить победителей; подвести итоги, наградить команды; осуществить торжественное закрытие праздника [1, с. 10–11].

 

Таблица 2. Календарь спортивных командных праздников и соревнований


п/п

Название мероприятия,
месяц

Класс

Форма
проведения

Методы
и приёмы

Средства

1

«Малые Олимпийские игры», сентябрь

5–7

спортивный праздник
на олимпийскую тематику

соревновательный метод, игра-путешествие, загадки, рассказ

игры-эстафеты

2

«Олимпийская тропа», октябрь

8–11

туристический праздник

соревновательный метод, викторина

туризм

3

«Мы за здоровый образ жизни», ноябрь

6–7

физкультурный праздник

игры, загадки, соревновательный метод

игры-эстафеты

4

«Папа, мама, я – спортивная весёлая семья», декабрь

5–6

семейный спортивный праздник

игровой, соревновательный метод, кроссворд

игра

5

«Зимние Олимпийские игры», январь

9–11

командные соревнования

соревновательный метод, эстафеты

игры-эстафеты

6

«Олимпийские игры – детям», февраль

5–6

праздник на олимпийскую тематику

командные соревнования
с эстафетами

игры, викторины

7

«Быстрее, выше, сильнее», март

8–9

спортивный праздник

карточки-задания, олимпийские вопросы, игра

игры-эстафеты

8

«Путешествие в страну Олимпийских игр», апрель

9–11

физкультурный праздник

соревновательный метод, командные соревнования

карточки
с заданиями, поиск пикетов

9

«Загадки
и легенды», май

6–8

ориентирование на местности

рассказ, загадки

игра
с пикетами

10

«Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», июнь

8–11

спортивный праздник

соревнования, викторины
на Олимпийскую тематику

игры-эстафеты

11

«В поисках семицветика», июль

5–9

ориентирование на местности

карточки
с загадками

игра
с поиском пикетов

12

«На старте – туристы», август

8–11

семейный спортивный праздник

соревнования, полоса препятствий

туризм

 

Рост мотивации к занятиям физической культурой способствует:

– активному участию обучающихся во внеурочной работе, увеличению желания посещать уроки физической культуры и здоровья;
– участию в учебно-исследовательской деятельности и выступлениям на научно-практических конференциях.
– участию обучающихся в городских, районных, областных и республиканских соревнованиях по видам спорта. «Учитель = обучающийся» как современная парадигма в образовательном процессе;
– подготовке и участию в олимпиадном движении по физической культуре и здоровью.

 

Таким образом, предложенная система с использованием соревновательного метода с целью повышения мотивации к занятиям физической культурой формирует разносторонне развитую личность.

 

 

Список использованных источников:

1 Гордиевская, Т.В. Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее: сценарии спортивных праздников и уроков в V–IХ классах : пособие для преподавателей физической культуры и здоровья учреждений общего среднего образования / Т.В.Гордиевская. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2021. – 80 с.
2 Физическая культура и здоровье: 10–11-е классы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.Е.Козловский, А.И.Метель. – Минск: Национальный институт образования, 2021, 60 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий