Занятие для 6-го класса интегрированного обучения и воспитания (образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 7-й класс).
Людмила ТЕРЕШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»,
Гродненская область
Класс: 6-й класс интегрированного обучения и воспитания (образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 7-й класс).
Тема учебного занятия: Гипермаркет «Евроопт».
Место учебного занятия в разделе учебной программы: раздел «Предприятия, учреждения», 3-й урок.
Цели: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Гипермаркет “Евроопт”» через ознакомление с его отделами и назначением, понятиями «красная цена», «дисконтная карта» для формирования умений соотносить различные виды товаров с отделами магазина, подбирать товар с учётом конкретной суммы.
Задачи:
– способствовать закреплению знаний о видах магазинов (специализированных, универсальных), их назначении;
– создавать условия для формирования представлений о гипермаркете на примере магазина «Гипермаркет “Евроопт”»;
– способствовать формированию знаний о разнообразии товаров, режиме работы, способах ориентирования в гипермаркете;
– способствовать обогащению словаря по теме «Гипермаркет», развитию устной речи через проговаривание своих действий, составление диалога;
– способствовать развитию мыслительных операций через решение проблемных ситуаций, компетентностно-ориентированного задания;
– содействовать воспитанию правильного поведения в магазине, формированию речевого этикета покупателя.
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Личностные:
– проявлять познавательный интерес к изучаемому материалу;
– проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
– осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– осуществлять самопроверку, взаимопроверку работ;
– уметь анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал находить способы решения проблемных ситуаций;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Предметные:
– иметь понятие о магазине «Гипермаркет»;
– соотносить различные виды товаров с отделами магазина;
– совершать покупки с учётом конкретной суммы;
– соблюдать речевой этикет покупателя.
Оборудование: предметные картинки, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, тестовые задания, памятки «Правила поведения в магазине», буклет «Красная цена», компетентностно-ориентированное задание «Покупка подарка», интерактивная презентация в программе Microsoft Office Power Point «Магазин», рефлексия «Облако тегов» в программе SMART Board_Notebook_10.
Ход урока
І Организационный момент. Психологическая установка на работу
– Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок.
Отдохнуть вы все успели? (Да)
– Уши пусть внимательно слушают и всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
А теперь вперед – за дело! На уроке будьте внимательными и сосредоточенными. Пусть этот день принесёт радость общения и хорошее настроение от плодотворной работы на уроке.
– На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках.
II Актуализация знаний
– У вас на партах лежат «денежные знаки». Они будут сегодня отражать наши познания. При правильном выполнении заданий вы будете «зарабатывать деньги»: самостоятельное выполнение. В конце урока мы подведём итоги. (Учащиеся оценивают правильность выполнения заданий и ответы на поставленные учителем вопросы самостоятельно на протяжении урока).
– Сейчас мы попробуем разгадать зашифрованное слово, оно поможет нам узнать тему сегодняшнего урока.
1 Дидактическое задание «Найди спрятанное слово»
Инструкция: Необходимо среди букв найти слово, непосредственно касающееся нашей темы. (МСВТОВАРЪЧФЦК)
– Что такое товары? (Товары – это любой продукт, любая вещь, продаваемые в магазине).
– А где мы можем приобрести товары? Правильно, в магазинах и на рынке, в интернет-магазине.
– Уточним термины, которые мы уже знаем и которыми пользуемся по теме «Магазин».
2 Дидактическое задание «Слоги разбежались» (Приложение 1)
(Ассортимент, покупатель, продавец, гарантия, бакалея).
3 Задание «Заполните таблицу». Индивидуальная работа по карточкам.
(Приложение 2)
4 Проблемная ситуация «Виды магазинов» (Приложения 3–7)
– Покупатель посетил магазины и задумался, в каких он побывал магазинах? Помогите покупателю определить вид магазина. При необходимости, воспользуйся словами-подсказками. (Слова написаны на карточках).
– Как называется магазин № 1? (Молочные продукты.)
– Как называется магазин № 2? (Обувь.)
– Что объединяет эти магазины? (Товары одной группы.)
– Как называется магазин № 3? (Продуктовых товаров – Продукты.)
– Как называется магазин № 4? (Промышленных товаров – Промтовары.)
– Что объединяет магазины № 3 и № 4? (Товары определенного вида.)
– К какому выводу пришёл покупатель? Помогите закончить фразу, можно воспользоваться при необходимости подсказкой.
5 Задание «Дополните фразу»
Если в магазине продаются товары одной группы или определённого вида, их называют______ (Специализированный.)
Слова-помощники: специализированный, универсальный.
– К какому выводу придёт посетитель магазина, когда рассмотрит товары в магазине № 5? (Продаются разнообразные товары, а не только одной группы или определённого вида.)
– Как назвать магазин № 5? (Универсальный.)
– Какой самый большой универсальный магазин есть в нашем городе? (Магазин «Евроопт».) (Слайд 1)
– Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
II Сообщение темы урока
– Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по магазину «Евроопт».
III Целеполагание
– Предлагаю каждому из вас определить для себя то, что бы вы хотели сегодня узнать по теме урока. Для этого выберите три заинтересовавших вас утверждения:
1. Познакомиться с отделами гипермаркета и ассортиментом магазина.
2. Узнать время работы гипермаркета.
3. Узнать о преимуществе покупок в гипермаркете.
4. Узнать, как правильно совершать покупки.
5. Уточнить действия покупателя в магазине.
6. Научиться правилам поведения покупателя в магазине.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с отделами и ассортиментом товара гипермаркета «Евроопт». Узнаем, какие продукты можно купить в отделах магазина, какие существуют способы приобретения товара, как должен действовать покупатель в магазине. Уточним правила поведения в магазине. Составим карту памяти «Гипермаркет».
Физкультминутка
Сумку в руки мы берем (берут воображаемую сумку),
В магазин с тобой идем (шагают на месте).
В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)
Не шарфы и не футболки (отрицательно покачивают головой).
Вкусно пахнет здесь всегда (поворот головы вправо, влево),
В доме – вкусная еда («дом» над головой).
IV Изучение нового материала
1 Вводный рассказ учителя (краткие сведения о магазине «Евроопт»)
– С открытием магазина в городе более 120 человек получили работу. В магазине представлено более 12 тысяч товаров. Магазин оснащен видеокамерами, с помощью которых за нами наблюдают специально обученные люди.
2 Словарная работа
– Что такое гипермаркет? (Слайд 2) (Гипермаркет – это крупный универсальный магазин самообслуживания, в котором представлен большой ассортимент товаров для приобретения, также посетителям предлагаются также услуги общепита и досуга.)
– Вам знакомо слово «самообслуживание»? Что оно обозначает? (Сами себя обслуживаем – заходим в торговый зал, набираем товары, складываем их в корзины или тележки и, проходя через кассу, расплачиваемся за него.)
3 Работа по теме урока
1) «Время работы магазина»
– Что нужно знать, чтобы посетить магазин? (Время работы.)
– Определите время работы гипермаркета «Евроопт» (режим работы 9.00 – 23.00). (Слайд 3)
– К какому времени вы должны прийти, чтобы быть одним из первых покупателей?
– Сможете ли купить товар в магазине в 13.00?
– Сможете ли купить товар в магазине в 22.30?
– Сможете ли купить товар в магазине в 23.15? Почему?
Самооценка.
2) «Указатели о размещении товара»
– Что помогает хорошо ориентироваться в магазине и находить быстро нужный товар? (Слайд 4) (В магазине есть указатели для быстрого нахождения товаров, они находятся вверху, у потолка.)
– Вы не можете сами найти нужный вам товар, как поступите? (Обратиться за помощью к продавцу-консультанту, вежливо попросить помощи у другого покупателя.)
– В магазине есть информационный отдел (Слайд 5). Как выдумаете, для чего он нужен? (Каждый покупатель может получить интересующую его информацию о товаре, его наличии и даже вызвать такси.)
– В гипермаркете «Евроопт» есть отдел «Кулинария», в котором продаются полуфабрикаты и готовая к употреблению продукция. (Слайды 6–9)
– Что такое полуфабрикаты? (Изделия, которые подлежат первичной обработке, но ещё нуждаются в дальнейшей окончательной обработке.)
– Какие товары можно приобрести в отделе «Кулинария»?
– В гипермаркете «Евроопт» для посетителей организована зона отдыха «Фуд-корт». Здесь можно отдохнуть и поесть. (Слайд 10)
– Что можем приобрести в зоне «Фуд-корт»?
3) Задание «Назови отдел магазина»
– По наличию товара на предложенной картинке определи название отдела. (Слайды 11–23)
4) Задание «Где и что покупают?» (Приложение 8)
– Соедините стрелками название отдела магазина с видами товаров.
5) Задание «Способы приобретения товара»
– Как можно приобрести товар в магазине?
Заполнение таблицы. (Приложение 9)
Физкультминутка (фиксики)
– А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть с пользой для своего организма. Проведём физкультминутку.
– О каких товарах, поётся в песенке нашей физминутки? (Телевизор, холодильник, кофемолка, вентилятор.)
– Какие это товары? Продовольственные или промышленные?
6) Задание «Установи последовательность» (Приложение 10)
– Установите последовательность «Порядок покупки товара в гипермаркете». Если вы все сделаете правильно, то прочитаете слово. (Гарантия)
– Если купленный товар оказался испорченным, что делать?
7) Задание «Сроки гарантии»
Рассматривание товаров.
– Какой продукт оказался испорченным?
Рассматривание сроков гарантии промышленных товаров.
8) Проблемная ситуация «Как выгодно купить товар?»
– В гипермаркете «Евроопт» проводятся специальные акции «Красная цена» – скидки на товары (Слайд 24). Просмотрите буклеты «Евроопт». Красная цена». В них представлены разнообразные товары, которые можно купить со скидкой.
– Какую пользу может иметь покупатель? (Сэкономить деньги, купить больше товара за меньшую стоимость.)
– В магазине можно приобрести дисконтную карту накопительной системы. Её можно купить при расчёте на кассе.
– Какие преимущества может иметь покупатель, пользуясь дисконтной картой?
Рассмотрим чек. Обратите внимание на «Статус постоянного покупателя».
– Установите зависимость «Статус – цена»
– Как выдумаете, можно пользоваться дисконтной картой в магазинах «Евроопт» в других городах?
– Существуют особые правила поведения для покупателей. Давайте с ними познакомимся. (Приложение 11)
V Закрепление изученного материала
1) Задание «4-й – лишний»
Молоко, сметана, яйца, ряженка.
Гречка, рис, конфеты, горох.
Носки, майка, мыло, футболка.
Хлеб, тетрадь, карандаш, пластилин.
2) Дидактическая игра «Верно – неверно»
– Прослушайте историю: В магазин вбегает мальчик, кричит продавцу: «Дайте шоколадку», отдаёт деньги, убегает».
– Прокомментируйте действия мальчика.
– Что было неправильным в поведении мальчика? (Вбежал, громко кричал, был невежлив.)
– Покажите пример правильного поведения при покупке товара. В этом вам помогут карточки с подсказками. Приглашаются 2 ученика. (Приложение 12)
3) Задание «Восстанови предложение»
Правила поведения в магазине». (Приложение 13)
4) Проблемная ситуация «Корзина покупок»
– Что вы можете купить по акции на сумму 5, 10 рублей?
Взаимопроверка. Самооценка.
5) Игра «Блиц-турнир» (Приложение 14)
6) Задание «Алгоритм покупки товара»
– Посмотрите на доску и составьте алгоритм покупки товара (вывеска – камера хранения – отделы – товар – цена – кассир – чек – сдача – упаковка).
VI Контрольно-коррекционный этап
КОЗ «На день рождения к другу». (Приложение 15)
VІІ Домашнее задание
1. Повторить алгоритм действий покупателя.
2. Записать вежливые слова.
VІІІ Рефлексия
– Над какой темой мы работали?
– Продолжите предложение. Рефлексия “Облако тегов» (Приложение 16)
Закончен урок, и выполнен план, спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились.
Список использованной литературы
1 Гладкая, В.В. Новое содержание обучения в области социально-бытовой ориентировки учащихся с интеллектуальной недостаточностью / В.В.Гладкая // Известия ВГПУ. – 2014. – № 2. – С. 81–84
2 Кислякова, Ю.Н. Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю.Н.Кислякова // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 61–68.
3 Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий / И.Ю.Попович // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 47–54.
4 Учебная программа для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения «Социально-бытовая ориентировка», 2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа: asabliva.by