Число 13. Урок математики в 1-м классе

- 12:41Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Цель урока — познакомить учащихся с числом 13, его десятичным составом.

Елена ТОЛКУН,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Цели: познакомить с числом 13, его десятичным составом.

Задачи:

– формировать навыки вычислений на основе десятичного состава изученных чисел;
– развивать логическое мышление, наблюдательность, навыки самоконтроля и самопроверки;
– воспитывать самостоятельность, товарищество, интерес к учебной деятельности.

 

Ход урока

І Организационный момент

Учащиеся вместе с учителем произносят:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно.
– За посадкою следите,
Ручку правильно держите.

 

II Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

– Сегодня вы познакомитесь с интересным двузначным числом. Это число не увидишь на домах во Франции, им не обозначены квартиры, каюты на кораблях в Англии. Думаю, что некоторые из вас считают его несчастливым числом. Это число следует за числом 12. Кто узнал это число?

– А может этого числа не следует бояться? В некоторых странах число 13 считается счастливым (в Италии, Китае, Индии и др.) В годы Великой Отечественной войны советская подводная лодка Балтийского флота С–13 была самой удачливой.

– Тема нашего урока – «Число 13». Вам нужно будет вспомнить то, что мы уже изучили ранее. Вы покажете, как усвоили ряд чисел от 1 до 12, как умеете решать примеры, задачи. А также мы познакомимся с числом 13. На уроке вы будете оценивать свою работу за правильность, активность, самостоятельность.

 

III Устный счёт

– Пробралась к нам Зима на переменке, напроказничала. Поиграла в снежки, цифры снегом залепила (на доске пропущенные числа заклеены снежинками). Наведём порядок. Покажем пропущенные числа на веере цифр (Учитель показывает указкой снежинку, дети на веере цифр показывают ответ.)

1) 0, 1, *, *, 4, *, 6, 7, *, 9, *, 11, *          

 

2) 3 + 4 =  *           10 – 4 = *           10 + *  = 11
   6 –* = 1               8 –* = 4              12 –* = 10
   * + 3 = 5             * + 5 = 10           11 –1 0 = *

 

3) Составьте «зимнюю» задачу по выражению:

12 – 2 = 10

Учащиеся составляют задачу с зимним сюжетом

 

4) Установите закономерность, продолжите ряд чисел:

10, 8, 6, *, *
1, 4, 7, *,*

 

– Молодцы, вы показали новое число и порядок навели! Оцените правильность решений на «Линеечке успеха».

Учащиеся оценивают правильность решений на «Линеечке успеха».          

 

IV Знакомство с новым материалом

– Поработаем в математической лаборатории. Представьте себе, что вы настоящие исследователи. Создадим и исследуем число 13. 

1) Положите перед собой 12 палочек. (Один учащийся у доски работает с абаком, остальные – за партами.)

– Сколько десятков положили? (Один)
– Сколько единиц? (Две)

Положите ещё 1 палочку.

 – Сколько десятков? (Один)
– Сколько единиц? (Три)
– Какое число получилось? (13)

– Прочитайте равенство. Найдите ответ.

12 + 1 = *             13 – 1 = *  

(К двенадцати прибавить 1; из тринадцати вычесть один)

– Расскажите о числе 13. (Двузначное число, 1 десяток и 3 единицы, соседи 12 и 14)

 

2) Учащиеся выполняют самостоятельную практическую работу со счётным материалом.

– Возьмите в одну руку 1 десяток палочек.
– Сколько палочек взяли? (10)
– В другую руку возьмите 3 палочки.

– Посмотрите, сколько всего палочек, запомните. (13)
– Уберите 10 палочек.

–  Посмотрите, сколько палочек осталось, запомните. (3)
– Верните десяток. Уберите 3 палочки. Посмотрите, сколько палочек осталось, запомните. (10)
– В группах составьте примеры.

Группы разного уровня обозначены красным, жёлтым, зелёным цветом. Задания для групп: составить примеры, заменив снежинки цифрами.

1) 10 + 3 = **     2) ** + * = 13       3) ** + * = **
   13–3 = **          **–* = 10            **–* = **
   13–10 = *          **–** = 3            **–** = *

 – Оцените свою активность в работе группы на «Линеечке успеха».

Учащиеся оценивают свою активность работы в группе на «Линеечке успеха».

 

V Физкультминутка для глаз

Закройте глаза, посчитайте до 5, откройте глазки, легко и быстро поморгайте (повторить 5 раз).

Не вращая головой, медленно переводим взгляд с пола на потолок и обратно. Затем – справа налево и обратно.

Представьте большой обруч. Обведите его глазами справа налево и наоборот.

Посмотрите на палец вытянутой руки, затем на снежинку (снежинка на доске).

Зажмурьте глаза, посчитайте до 5.

Откройте глаза, легко и быстро поморгайте.

Закройте глаза. Глубокий вдох. Медленный, плавный выдох.

 

IV Закрепление изученного материала. Работа с учебником

1) Снеговики тоже решили примеры и разместили их в синей рамке на с. 10 учебника. Проверьте, есть ли ошибки у наших гостей. (Картинки с изображением снеговиков размещаются на доске). (Ошибок нет)

 

2) с. 11, № 1. Решите примеры с опорой на рисунок.

– Какую игрушку вы видите? (Матрёшку)
– Сколько красных матрёшек? (10)
– Сколько жёлтых? (3)

– Матрёшки вам помогут решить примеры.

Ответы учащиеся выкладывают на карточках в учебнике: 1-й вариант – 1–2-й столбик, 2-й вариант – 3–4-й столбик.

– Найдите примеры на доске, проверьте соседа по парте.

(На доске записаны решенные примеры для взаимопроверки.)

 

3) с. 10, № 2. Вставьте знак >, <,  =

– Найдите ключ для проверки на доске, проверьте соседа по парте.

 

4) с. 11, № 3. Решить задачу.

Учитель читает задачу.

Запишем краткое условие задачи.

– О чём говорится в задаче? (О банках с огурцами и помидорами)
– Сколько банок с огурцами? (10)
– Сколько банок с помидорами? (3)
– Какой вопрос задачи? (Сколько всего банок в шкафу?)

Учитель делает краткую запись на доске:

Ог. – 10     
П.  – 3         ?

– Запишите решение задачи на столе при помощи карточек (один у доски). (10 + 3 = 13)

– Каким будет ответ в задаче? (Ответ: 13 банок в шкафу)

– Оцените свою самостоятельность на «Линеечке успеха».

Учащиеся оценивают свою самостоятельную работу на «Линеечке успеха».

 

VI Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения с опорой на текст.

Вы, наверное, устали.
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки закрываем.
До пяти мы все считаем.
Глазки открываем
И работать продолжаем.

 

VII Закрепление изученного материала. Работа с тетрадью

1) Образец написания числа 13 на доске.

– Для числа 13 необходимы 2 клетки. В первой клетке пишем цифру 1, во второй цифру 3.

– «Запищите» число 13 в воздухе.

Учащиеся берут в руки ручки и «записывают» число 13 в воздухе.

Математическая пропись, с. 6.  

 

2) Зима и в тетрадях напроказничала. Цифры снежком запорошила. Давайте восстановим.

1-я строка. Установите закономерность, продолжите ряд чисел.

3) Составьте примеры с помощью грозди винограда.

– Проверьте себя, используя ключ для проверки, размещённый на доске.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверяют работу.

   

– Оцените правильность решения на «Линеечке успеха».

Учащиеся оценивают свою работу на «Линеечке успеха».

 

VIII Итог урока

– Вернемся к числу, с которым мы познакомились в начале урока. Назовите его.

– Сколько в числе 13 десятков? А единиц?

– Зима наблюдала за вами весь урок, тоже училась примеры решать.

– Поиграем в игру «Учитель». Проверьте правильность решения.

10 + 3 = 13    13 – 3 = 11    13 – 10 = 2   

Учащиеся исправляют ошибки:

13 – 3 = 10   
13 – 10 = 3

– Молодцы. 

 

Х Рефлексия «Линеечка успеха»

– Трудно ли вам было работать с числом 13?

– Следует ли его опасаться? (Нет)

– Оцените свою работу на уроке. Ели вы считаете, что на уроке работали очень хорошо, вам всё удалось выполнить правильно – расположите крестик на верхней ступеньке. Если что-то на уроке не получилось – на средней ступеньке. Если на уроке вы не довольны своей работой – на нижней. Учащиеся оценивают свою работу на уроке на «Линеечке успеха».  

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий