Автоматизация звука [ш]. Конспект индивидуального коррекционного занятия

- 15:26КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Ольга СМОЛЯНЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 1 г. Житковичи»,
Гомельская область

 

 

Тема: Звук [ш].

Цель: автоматизация звука [ш] в чистоговорках и стихотворениях.

Задачи:

– формировать умение произносить звук [ш] в словах в разных позициях на материале чистоговорки и стихотворения;
– формировать умение менять громкость голоса (тихо, громко) с опорой на условные знаки;
– развивать умение распределять воздух во время речи;
– развивать длительную и направленную воздушную струю;
– развивать умение определять на слух слова со звуком [ш];
– развивать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: мяч, карточки со словами, условные обозначения (стрелки), письма с заданиями.

Речевой материал: материал чистоговорок, материал стихотворения, картинки к игре «Письмо», игрушки (машина, мышка, кошка, мишка, пушка, неваляшка, матрешка, зайчишка).

 

Ход занятия

 

I Организационный этап

Приветствие

– Здравствуй! Какое у тебя настроение? Сегодня мы с тобой будем заниматься и играть.

Целевая установка

– Давай вспомним, с каким звуком знакомились на прошлых занятиях? (Со звуком [ш])

– Правильно. Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [ш], будем учиться произносить его правильно и красиво.

 

II Основной этап

Дыхательная гимнастика

– Сейчас мы поиграем в игру «Сдуй шарик». Возьми шарик и положи его на ладонь. Вдохни носом. Дуй, не надувая щек. Сдуй шарик с ладони.

– Игра «Ниточка»: Вдох носом, и на выдохе тянем звук [Ы], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

Артикуляционная гимнастика

– Чтобы говорить звуки правильно и красиво мы сделаем гимнастику для языка, губ и щек.

«Улыбочка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5–10, затем вернуть губы в исходное положение; повторить 3–4  раза.

«Домик». Приоткрыть рот, округлить губы как при звуке [ш]; удерживать под счет до 5–10.

«Блинчик». Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны; удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

«Остудим блинчики». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу; нижняя челюсть не должна двигаться.

«Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки; челюсть не двигать.

«Чашечка». Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку); следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались; удержать под счет от 1 до 10.

Пальчиковая гимнастика

– Сделаем гимнастику для пальчиков «Червячок».

– В правой руке у нас «червячок» появился, а в левой – спрятался. Теперь меняй. Делай, как можно быстрее.

Игра «Письмо»

– Посмотри, нам пришло письмо. Давай его откроем и прочитаем. Здесь фотографии. Ты знаешь, кто это? Эта Маша и Паша. Давай вместе четко произнесем их имена Паша, Маша. Какой одинаковый звук, ты слышишь в их именах? (Звук [ш]).

– Здесь написано, что ребята очень хотели приехать, но у них не получилось. И, чтобы мы не скучали, они приготовили для нас задания. Каждое задание спрятано в конвертах под номерами. Какой конверт нам нужно открыть первый? (Под номером 1)

Игра «Тихо – громко»

– Открывай первый конверт. Что там? (Стрелочки) Маша и Паша предлагают поиграть в игру «Тихо – громко». Возле каждой картинки есть стрелочка. Стрелка вверх обозначает громко, стрелка вниз – тихо. Смотри на стрелки и называй картинки тихо и громко.

– Молодец, ты все верно выполнил.

Физкультминутка

– Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся. Я буду говорить слова и бросать мяч. Если в слове есть звук [ш] – лови мяч, если нет – отбивай.

Повторение чистоговорок

– Открывай следующий конверт. В этом конверте Маша и Паша прислали новое задание. Ребята хотят, чтобы ты им рассказал чистоговорку со звуком [ш].

Ашка-ашка-ашка – на окне букашка,
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка,
Ушка-ушка-ушка – вот моя подушка,
Ушка-ушка-ушка – это мое ушко.
Уш-уш-уш – теплый душ,
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу,
Шу-шу-шу – я тебе машу,
Шу-шу-шу – я тебе машу.

Игра «Машины»

– Возьми следующий конверт. Маша и Паша прислали нам фотографии машин, которые они видели на шоссе. Ты знаешь, что такое шоссе? Это дорога. Мы будем составлять предложения. Например: «По шоссе едет машина с кошкой».

– Посчитай, сколько машин видели дети. Считай так: одна машина, две машины и т.д.

Игра «У Паши в шкафу»

– Смотри, у нас остался последний конверт с заданием. Открой его. Нам нужно рассказать, что есть в шкафу у Паши.

– Сначала, нам нужно расставить игрушки на полки. Я буду читать стихотворение, а ты расставь игрушки.

Мама купила Пашке игрушки.
Эти игрушки у Пашки в шкафу.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Шумная пушка, потешный зайчишка.
Вот неваляшка, вот черепашка,
Матрешка-игрушка,
Вот кошка, вот мышка.

 

III Заключительный этап

Подведение итогов занятия

– Смотри, у нас остался последний конверт. Но перед тем как его открыть, давай вспомним, что мы делали на занятии? (Мы делали упражнение для языка, пальчиковую гимнастику, играли в игру «Тихо – громко», составляли предложения, правильно говорили звук [ш]).

Рефлексия

– Что тебе понравилось на занятии? Что не понравилось? Почему?
– Открой конверт. Маша и Паша дарят тебе подарок, потому что ты хорошо занимался.
– Занятие закончено.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий