Устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. Закрепление. Урок математики во 2-м классе

- 11:47Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Цель урока — организовать деятельность учащихся по закреплению знаний изученных устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100, о разрядном составе и сравнении двузначных чисел в решении текстовых задач.

Татьяна ГАЛУЗА,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»,
Брестская область

 

 

Цели:

– организовать деятельность учащихся по закреплению знаний изученных устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100, о разрядном составе и сравнении двузначных чисел в решении текстовых задач;
– способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, математической речи;
– создавать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка, воспитывать познавательный интерес к математике.

 

Ход урока

Организационный момент

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Улыбнитесь мне. У нас сегодня много гостей, повернитесь и улыбнитесь им.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и весёлых.
И сегодня второй класс
На урок позвал всех вас.
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться. (Читает ученица)

 

– Нашим гостям интересно посмотреть, как мы с вами умеем считать и решать примеры, задачи. Так давайте, дети, чтобы порадовать гостей, будем стараться работать весь урок активно.

– Сегодня урок математики пройдёт в форме телепередачи «Математические вести». Что вы можете сказать об этой передаче? (Прежде чем донести информацию до нас – зрителей, нужно собрать её, проанализировать и отобрать самые необходимые, важные сведения…)

 

Сообщение цели урока

– Сегодня мы закрепим изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел.

«Математические вести» мы поделим на этапы (Названия этапов по ходу их прохождения учитель вывешивает на доску). Итак, начинаем.

 

Телепередача «Математические вести»

1 Новости минувшего дня (Проверка домашнего задания)

– На этом этапе мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

№ 8

– Что находили первым действием?

– Что находили вторым действием?

– Почему вычитанием?

№ 9 (ответы записаны на доске: 47, 39, 59, 27, 68, 25, 36, 59, 81)

– Прочитайте пример с самым большим ответом.

– С самым маленьким?

– Расположите их в порядке возрастания.

– Какой ответ лишний? Почему? (68, 36 – чётные)

– Как получить из этих чисел круглое число?

– Объяснить решение двух примеров.

 

2 Золотое перо (Чистописание)

Игра «Ночь и день». (Ночь – вам снятся числа, день – какие числа приснились. Исследуйте своё число.)

– А сейчас представьте, что у каждого из вас в руках золотое перо. Пропишите красиво каждый своё число. Помним правила посадки:

Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

 

– Не забывайте, пожалуйста, о том, что правильная осанка – залог хорошего здоровья.

 

3 Бегущая строка (Устный счёт)

Игра «Мальчики-девочки». (Учитель берёт карточку, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.)

 

Игра «Пересадки»

– Как называются числа при сложении?

– Как называются числа при вычитании?

– Как найти неизвестное слагаемое?

– Как найти уменьшаемое?

– Как найти вычитаемое?

– Найдите сумму чисел 49 и 6.

– Найдите разность чисел 72 и 5.

– Увеличить 46 на 7.

– Уменьшить 30 на 3.

– Первое слагаемое 36, второе 4. Найдите сумму.

– Уменьшаемое 63, вычитаемое 5. Найдите разность.

– Перевести в минуты 1 час 20 мин.

– Число пальцев на двух руках увеличьте на 11.

– К количеству букв в слове класс прибавьте число 50.

– К числу дней в неделе прибавьте число крыльев у орла.

– Любимую оценку ученика умножьте на 2.

 

Задачи – шутки, Только на одну минутку!

1 В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич прежде, чем нашёл Царевну?

2 Любит рыбу кот Василий
  Может съесть он в день 4.
  Сколько съест он за 5 дней?
  Подсчитайте поскорей.

 

4 Реклама (Физкультминутка)

 

5 Свежая информация (Работа с учебником)

– А на этапе «Свежая информация» мы будем работать с главным нашим помощником – учебником. Откройте учебник на с. 36.

№ 2 (устно)

– Сравнить величины. Объяснить выбранный знак.

 

№ 3 (письменно)

– Прочитать числа.

– Что значит записать по убыванию?

– Двузначные числа записать суммой разрядных слагаемых (по одному человеку у доски).

 

№ 4 (письменно)

А сейчас на удачу
Надобно решить задачу.

– Прочитайте задачу про себя.

– Кто прочитает вслух? (чтение вслух)

– О чём говорится в задаче?

– Какие главные слова возьмём для краткой записи?

На доске:

Стояло – 32 и 40 кн.
Выдали – 20 кн.
Осталось – ?

– Что значит величина 32?

– Что значит величина 40?

– Что значит величина 20?

– Какой вопрос задачи?

– Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Что мы знаем?

– Чего не знаем?

– Как узнать, сколько книг на двух полках?

– Почему сложением?

– Каким действием будем отвечать на вопрос задачи?

– Почему?

– Эту задачу можно решить другим способом.

Способ 2. Допустим, что книги брали только с первой полки. Сколько книг там осталось? (32 – 20 = 12). Сколько книг осталось на двух полках? (40 + 12 = 52)

Способ 3. Допустим, что книги брали только со второй полки. Сколько книг там осталось? (40 – 20 = 20). Сколько книг осталось на двух полках? (32 + 20 = 52)

– Запишем решение в тетрадь только первым способом (один ученик у доски).

– Для чего нужно читать книги?

– Кто знает как мы называем людей науки? (Ученый – много знает, образованный)

– Кто из вас хотел бы стать ученым?

– А что для этого нужно делать? (Развивать ум, мышление, читать много книг)

 

№ 6 (устно)

– В каком положении находятся качели? (Они уравновешены).

– Что это означает? (Валя вместе с Мишей имеют такую же массу, как Боря с Юрой)

40 + □ = 32 + □

– Первое слагаемое слева больше первого слагаемого справа, а суммы равны. Что это значит? (Значит, другое слагаемое слева (масса Юры) меньше другого слагаемого справа (масса Вали).

Ответ. Валя тяжелее Юры.

 

№ 5 (письменно, по рядам)

– Как найти неизвестное вычитаемое?

Проверка.

 

6 Журналистские расследования (Закрепление изученного)

– На этом этапе мы закрепим умения составлять и решать примеры в пределах 100, используя приёмы поразрядного вычитания и сложения двух двузначных чисел.

Работа в парах.

Игра «Знает каждый свой ответ»

(Ученики получают карточку с примером, который необходимо решить. По сигналу учителя дети расходятся по классу. Их задача – найти карточку со своим ответом. Карточка может находиться на любом видном месте).

24 + 13
21 + 16
50 – 13
20 + 17     (37)

20 + 20
100 – 60
35 + 5
55 – 15   (40)

70 + 15
100 – 15
61 + 24
39 + 46
71 + 14

 

Разноуровневые задания

– Ребята, посмотрите на плакат и внимательно послушайте задания.

1 дес. 3 ед.         +17             +24          +16        –□          65

1. У кого на парте лежит синий кружок. Поднимите.

– Составьте примеры и решите их. (13 + 17 = 30, 30 + 24 = 54, 54 + 16 = 70, 70 – 5 = 65)

2. У кого на парте лежит жёлтый кружок. Поднимите.

– Составьте примеры и распишите приём решения в первом примере. (2 способа)

3. У кого на парте лежит красный кружок. Поднимите.

– Запишите в виде выражения и вычислите.  (13 + 17) + (24 + 16) – 5 = 65

Проверка.

– Оцените свою работу в тетради за урок на лесенке успеха.

 

Новости будущего дня (Домашнее задание)

– Сегодня очень приятные новости будущего дня. С понедельника у вас каникулы, поэтому домашнее задание отсутствует.

 

Итоговая информация (Рефлексия)

– Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

– Какие задания выполняли с лёгкостью?

– В выполнении каких заданий возникали трудности?

– А что помогло справиться с трудностями?

– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?

– Кто сам себя хочет похвалить?

– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали!

– Наша телепередача «Математические вести» подходит к концу. И говорят мне об этом наши часы

Посмотрите вы на парту:
Что лежит у вас? Часы.
Но двухцветные они:
Зелёные и красные.
Выбрать нужно вам одни.
Только будьте справедливы:
Если были вы активны,
Отвечали правильно,
То тогда для вас они –
Эти зелёные часы.
Коль ошибки допускали
И зевать вы успевали –
То тогда возьмите вы
Эти красные часы.
А сейчас нам покажите
Каждый часики свои.

 

 

– Оживим наши часики.

– Если у вас было отличное настроение на протяжении всего урока, нарисуйте весёлую рожицу. Если нет – грустную.

– Поднимите часики, у кого весёлое настроение (грустное).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий