Как известно, проблему легче предупредить, чем заниматься её решением. Современные дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Поэтому необходимо говорить с родителями о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Детям нужна поддержка, внимание и забота родителей. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.
Татьяна ЛОПУШКО,
учитель белорусского языка и литературы
Татьяна КРЫШТАЛЬ,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
Цель: помощь родителям в осознании важности полового просвещения и сексуального воспитания для сохранения здоровья девочек-подростков.
Задачи:
– повысить уровень осознания родителями собственной ответственности за здоровье детей и предупредить возможные ошибки в воспитании подростка;
– формировать у родителей умение поддерживать доверительные отношения с детьми.
Время проведения: 60 минут.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоролики; ватман с написанными правилами, плакат с изображением дерева, стикеры, карточки с написанными пословицами, листы, ножницы, клей, журналы, маркеры, цветные карандаши, фломастеры; карточки с признаками полового созревания, ватман.
Целевая аудитория: родители учащихся 5-го класса.
Ход тренинга
I этап. Вступительная часть
Классный руководитель озвучивает тему, цель и задачи тренинга.
1 Упражнение «Вы ещё не знаете обо мне, что я …»
Участники по кругу, по очереди, называют своё имя и далее продолжают фразу «Вы не знаете обо мне, что я …». Говорить нужно о себе только положительную информацию.
2 Правила работы группы
Для продуктивной совместной работы вводятся правила работы группы. Каждое правило поясняется. Участники предлагают дополнительные правила.
1. Не перебивать говорящего (если кто-то говорит, остальные молчат).
2. Активное участие (все активно участвуют во всех упражнениях).
3. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать, подними руку).
4. Конфиденциальность (по-другому – секретность, каждый участник может рассказывать за пределами группы, что делал и говорил именно он сам, а что говорили и делали остальные – тайна).
5. Не давать оценок.
6. Отключение мобильных телефонов и т.д.
3 Выявление ожиданий и опасений «Дерево ожиданий».
Родители на стикерах записывают собственные ожидания от родительского собрания, потом наклеивают их на плакат с изображением дерева
II этап. Основная часть
1 Упражнение «Собери пословицу»
Родителям раздаются фрагменты пословиц, написанных разным цветом. Нужно собрать пословицу (по цвету), в результате получится несколько групп родителей, в зависимости от количества пословиц.
Примеры пословиц:
– Мальчик родился на подмогу, девочка – на утеху.
– С сыном дом наживёшь, с дочкой остаток проживёшь.
2 Упражнение «Что такое мальчик, что такое девочка?» (создание коллажа в двух группах)
Участникам предоставляется два больших листа и разная бумага – цветная, газеты, журналы, старые книги. Главное, чтобы было много разных картинок. После создания коллажа представители групп рассказывают о своих работах.
3 Вступительное слово классного руководителя. Мини-лекция «Ребёнок становится подростком»
Цель: дать представление о том, какие изменения происходят с ребёнком в подростковом возрасте, какие изменения считаются нормой.
– Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения девочек в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.
Для подготовки мини-лекции можно использовать материалы из пособия «Родителям подростков. Откровенный разговор о половом воспитании и репродуктивном здоровье» [с. 9–23]. https://drive.google.com/file/d/1g4Lv7cDvFS_8y3CCRkxonfddo1XA0Qzf/view?usp=sharing
Просмотр видеоролика «Половое созревание. Когда начинается и что делать?»
4 Приём «Узелки на память»
Участники получают по одинаковому количеству полосок, на которых написаны особенности и нарушения полового созревания девочек, нужно выбрать правильное:
– появляются угри;
– происходит рост щитовидного хряща;
– случаются резкие перепады настроения;
– происходит пубертатный скачок роста;
– обижают старшеклассники;
– округляются формы тела;
– хуже учатся;
– в младенческом возрасте у девочки наблюдается слипание или сращивание половых губ;
– уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах;
– учителя на уроках меня не замечают;
– менструальная функция началась в возрасте до 9–10 лет или не началась после 15–16 лет;
– у каждого свои требования;
– продолжительность менструации слишком короткая (1–2 дня) или слишком длинная (7 и более дней);
– менструация сопровождается сильной болью внизу живота, наблюдаются тошнота и рвота, менструальные выделения обильные или совсем скудные;
– вырабатывается гормон тестостерон;
– появление волосяного покрова;
– наблюдаются не связанные с протеканием менструации боли внизу живота, головокружение, бледность, слабость, резкое увеличение или снижение веса.
Как родителям говорить с подростками о «деликатных» вопросах. Просмотр видеоролика «Как говорить с ребенком?»
Обсуждение и подведение итогов «Родителям подростков. Откровенный разговор о половом воспитании и репродуктивном здоровье») [с.53– 56].
https://drive.google.com/file/d/1g4Lv7cDvFS_8y3CCRkxonfddo1XA0Qzf/view?usp=sharing
III этап. Рефлексия
– Сегодня мы попытались если не решить, то хотя бы обсудить деликатную тему. Думаю, вы поняли, насколько важно внимательное отношение к развитию ребёнка, чтобы вовремя заметить что-то необычное, своевременно обратиться к специалисту за помощью.
Наше собрание подошло к концу. Прежде всего, хочется поблагодарить вас, родители, за активную работу. Я надеюсь, что информация, полученная вами, будет полезна, даст возможность задуматься, а при необходимости поможет принять правильное решение для сохранения здоровья детей.
Упражнение “Все в твоих руках”
Участники на листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне не понравилось (мне было трудно…)
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…