План-конспект учебного занятия в 6-м классе по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка». Тема: «Гипермаркет “Евроопт”»

- 15:18КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие для 6-го класса интегрированного обучения и воспитания (образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 7-й класс).

Людмила ТЕРЕШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Класс: 6-й класс интегрированного обучения и воспитания (образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 7-й класс).

Тема учебного занятия: Гипермаркет «Евроопт».

Место учебного занятия в разделе учебной программы: раздел «Предприятия, учреждения», 3-й урок.

Цели: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Гипермаркет “Евроопт”» через ознакомление с его отделами и назначением, понятиями «красная цена», «дисконтная карта» для формирования умений соотносить различные виды товаров с отделами магазина, подбирать товар с учётом конкретной суммы.

Задачи:

– способствовать закреплению знаний о видах магазинов (специализированных, универсальных), их назначении;
– создавать условия для формирования представлений о гипермаркете на примере магазина «Гипермаркет “Евроопт”»;
– способствовать формированию знаний о разнообразии товаров, режиме работы, способах ориентирования в гипермаркете;
– способствовать обогащению словаря по теме «Гипермаркет», развитию устной речи через проговаривание своих действий, составление диалога;
– способствовать развитию мыслительных операций через решение проблемных ситуаций, компетентностно-ориентированного задания;
– содействовать воспитанию правильного поведения в магазине, формированию речевого этикета покупателя.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Личностные:

– проявлять познавательный интерес к изучаемому материалу;
– проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

– осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– осуществлять самопроверку, взаимопроверку работ;
– уметь анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал находить способы решения проблемных ситуаций;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Предметные:

– иметь понятие о магазине «Гипермаркет»;
– соотносить различные виды товаров с отделами магазина;
– совершать покупки с учётом конкретной суммы;
– соблюдать речевой этикет покупателя.

Оборудование: предметные картинки, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, тестовые задания, памятки «Правила поведения в магазине», буклет «Красная цена», компетентностно-ориентированное задание «Покупка подарка», интерактивная презентация в программе Microsoft Office Power Point «Магазин», рефлексия «Облако тегов» в программе SMART Board_Notebook_10.

Приложения

 

Ход урока

І Организационный момент. Психологическая установка на работу

– Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок.
Отдохнуть вы все успели? (Да)
– Уши пусть внимательно слушают и всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).

А теперь вперед – за дело! На уроке будьте внимательными и сосредоточенными. Пусть этот день принесёт радость общения и хорошее настроение от плодотворной работы на уроке.

– На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках.

 

II Актуализация знаний

– У вас на партах лежат «денежные знаки». Они будут сегодня отражать наши познания. При правильном выполнении заданий вы будете «зарабатывать деньги»: самостоятельное выполнение. В конце урока мы подведём итоги. (Учащиеся оценивают правильность выполнения заданий и ответы на поставленные учителем вопросы самостоятельно на протяжении урока).

– Сейчас мы попробуем разгадать зашифрованное слово, оно поможет нам узнать тему сегодняшнего урока.

 

1 Дидактическое задание «Найди спрятанное слово»

Инструкция: Необходимо среди букв найти слово, непосредственно касающееся нашей темы. (МСВТОВАРЪЧФЦК)

– Что такое товары? (Товары – это любой продукт, любая вещь, продаваемые в магазине).

– А где мы можем приобрести товары? Правильно, в магазинах и на рынке, в интернет-магазине.

– Уточним термины, которые мы уже знаем и которыми пользуемся по теме «Магазин».

 

2 Дидактическое задание «Слоги разбежались» (Приложение 1)

(Ассортимент, покупатель, продавец, гарантия, бакалея).

 

3 Задание «Заполните таблицу». Индивидуальная работа по карточкам.

(Приложение 2)

 

4 Проблемная ситуация «Виды магазинов» (Приложения 3–7)

– Покупатель посетил магазины и задумался, в каких он побывал магазинах? Помогите покупателю определить вид магазина. При необходимости, воспользуйся словами-подсказками. (Слова написаны на карточках).

– Как называется магазин № 1? (Молочные продукты.)
– Как называется магазин № 2? (Обувь.)
– Что объединяет эти магазины? (Товары одной группы.)
– Как называется магазин № 3? (Продуктовых товаров – Продукты.)
– Как называется магазин № 4? (Промышленных товаров – Промтовары.)
– Что объединяет магазины № 3 и № 4? (Товары определенного вида.)
– К какому выводу пришёл покупатель? Помогите закончить фразу, можно воспользоваться при необходимости подсказкой.

 

5 Задание «Дополните фразу»

Если в магазине продаются товары одной группы или определённого вида, их называют______ (Специализированный.)

Слова-помощники: специализированный, универсальный.

– К какому выводу придёт посетитель магазина, когда рассмотрит товары в магазине № 5? (Продаются разнообразные товары, а не только одной группы или определённого вида.)
– Как назвать магазин № 5? (Универсальный.)
– Какой самый большой универсальный магазин есть в нашем городе? (Магазин «Евроопт».) (Слайд 1)

– Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? 

 

II Сообщение темы урока

– Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по магазину «Евроопт».

 

III Целеполагание

– Предлагаю каждому из вас определить для себя то, что бы вы хотели сегодня узнать по теме урока. Для этого выберите три заинтересовавших вас утверждения:

1. Познакомиться с отделами гипермаркета и ассортиментом магазина.
2. Узнать время работы гипермаркета.
3. Узнать о преимуществе покупок в гипермаркете.
4. Узнать, как правильно совершать покупки.
5. Уточнить действия покупателя в магазине.
6. Научиться правилам поведения покупателя в магазине.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с отделами и ассортиментом товара гипермаркета «Евроопт». Узнаем, какие продукты можно купить в отделах магазина, какие существуют способы приобретения товара, как должен действовать покупатель в магазине. Уточним правила поведения в магазине. Составим карту памяти «Гипермаркет».

 

Физкультминутка

Сумку в руки мы берем (берут воображаемую сумку),
В магазин с тобой идем (шагают на месте).
В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)
Не шарфы и не футболки (отрицательно покачивают головой).
Вкусно пахнет здесь всегда (поворот головы вправо, влево),
В доме – вкусная еда («дом» над головой).

 

IV Изучение нового материала

1 Вводный рассказ учителя (краткие сведения о магазине «Евроопт»)

– С открытием магазина в городе более 120 человек получили работу. В магазине представлено более 12 тысяч товаров. Магазин оснащен видеокамерами, с помощью которых за нами наблюдают специально обученные люди.

 

2 Словарная работа

– Что такое гипермаркет? (Слайд 2) (Гипермаркет – это крупный универсальный магазин самообслуживания, в котором представлен большой ассортимент товаров для приобретения, также посетителям предлагаются также услуги общепита и досуга.)

– Вам знакомо слово «самообслуживание»? Что оно обозначает? (Сами себя обслуживаем – заходим в торговый зал, набираем товары, складываем их в корзины или тележки и, проходя через кассу, расплачиваемся за него.)

 

3 Работа по теме урока

1) «Время работы магазина»

– Что нужно знать, чтобы посетить магазин? (Время работы.)
– Определите время работы гипермаркета «Евроопт» (режим работы 9.00 – 23.00).   (Слайд 3)
– К какому времени вы должны прийти, чтобы быть одним из первых покупателей?
– Сможете ли купить товар в магазине в 13.00?
– Сможете ли купить товар в магазине в 22.30?
– Сможете ли купить товар в магазине в 23.15? Почему?

Самооценка.

 

2) «Указатели о размещении товара»

– Что помогает хорошо ориентироваться в магазине и находить быстро нужный товар? (Слайд 4) (В магазине есть указатели для быстрого нахождения товаров, они находятся вверху, у потолка.)
– Вы не можете сами найти нужный вам товар, как поступите? (Обратиться за помощью к продавцу-консультанту, вежливо попросить помощи у другого покупателя.)
– В магазине есть информационный отдел (Слайд 5). Как выдумаете, для чего он нужен? (Каждый покупатель может получить интересующую его информацию о товаре, его наличии и даже вызвать такси.)
– В гипермаркете «Евроопт» есть отдел «Кулинария», в котором продаются полуфабрикаты и готовая к употреблению продукция. (Слайды 6–9)
– Что такое полуфабрикаты? (Изделия, которые подлежат первичной обработке, но ещё нуждаются в дальнейшей окончательной обработке.)
– Какие товары можно приобрести в отделе «Кулинария»?
– В гипермаркете «Евроопт» для посетителей организована зона отдыха «Фуд-корт». Здесь можно отдохнуть и поесть. (Слайд 10)
– Что можем приобрести в зоне «Фуд-корт»?

 

3) Задание «Назови отдел магазина»

– По наличию товара на предложенной картинке определи название отдела. (Слайды 11–23)

 

4) Задание «Где и что покупают?» (Приложение 8)

– Соедините стрелками название отдела магазина с видами товаров.

 

5) Задание «Способы приобретения товара»

– Как можно приобрести товар в магазине?

Заполнение таблицы. (Приложение 9)

 

Физкультминутка (фиксики)

– А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть с пользой для своего организмаПроведём физкультминутку.
– О каких товарах, поётся в песенке нашей физминутки? (Телевизор, холодильник, кофемолка, вентилятор.)
– Какие это товары? Продовольственные или промышленные?

 

6) Задание «Установи последовательность» (Приложение 10)

– Установите последовательность «Порядок покупки товара в гипермаркете». Если вы все сделаете правильно, то прочитаете слово. (Гарантия)
– Если купленный товар оказался испорченным, что делать?

 

7) Задание «Сроки гарантии»

Рассматривание товаров.

– Какой продукт оказался испорченным?

Рассматривание сроков гарантии промышленных товаров.

 

8) Проблемная ситуация «Как выгодно купить товар?»

– В гипермаркете «Евроопт» проводятся специальные акции «Красная цена» – скидки на товары (Слайд 24). Просмотрите буклеты «Евроопт». Красная цена». В них представлены разнообразные товары, которые можно купить со скидкой.
– Какую пользу может иметь покупатель? (Сэкономить деньги, купить больше товара за меньшую стоимость.)
– В магазине можно приобрести дисконтную карту накопительной системы. Её можно купить при расчёте на кассе.
– Какие преимущества может иметь покупатель, пользуясь дисконтной картой?

Рассмотрим чек. Обратите внимание на «Статус постоянного покупателя».

– Установите зависимость «Статус – цена»
– Как выдумаете, можно пользоваться дисконтной картой в магазинах «Евроопт» в других городах? 
– Существуют особые правила поведения для покупателей. Давайте с ними познакомимся. (Приложение 11)

 

V Закрепление изученного материала

1) Задание «4-й – лишний»

Молоко, сметана, яйца, ряженка.

Гречка, рис, конфеты, горох.

Носки, майка, мыло, футболка.

Хлеб, тетрадь, карандаш, пластилин.

 

2) Дидактическая игра «Верно – неверно»

– Прослушайте историю: В магазин вбегает мальчик, кричит продавцу: «Дайте шоколадку», отдаёт деньги, убегает».
– Прокомментируйте действия мальчика.
– Что было неправильным в поведении мальчика? (Вбежал, громко кричал, был невежлив.)
– Покажите пример правильного поведения при покупке товара. В этом вам помогут карточки с подсказками. Приглашаются 2 ученика. (Приложение 12)

 

3) Задание «Восстанови предложение»

Правила поведения в магазине». (Приложение 13)

 

4) Проблемная ситуация «Корзина покупок»

– Что вы можете купить по акции на сумму 5, 10 рублей?

Взаимопроверка.  Самооценка.

 

5) Игра «Блиц-турнир» (Приложение 14)

 

6) Задание «Алгоритм покупки товара»

– Посмотрите на доску и составьте алгоритм покупки товара (вывеска – камера хранения – отделы – товар – цена – кассир – чек – сдача – упаковка).

 

VI Контрольно-коррекционный этап

КОЗ «На день рождения к другу». (Приложение 15)

 

VІІ Домашнее задание

1. Повторить алгоритм действий покупателя.
2. Записать вежливые слова.

 

VІІІ Рефлексия

– Над какой темой мы работали?

– Продолжите предложение. Рефлексия “Облако тегов» (Приложение 16)

Закончен урок, и выполнен план, спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились.

 

 

Список использованной литературы

1 Гладкая, В.В. Новое содержание обучения в области социально-бытовой ориентировки учащихся с интеллектуальной недостаточностью / В.В.Гладкая // Известия ВГПУ. – 2014. – № 2. – С. 81–84
2 Кислякова, Ю.Н. Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю.Н.Кислякова // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 61–68.
3 Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий / И.Ю.Попович // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 47–54.
4 Учебная программа для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения «Социально-бытовая ориентировка», 2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа: asabliva.by

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий