Цель урока — познакомить учащихся с числом 13, его десятичным составом.
Елена ТОЛКУН,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область
Цели: познакомить с числом 13, его десятичным составом.
Задачи:
– формировать навыки вычислений на основе десятичного состава изученных чисел;
– развивать логическое мышление, наблюдательность, навыки самоконтроля и самопроверки;
– воспитывать самостоятельность, товарищество, интерес к учебной деятельности.
Ход урока
І Организационный момент
Учащиеся вместе с учителем произносят:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно.
– За посадкою следите,
Ручку правильно держите.
II Сообщение темы. Постановка цели и задач урока
– Сегодня вы познакомитесь с интересным двузначным числом. Это число не увидишь на домах во Франции, им не обозначены квартиры, каюты на кораблях в Англии. Думаю, что некоторые из вас считают его несчастливым числом. Это число следует за числом 12. Кто узнал это число?
– А может этого числа не следует бояться? В некоторых странах число 13 считается счастливым (в Италии, Китае, Индии и др.) В годы Великой Отечественной войны советская подводная лодка Балтийского флота С–13 была самой удачливой.
– Тема нашего урока – «Число 13». Вам нужно будет вспомнить то, что мы уже изучили ранее. Вы покажете, как усвоили ряд чисел от 1 до 12, как умеете решать примеры, задачи. А также мы познакомимся с числом 13. На уроке вы будете оценивать свою работу за правильность, активность, самостоятельность.
III Устный счёт
– Пробралась к нам Зима на переменке, напроказничала. Поиграла в снежки, цифры снегом залепила (на доске пропущенные числа заклеены снежинками). Наведём порядок. Покажем пропущенные числа на веере цифр (Учитель показывает указкой снежинку, дети на веере цифр показывают ответ.)
1) 0, 1, *, *, 4, *, 6, 7, *, 9, *, 11, *
2) 3 + 4 = * 10 – 4 = * 10 + * = 11
6 –* = 1 8 –* = 4 12 –* = 10
* + 3 = 5 * + 5 = 10 11 –1 0 = *
3) Составьте «зимнюю» задачу по выражению:
12 – 2 = 10
Учащиеся составляют задачу с зимним сюжетом
4) Установите закономерность, продолжите ряд чисел:
10, 8, 6, *, *
1, 4, 7, *,*
– Молодцы, вы показали новое число и порядок навели! Оцените правильность решений на «Линеечке успеха».
Учащиеся оценивают правильность решений на «Линеечке успеха».
IV Знакомство с новым материалом
– Поработаем в математической лаборатории. Представьте себе, что вы настоящие исследователи. Создадим и исследуем число 13.
1) Положите перед собой 12 палочек. (Один учащийся у доски работает с абаком, остальные – за партами.)
– Сколько десятков положили? (Один)
– Сколько единиц? (Две)
Положите ещё 1 палочку.
– Сколько десятков? (Один)
– Сколько единиц? (Три)
– Какое число получилось? (13)
– Прочитайте равенство. Найдите ответ.
12 + 1 = * 13 – 1 = *
(К двенадцати прибавить 1; из тринадцати вычесть один)
– Расскажите о числе 13. (Двузначное число, 1 десяток и 3 единицы, соседи 12 и 14)
2) Учащиеся выполняют самостоятельную практическую работу со счётным материалом.
– Возьмите в одну руку 1 десяток палочек.
– Сколько палочек взяли? (10)
– В другую руку возьмите 3 палочки.
– Посмотрите, сколько всего палочек, запомните. (13)
– Уберите 10 палочек.
– Посмотрите, сколько палочек осталось, запомните. (3)
– Верните десяток. Уберите 3 палочки. Посмотрите, сколько палочек осталось, запомните. (10)
– В группах составьте примеры.
Группы разного уровня обозначены красным, жёлтым, зелёным цветом. Задания для групп: составить примеры, заменив снежинки цифрами.
1) 10 + 3 = ** 2) ** + * = 13 3) ** + * = **
13–3 = ** **–* = 10 **–* = **
13–10 = * **–** = 3 **–** = *
– Оцените свою активность в работе группы на «Линеечке успеха».
Учащиеся оценивают свою активность работы в группе на «Линеечке успеха».
V Физкультминутка для глаз
Закройте глаза, посчитайте до 5, откройте глазки, легко и быстро поморгайте (повторить 5 раз).
Не вращая головой, медленно переводим взгляд с пола на потолок и обратно. Затем – справа налево и обратно.
Представьте большой обруч. Обведите его глазами справа налево и наоборот.
Посмотрите на палец вытянутой руки, затем на снежинку (снежинка на доске).
Зажмурьте глаза, посчитайте до 5.
Откройте глаза, легко и быстро поморгайте.
Закройте глаза. Глубокий вдох. Медленный, плавный выдох.
IV Закрепление изученного материала. Работа с учебником
1) Снеговики тоже решили примеры и разместили их в синей рамке на с. 10 учебника. Проверьте, есть ли ошибки у наших гостей. (Картинки с изображением снеговиков размещаются на доске). (Ошибок нет)
2) с. 11, № 1. Решите примеры с опорой на рисунок.
– Какую игрушку вы видите? (Матрёшку)
– Сколько красных матрёшек? (10)
– Сколько жёлтых? (3)
– Матрёшки вам помогут решить примеры.
Ответы учащиеся выкладывают на карточках в учебнике: 1-й вариант – 1–2-й столбик, 2-й вариант – 3–4-й столбик.
– Найдите примеры на доске, проверьте соседа по парте.
(На доске записаны решенные примеры для взаимопроверки.)
3) с. 10, № 2. Вставьте знак >, <, =
– Найдите ключ для проверки на доске, проверьте соседа по парте.
4) с. 11, № 3. Решить задачу.
Учитель читает задачу.
Запишем краткое условие задачи.
– О чём говорится в задаче? (О банках с огурцами и помидорами)
– Сколько банок с огурцами? (10)
– Сколько банок с помидорами? (3)
– Какой вопрос задачи? (Сколько всего банок в шкафу?)
Учитель делает краткую запись на доске:
Ог. – 10
П. – 3 ?
– Запишите решение задачи на столе при помощи карточек (один у доски). (10 + 3 = 13)
– Каким будет ответ в задаче? (Ответ: 13 банок в шкафу)
– Оцените свою самостоятельность на «Линеечке успеха».
Учащиеся оценивают свою самостоятельную работу на «Линеечке успеха».
VI Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения с опорой на текст.
Вы, наверное, устали.
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки закрываем.
До пяти мы все считаем.
Глазки открываем
И работать продолжаем.
VII Закрепление изученного материала. Работа с тетрадью
1) Образец написания числа 13 на доске.
– Для числа 13 необходимы 2 клетки. В первой клетке пишем цифру 1, во второй цифру 3.
– «Запищите» число 13 в воздухе.
Учащиеся берут в руки ручки и «записывают» число 13 в воздухе.
Математическая пропись, с. 6.
2) Зима и в тетрадях напроказничала. Цифры снежком запорошила. Давайте восстановим.
1-я строка. Установите закономерность, продолжите ряд чисел.
3) Составьте примеры с помощью грозди винограда.
– Проверьте себя, используя ключ для проверки, размещённый на доске.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверяют работу.
– Оцените правильность решения на «Линеечке успеха».
Учащиеся оценивают свою работу на «Линеечке успеха».
VIII Итог урока
– Вернемся к числу, с которым мы познакомились в начале урока. Назовите его.
– Сколько в числе 13 десятков? А единиц?
– Зима наблюдала за вами весь урок, тоже училась примеры решать.
– Поиграем в игру «Учитель». Проверьте правильность решения.
10 + 3 = 13 13 – 3 = 11 13 – 10 = 2
Учащиеся исправляют ошибки:
13 – 3 = 10
13 – 10 = 3
– Молодцы.
Х Рефлексия «Линеечка успеха»
– Трудно ли вам было работать с числом 13?
– Следует ли его опасаться? (Нет)
– Оцените свою работу на уроке. Ели вы считаете, что на уроке работали очень хорошо, вам всё удалось выполнить правильно – расположите крестик на верхней ступеньке. Если что-то на уроке не получилось – на средней ступеньке. Если на уроке вы не довольны своей работой – на нижней. Учащиеся оценивают свою работу на уроке на «Линеечке успеха».