В материале описан опыт реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью», актуальность которого заключается в реализации научно-обоснованных теоретических и практических аспектов формирования эмоциональной безопасности, потребности в разработке программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по этому направлению.
Светлана КОРОТИНА,
учитель-дефектолог,
ГУО «Берёзовская средняя школа № 3» Лидского района,
Гродненская область
Важным элементом социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития является умение проявлять социально-одобряемое поведение. У детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью имеются определенные трудности в развитии эмоциональной сферы, которые затрудняют процесс формирования социально одобряемого поведения и социальной адаптации. Однако при организации соответствующей коррекционно-педагогической работы появляется возможность сформировать у них эмоциональную безопасность – способность защищать себя в эмоционально опасных ситуациях.
В нашем учреждении образования начат и успешно реализуется инновационный проект «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью». Актуальность инновационного проекта состоит в реализации научно-обоснованных теоретических и практических аспектов формирования эмоциональной безопасности, потребности в разработке программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по этому направлению.
Как показала практика, внедрение методики формирования эмоциональной безопасности на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует повышению эффективности коррекционно-педагогической работы с учащимися с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. В ходе работы над инновационным проектом мы создаем методическую копилку наиболее эффективных методов, приемов работы по формированию эмоциональной безопасности у ребят с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. На коррекционных занятиях используются разнообразные методы и приемы, способствующие не только эмоциональному развитию и формированию эмоциональной безопасности, но и снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта, отсутствия интереса к занятию: просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, задания подражательно-исполнительского характера, творческие задания, мимические и пантомимические упражнения, интерактивные игры, тренинги по эмоциональному развитию. Такие занятия вызывают у детей неподдельный интерес и восторг.
Были разработаны следующие направления коррекционно-педагогической работы:
1) формирование умений замечать, правильно определять и выражать эмоции;
2) формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, их провоцирующими;
3) формирование умений контролировать и проявлять свое социально одобряемое поведение в эмоционально опасных ситуациях;
4) формирование умений защищать себя и других от эмоционально опасных ситуаций и предупреждать такие ситуации;
5) развитие адекватной самооценки каждого учащегося;
6) развитие способностей учащихся к построению позитивных взаимоотношений со сверстниками.
В процессе формирования эмоциональной безопасности важным моментом является организация социального взаимодействия между учащимися (слайд 2). Социальное взаимодействие строится не только на общении между детьми и педагогами, но и на определенном эмоциональном реагировании на поступки, действия и слова друг друга. На коррекционных занятиях мы применяем как реальные, так и специально созданные ситуации общения, основная цель которых – стимулировать детскую активность. Работа в этом направлении проводится поступательно от простых к более сложным формам общения.
На коррекционных занятиях предлагаем учащимся наблюдение за эмоциональным поведением других людей или сказочных персонажей (слайды 3–4).
Используем такие методы работы, как просмотр специально подобранных мультфильмов, прослушивание аудиосказок, диафильмов (слайды 5, 6).
Применяем задания подражательно-исполнительного характера (инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), а затем и задания более сложного уровня, имеющие творческий характер.
Эффективно используются приемы стимулирования общего тонуса организма, оптимизации эмоционального фона (слайд 7).
На занятиях по формированию эмоциональной безопасности внедряются такие формы работы, как мимические и пантомимические упражнения, задания-этюды на развитие эмоциональной выразительности и чувствительности, способствующие изучению особенностей различных эмоциональных состояний (слайд 8). В процессе такой работы у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью постепенно воспитывается, корригируется и формируется эмоционально и социально безопасный стиль коммуникативного и эмоционального поведения. Инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры (слайд 9).
Важное место в коррекционно-педагогической работе занимает использование интерактивных игр и упражнений, основанных на взаимодействии и диалоге (слайды10–13).
Занимательно проходят занятия, на которых применяются приемы инсценировки фрагмента сказки, зарисовывание главных моментов сюжета сказки, создание театра теней (слайды14, 15).
На коррекционных занятиях используются задания, основанные на задействовании сенсорных систем каждого учащегося. Подбираются тренинги по эмоциональному развитию с использованием тактильных контактов, с использованием зрительного, слухового, обонятельного анализаторов.
Проводятся игры и упражнения на развитие эмпатии, используются уже знакомые средства понимания (слайд 16).
Во время проведения занятий применяются задания и упражнения, способствующие формированию умений фиксировать внимание на эмоциональном состоянии окружающих сверстников и взрослых, умений понимать причины возникновения эмоциональных состояний у себя и у других, формируется адекватная самооценка и сопереживание (слайд 17).
Интерес вызывают сюжетно-ролевые игры (слайд 18). Выполнение ролей формирует умение соответствовать определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.
Игры и эмоциональные зарисовки, релаксационные упражнения формируют способность защищать себя в эмоционально опасных ситуациях (слайд 19).
Используется педагогический тренинг на основе психогимнастических игр (слайд 20). Это способствует стабилизации общего тонуса организма, оптимизации эмоционального фона, улучшается настроение, тренируются психомоторные реакции (мимика, пантомимика, тактильная моторика). Выполняются мимические упражнения перед зеркалом, где учащиеся имеют возможность контролировать свои движения, мимику, эмоции. Тренинги по эмоциональному развитию с использованием тактильных контактов (слайды 21, 22).
Тренировка психомоторных реакций способствует снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта (слайд 23).
В процессе организации коррекционных занятий используются игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры, направленные на развитие воображения (слайды 24, 25).
Широкое применение получили коррекционные сказки (слайды 25, 26). Чтение и анализ доступных для понимания сказок на коррекционных занятиях способствует переносу сюжетных событий в жизненную ситуативность, правильному выбору линии поведения в эмоционально опасных ситуациях (слайды 26, 27). Когда учащиеся слушают сказку, они соотносят с образами её героев свой жизненный опыт. В этой методике используются коррекционные сказки, которые создаются в соответствии с тематикой занятия, позволяющие мягко воздействовать на поведение учащихся.
В процессе реализации инновационного проекта используются игровые тренинги (слайд 28).
В рамках внедряемой методики мы используем специфические приемы формирования эмоциональной безопасности:
«Я – звезда»: учащиеся вклеивают собственные фотографии в обрамление в форме звезды, называют себя звездами, определяют свои самые лучшие качества (слайд 29);
«Зеркало»: учащиеся, глядя на свое отражение в зеркале, показывают, как они радуются, грустят, злятся (слайд 30);
«Изобрази эмоцию»: учащиеся повторяют эмоции, выражаемые героями картинок или реальных людей, задействуя нужную мимику и движения (слайд 31);
«Визуализация настроения»: в начале и в конце каждого коррекционного занятия учащимся предлагается нарисовать собственное настроение и сравнить, как оно изменялось по окончании работы (слайд 32);
«Я главный»: совместно с учащимися определяем, кто будет главным на протяжении определенного промежутка времени (перемена, день, неделя) и ему предлагается придумать и организовать любой вид деятельности и вовлечь в него некоторых одноклассников, друзей, членов семьи;
«Ситуация успеха»: определяются наиболее успешные виды заданий для выполнения каждым учащимся в соответствии с их способностями. Успешно выполненное задание поднимает самооценку учащихся и мотивирует их к дальнейшим действиям (слайд 33);
«Эмоциональные шарики»: учащиеся надувают шарики и рисуют им настроение, которое они хотят отмечать у себя в течение дня, или из предложенных шариков с эмоциями выбирают те, которые определены в озвученной инструкции (слайды 34–36);
«Мой герой»: после анализа сказки или рассказа учащимся предлагается выбрать героя, который им понравился своими поступками или внешним видом, или на которого хотелось бы быть похожим, и изобразить его, выделяя деталями или цветом понравившиеся особенности (слайды 37, 38);
«Сравнение»: сравнение противоположных эмоций или поступков людей, анализируя их;
«Цепочка»: учащимся предлагалось друг за другом по цепочке продолжать фразы (я радуюсь, когда …) или действия (покажи, как ты поступишь в ситуации …) (слайд 39).
Оптимизация эмоционального фона, тренировка психомоторных реакций, стабилизирование общего тонуса организма. Задания на развитие эмоций и чувствительности (слайд 40).
Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с учащимися с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. Обучающиеся с направляющей помощью педагога овладели умениями замечать, правильно определять, выражать эмоции, устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, их провоцирующими, контролировать свои эмоциональные проявления по отношению к самому себе и к окружающим, проявлять социально одобряемое поведение в эмоционально опасных ситуациях, защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях.
Благодаря использованию таких методов и приемов у учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью формируется эмоциональная безопасность – способность защищать себя в эмоционально опасных ситуациях.