Квест-путешествие «Моя малая родина – Полесский край»

- 10:56Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Группа продленного дня

Занятие подойдет для проведения в группе продленного дня.

Раиса САКОВЕЦ,
воспитатель
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область

 

Цель: закрепление у детей знаний о малой родине.

Задачи:

– формировать представления учащихся о родном городе – Пинске, Полесском крае Республики Беларусь, достопримечательностях города Пинска;
– развивать интерес к родной стране, природе, символам Республики Беларусь;
– воспитывать чувство любви к …?.

Целевая аудитория: учащиеся 1-го класса.

Оборудование: карта Беларуси, изображения герба и флага Республики Беларусь, животных и растений, достопримечательностей города Пинска.

 

Ход занятия

Воспитатель:

Синеокая, белокрылая,
Беларусь – моя мама милая,
Зеркала озер смотрят ласково,
А леса твои дышат сказкою.
Частой сеткою бегут вены рек,
На полях твоих сеет человек.
Будто волнами лен колышется,
Мне спокойно здесь, легко дышится…
Столько бед прошло по твоей земле,
Столько страшных мук принесли тебе.
Только ты живешь, не печалишься,
Сыновьям своим улыбаешься.
Синеокая, белокрылая,
Все такая же добрая, милая…
Где бы ни была, не забыть тебя,
Беларусь моя ты любимая. (Тёмная Саша)

Воспитатель: На планете Земля очень много стран. Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Какое имя у нашей страны? (Ответы детей.) Это Республика Беларусь – имя нашей родины, где мы родились, живём, учимся.

А теперь я предлагаю отправиться в квест-путешествие по нашей стране. У нас будут остановки, и за правильные ответы вы будете получать пазл. Правильно отвечаем и составляем из пазлов картинку – символ мудрости Беларуси (Цветную картинку с аистом разрезаю на шесть частей – шесть пазлов, шесть остановок).

Первая остановка: «Беларусь синеокая»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это карта нашей страны, а на карте Республика Беларусь. Нашу Беларусь называют синеокой. А все потому, что на территории нашей Родины очень много озер и рек. И если посмотреть с высоты птичьего полёта, то озёра и напоминают синие глубокие выразительные глаза. Отсюда и название «синеокая».

Какие вы знаете реки и озёра Беларуси? (Реки: Западная Двина, Неман, Буг, Припять, Пина, Сож, Березина, Щара, Горынь, Ясельда. Озёра: Нарочь, Свитязь, Глубокое, Свирь, Белое, Погостское)

На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)
Как называются эти части? (Области.)

В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и их области. (Минск – Минская область. Брест – Брестская область. Гродно – Гродненская область. Витебск – Витебская область. Могилёв – Могилёвская область. Гомель – Гомельская область).

А как называется столица нашей Родины? (Столица нашей Родины называется Минск). А как называются люди, живущие в Беларуси? (Люди, живущие в Беларуси, называются белорусами).

Мы увидели на карте нашу синеокую страну Беларусь. А ещё мы зовём её Родина, а ещё – Отечество. Родина – потому что мы здесь родились, и она для нас самая родная из всех стран на свете. Отечество – потому что она досталась нам от отцов наших, а им – от их дедов и прадедов.

Дети получают первую часть пазла.

Вторая остановка: «Символы Беларуси».

Воспитатель: Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь.

Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый.

Красный – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития. Белый – это цвет свободы, чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

На столе у вас есть фломастеры и флаги, давайте раскрасим их в цвета нашего флага. (Дети выполняют задание)

Воспитатель показывает изображение Государственного герба.

Воспитатель: Расскажите, что вы видите? (Земной шар, солнце, звезду, цветки льна и клевера)

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур государственной границы Республики Беларусь в золотых лучах восходящего солнца. Вверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетённых справа цветками клевера, слева – цветками льна. В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Внизу на венке из колосьев сделана надпись на ленте – “Республика Беларусь”.

А кто знает, что такое Государственный гимн Республики Беларусь? (Ответы детей) Гимн – торжественная песня. Слушают гимн стоя. Так мы выражаем уважение к Родине. (Звучит запись гимна) Ребята, а когда мы можем услышать гимн? (На линейке, на соревнованиях в честь победителя, на торжественных мероприятиях).

Молодцы, дети. Получаем второй пазл.

 

Третья остановка: «Достопримечательности города Пинска»

Воспитатель: Ребята, напомните, как называется наш город? (Пинск) Верно, а в какой области мы живём? (Брестской). Молодцы. А кто знает, какие достопримечательности есть у нас в городе?

(Дети называют достопримечательности).

Памятник пинчуку.
Теплоходный туристический маршрут.
Мемориальный комплекс «Партизанам Полесья».
Мемориал «Освободителям Пинска».
Музей Белорусского Полесья.
Дворец Бутримовича.
Парк культуры и отдыха.
Полесский драматический театр.

Воспитатель: Кто назовёт достопримечательности Брестской области?

Брестская крепость-герой.
Беловежская пуща.
Поместье Деда Мороза.

Воспитатель: Молодцы, дети. Кто-то из вас катался на теплоходе, а кто-то возлагал цветы освободителям Пинска и партизанам Полесья, и все были в драматическом театре. А многие уже побывали в Брестской крепости и Беловежской пуще, а некоторые даже успели получить подарок в самом поместье Деда Мороза. Но об этом вы мне расскажете в другой раз, а сегодня мы поговорим о пинчуках и полещуках.

Белорусское Полесье занимает южные районы Брестской области. Жителей города Пинска называют пинчуками, но чаще полещуками – потому что мы с Полесья. Собирательный образ пинчука-полещука появился в начале пешеходной улицы Ленина в Пинске в 2017 году – в первый день празднования 920-летия города. На постаменте надпись «Па-першае, я з Пінска…» А что же означает загнутый палец? Когда человека о чём-либо спрашивали, он отвечал: «Ну, во-первых, я из Пинска (при этом загибая палец), а во-вторых, я отвечу на ваш вопрос…».

Древний город Пинск расположен на месте слияния рек Припять и Пина. Само слово «пина» значит «остановка». Здесь была остановка торговых судов, которые плыли по Припяти.

В Полесском крае живёт очень трудолюбивый, доброжелательный, терпеливый, умный, заботливый и гостеприимный народ.

Мы выращиваем клубнику, малину, голубику и в теплицах помидоры, огурцы. Что еще выращивают у нас? (Ответы детей: лук, чеснок, картошку, капусту, кабачки, баклажаны, тыкву, перец, свеклу, горох, фасоль, петрушку, укроп). Молодцы, а какие фруктовые деревья, как вы думаете у нас растут? (Ответы детей)

А что вы, дети, сеяли или сажали в деревне? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Ваш ваша третья часть пазла.

Воспитатель:

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
только жаль, что не душистый. (Нина Артёхова)

Удивительный цветок, василёк. Растёт только там, где растёт рожь или росла рожь. В других местах василёк не растёт. Например, в Египте вы василька не встретите. В Беларуси васильки растут. Почему? (Потому что в Беларуси растёт рожь)

Физкультминутка «Василек»

Когда заколосится рожь, (Дети поднимают руки и качаются со стороны в сторону)
Ты без труда меня найдешь. (Дети имитируют просмотр в бинокль)
Я скромный полевой цветок, (Дети приседают)
Мне дали имя василек! (Дети выпрыгивают и поднимают руки вверх)

Четвертая остановка: «Животные Беларуси»

Воспитатель: В Брестской области есть заповедник – Беловежская пуща. Там живут очень редкие животные – зубры. Зубр – огромный бык весом почти в тонну. Зубры были полностью истреблены, но люди смогли восстановить их численность.

Посмотрите на картинки, на которых изображены животные. Эти животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь: чёрный аист, дикий кабан, косуля, норка, куница. Я подготовила для вас загадки.

Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
(Зубр)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Воспитатель: Молодцы! Всех отгадали! Кто из зверей здесь собрался?

(Лиса, заяц, белка, медведь, волк, еж, зубр). Правильно, все эти животные обитают у нас в Беларуси. Держите четвёртую часть пазла за загадки.

Пятая остановка: «Природа родного края»

Воспитатель: В Полесском крае вы найдете нетронутую природу. Здесь растёт много разнообразных деревьев и кустарников – тополь, берёза (продолжают дети) Если организовать прогулки по экологическим тропам – можно поближе рассмотреть знаменитые полесские леса и болота. Экологическая тропа не зоопарк, здесь все происходит в естественных условиях. Вас проведут по самым красивым уголкам местных лесов, покажут вековечные дубы и липы. А сейчас несколько вопросов о нашей природе.

Какая река протекает в нашем городе? (Пина)
Дерево – рекордсмен по очистке грязного воздуха. (Тополь).
Самая тонкая природная нить (Паутина)
Какой цветок первым появляется после зимы? (Подснежник)
Кто является лесным доктором? (Дятел)
Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов? (Кукушка)
Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
У какого насекомого крылышки красные с черными точками (У божьей коровки)
Какое животное наших лесов самое сильное? (Зубр)
Что является у нас вторым хлебом? (Картошка)

Ребята получают пятую часть пазла.

Шестая остановка: «Белорусские народные игры»

Воспитатель: Ребята. А давайте с вами поиграем. Я знаю одну игру, называется «Посадка картошки».

Игра «Посадка картошки»

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, – капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати – тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.

Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот последняя часть пазла. Давайте соберем все части, и посмотрим, что у нас получилось!

Дети: Аист!

Воспитатель: Аист – символ миролюбия и мудрости. А еще аист – покровитель дома, приносящий обитателям лад и процветание. Бусел в Беларуси стал символом национальной чистоты и возрождения. Белорусы верят, что дворы, где аисты строят свои гнезда, благополучные, люди в них живут счастливо и богато. Берегите этих величественных птиц, берегите природу синеокой Беларуси. Берегите себя.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий