Цель урока — развивать читательские умения оценивать поступки героя, составлять его характеристику, выражать к нему своё отношение; представлять в воображении картину и рассказывать о ней, совершенствовать умение выразительного чтения прозаического текста, развивать речь учащихся, творческое воображение; содействовать воспитанию чувства товарищества, учить сопереживанию и помощи друг другу.
Лилия ПАЛТО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
Тема: Повесть-сказка С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (глава «Волшебная дудочка»). 2-й урок (III четверть, урок 52-й).
Цель:
– продолжать работу над произведением С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»;
– развивать читательские умения оценивать поступки героя, составлять его характеристику, выражать к нему своё отношение; представлять в воображении картину и рассказывать о ней, совершенствовать умение выразительного чтения прозаического текста, развивать речь учащихся, творческое воображение.
– содействовать воспитанию чувства товарищества, учить сопереживанию и помощи друг другу.
Оборудование: Литературное чтение: учебник для 4-го класса, 2018, с. 74–83, иллюстрационный материал, сигнальные карточки, костюмы для героев сказки, музыкальное сопровождение (Эдвард Григ «Заход солнца»), листы желтой бумаги, выполненные в виде солнечных лучей.
Предварительная работа к уроку: Посмотреть мультипликационный фильм по мотивам повести С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Заколдованный мальчик»,1955 год (восстановленная версия – 1988 год), нарисовать сюжетный рисунок, создать читательский дневник по главам повести-сказки, прочитанных самостоятельно.
Ход урока
1 Организационный этап
Микроцель: подготовить учащихся к общению на уроке; обеспечить мотивацию к учению школьников.
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
Как вы думаете, итог какой работы и по какому произведению мы сегодня подведем?
С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?
Кто автор этой повести-сказки?
Сообщение темы и целей урока (вывод темы и задач урока учащимися)
Девиз нашего урока: «Читай – и чудеса начнутся!»
Прогноз урока: Каким вы хотите, чтоб был наш урок? (Мнения ребят) П+В+И+П
Оценочный лист урока. Интеллектуальная игра «Кроссенс»
1. Самостоятельное чтение повести-сказки |
2. Посмотреть мультфильм «Заколдованный мальчик» |
3. Создать читательский дневник по прочитанным самостоятельно главам |
7. Чтение главы «Волшебная дудочка», с.74–82 в учебнике (работа дома и на уроке) |
4. Подобрать пословицы, объяснить значение |
|
8. Ответить на вопросы в учебнике на с. 83 (работа на уроке) |
6. Нарисовать сюжетный рисунок по повести-сказке |
5. Проанализировать и сделать выводы. Практическое применение |
2 Речевая разминка
Упражнения для регулирования дыхания. Игры-этюды «Воздушный шарик», «На одном дыхании».
Игра «Найди и прочитай» (сопоставить слова с изображением, прочитать слова).
Мартин
Нильс
Смирре
Акка Кебнекайсе
Эрменрих
Сирле
Флимнеа
Тирле
Глиммингенский замок
Вестменхег
Скуруп
Лапландия
Швеция
100 кгольм
Цель: развитие навыка орфоэпически правильного чтения, развитие навыка смысловой догадки (разгадать ребус): упражнения на выработку внимания к слову и его частям.
3 Проверка домашнего задания. Актуализация субъективного опыта учащихся
Микроцель: обеспечить включение учащихся в литературный материал, учить аргументировать свои выводы, используя авторский текст, опорные слова.
Оценочный лист: пункт 7,8.
Работа по учебнику. Глава «Волшебная дудочка», с. 74–82.
А) Чтение первой части главы, с. 74–75 (способ чтения: чтение цепочкой по абзацам).
– Что мы знаем о Глиммингенском замке?
Б) Ответы на вопросы 1 и 2 (с. 82)
Вопрос № 1. Какие чувства переполняли жителей замка во время приближения опасности? Найдите и прочитайте слова (с. 74–75).
Все жильцы побросали свои насиженные места и сбежались на крышу угловой башни, – там жил аист Эрменрих со своей аистихой. В обыкновенное время они старались не попадаться друг другу на глаза, но опасность, грозившая замку, сблизила всех.
Надо бежать, – решительно говорил он, – иначе мы все погибнем.
– Ах, что с нами будет, что с нами будет! – стонала аистиха.
Вопрос № 2. Как автор описывает полчища крыс? Прочитайте отрывок. (стр.76)
Идут! Идут! – ухнул вдруг филин Флимнеа. Он сидел на кончике башенного шпиля и, как дозорный, смотрел по сторонам. Все, точно по команде, повернули головы и в ужасе застыли.
Внизу за крепостным валом тянулась длинная дорога, вымощенная серыми камнями. На первый взгляд – обыкновенная дорога. Но когда Нильс пригляделся, он увидел, что дорога эта движется, как живая, шевелится, становится то шире, то уже, то растягивается, то сжимается. Да это крысы, серые крысы! – закричал Нильс. – Скорее летим отсюда…
– Что же произошло с нашими героями? Мы узнаем на уроке.
4 Вторая ступень анализа произведения. Работа по учебнику
Микроцель: продолжить включение учащихся в литературный материал, проверить ориентирование детей в авторском тексте при ответах на вопросы, учить аргументировать свои выводы, используя авторский текст, определение опорных слов.
Ответы на вопросы (с. 82–83).
Вопрос № 3. Какую находчивость проявила гусыня Акка? (стр.76)
– Даже если бы я был мальчик как мальчик, я и то ничего не смог бы сделать.
– Если бы ты был большим, как настоящий мальчик, ты ничего не смог бы сделать, а теперь, когда ты маленький, как воробей, ты победишь всех серых крыс. Подойди-ка к моему клюву, я должна сказать тебе кое-что на ухо.
Нильс подошел к ней, и она долго что-то шептала ему.
– Запляшут они у нас!
Вопрос № 4. В чем заключалась сложность задачи перед Нильсом? Как его это характеризует? (Мнение детей)
Они еще и наполовину не насытились, как вдруг откуда-то до них донесся тоненький, чистый звук дудочки.
Сперва она пела чуть слышно, потом все смелее, все громче, все увереннее. И вот наконец, будто прорвавшись сквозь толстые стены, по всему замку раскатилась звонкая трель.
Человечек насвистывал на своей дудочке и шагал все вперед и вперед. Он обогнул скалы и спустился в долину. Он шел полями и оврагами, и за ним сплошным потоком тянулись крысы. Уже звезды потухли в небе, когда маленький человечек подошел к озеру.
Вопрос № 5. Рассмотрите иллюстрацию к тексту (стр.79).
У самого берега, как лодка на привязи, покачивалась на волнах серая гусыня.
Не переставая наигрывать на дудочке, маленький человечек прыгнул на спину гусыни, и она поплыла к середине озера. Когда вода сомкнулась над головой последней крысы, гусыня со своим седоком поднялась в воздух.
5 Обобщение главы «Волшебная дудочка». Работа в группах
Микроцель: Определение правильной последовательности событий в тексте. (Проверка групп – использование сигнальных карточек).
1-я группа (1-я часть главы)
– Что заставило крыс оторваться от еды?
– Как вели себя крысы, когда слышали звуки дудочки?
– Где собирались все крысы?
– Что происходило в тот момент, когда замолкала дудочка?
– Куда двинулся Нильс, когда были собраны все крысы?
2-я группа (2-я часть главы)
– Что говорит о том, что Нильс очень долго вел крыс за собой?
– Кто уже ждал на берегу мальчика?
– С чем сравнивает гусыню, которая покачивалась на волнах, автор?
– Как Нильс попал на середину озера?
– Что делали крысы, слыша звук дудочки?
3-я группа (3-я часть главы)
– За что похвалила Акка Кебнекайсе Нильса?
– Боялся ли Нильс, когда вёл за собой полчища крыс?
– Про какую волшебную силу, которая была заключена в дудочке, рассказала старая гусыня? – Откуда принёс волшебную дудочку филин?
– Почему гном не хотел давать волшебную дудочку?
– Как вы думаете, почему Нильс притворился, что не услышал слов Акки о гноме?
– Чего он больше всего боялся?
Презентация работы групп. Выводы детей. Характеристика главного героя.
6 Физминутка + гимнастика для глаз (исполнение и выполнение по рядам и коллективно)
Привет тебе, Лапландия,
Гусиная страна!
Несет меня в Лапландию
Домашний белый гусь,
И скоро я в Лапландии
На землю опущусь!
Лаплан-Лаплан-Лапландия,
Ты издали видна!
Да здравствует Лапландия,
Гусиная страна!
7 Этап творческой работы
Микроцель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися мотивов и поступков героев, для становления личностных качеств характера главного героя повести-сказки С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Драматизация отрывка повести-сказки (4-я часть 2-й главы, с. 80–82)
Микроцель: развивать читательские умения, совершенствовать интонационные умения выразительного чтения прозаичного текста.
Оборудование: костюмы для героев.
Задание: запишите на «лучиках», какие главы вы прочитали самостоятельно, и прикрепите на доске.
Работа над главами повести-сказки. Работа в парах
– Как называются главы? (1-я глава «Лесной гном», 2-я глава «Верхом на гусе»)
Задание: Соотнести иллюстрацию (на доске) с отрывком из повести-сказки.
1. В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого.
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика. Так он прожил до двенадцати лет.
2. Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошел с воскресной картинки в календаре.
«Да ведь это гном! – догадался Нильс. – Самый настоящий гном!» Ну, а бояться гнома нечего. Что плохого может сделать такое крошечное существо!
3. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза.
Но чуть только ему удавалось немного приподняться, Нильс встряхивал сачок, и гном опять срывался вниз.
– Послушай, Нильс, – взмолился наконец гном, – отпусти меня на волю! Я дам тебе за это золотую монету, большую, как пуговица на твоей рубашке.
4. У крыльца, на старой дубовой доске, переброшенной с одного края лужи на другой, прыгал воробей. Чуть только воробей увидел Нильса, он запрыгал еще быстрее и зачирикал во все свое воробьиное горло. И – удивительное дело! – Нильс его прекрасно понимал.
– Посмотрите-ка на Нильса! – кричал воробей. – Посмотрите-ка на Нильса!
– Кукареку! – весело заорал петух. – Сбросим-ка его в реку!
А куры захлопали крыльями и наперебой закудахтали:
– Так ему и надо! Так ему и надо! Гуси обступили Нильса со всех сторон и, вытягивая шеи, шипели ему в ухо: Хорош! Ну уж хорош! Что, боишься теперь? Боишься?
5. Нильс едва догнал его. Он подпрыгнул и, обхватив руками длинную гусиную шею, повис на ней всем телом. Но Мартин даже не почувствовал этого, точно Нильса и не было. Он сильно взмахнул крыльями – раз, другой – и, сам того не ожидая, полетел.
6. Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже были высоко в небе.
Нильс и сам не знал, как ему удалось перебраться на спину Мартина. Никогда Нильс не думал, что гуси такие скользкие. Обеими руками он вцепился в гусиные перья, весь съежился, вобрал голову в плечи и даже зажмурил глаза.
Но прошло десять минут, двадцать, а он не падал. Наконец он расхрабрился и чуть-чуть приоткрыл глаза.
7. Он лежал, как мертвый, распластав по земле крылья и вытянув шею. Глаза его были подернуты мутной пленкой. Нильс испугался.
– Милый Мартин, – сказал он, наклонившись над гусем, – выпей глоток воды! Увидишь, тебе сразу станет легче.
Но гусь даже не шевельнулся. Нильс похолодел от страха.
Неужели Мартин умрет? Ведь у Нильса не было теперь ни одной близкой души, кроме этого гуся.
– Мартин! Ну же, Мартин! – тормошил его Нильс. Гусь словно не слышал его.
8. Спокойной ночи! – сказал Мартин и покрепче прижал крыло, чтобы Нильс не вывалился.
– Спокойной ночи! – сказал Нильс, зарываясь с головой в мягкий и теплый гусиный пух.
Презентация афиш сказки
Микроцель: развитие творческого воображения учащихся, составить мультфильм из афиш к сказке (выставка рисунков)
Оборудование: листы желтой бумаги, выполненные в виде солнечных лучей.
Презентация читательских дневников «Коллаж мнений»
Микроцель: проверить содержание глав, прочитанных самостоятельно, сделать выставку творческих афиш к произведению, дать возможность учащимся высказать своё отношение к героям, их поступкам.
План работы:
Глава №…
Название…
Сюжет (выборочный пересказ)
Пословицы к главе…(анализ)
Анализ главы с характеристикой личностных качеств характера главного героя.
Вывод… (Чему учила вас глава?)
Оценочный лист (пункты 3, 4, 5)
Рубрика «Это интересно знать!»
Микроцель: развивать познавательный интерес ребят, расширять знания о Швеции, о творчестве С.Лагерлеф.
Приём «Знаю … Хочу узнать…»
– Что вы узнали о Швеции?
– Что вы узнали о памятниках к этой сказке? (Рассказ детей)
В портовом городе Карлскруна тоже есть свой Нильс. И он тоже крошечный – тоже всего около 10 сантиметров.
Крохотный памятник Нильсу находится в Старом городе. Городская легенда гласит: чтобы исполнилось ваше самое сокровенное желание, достаточно погладить Нильса по головке и оставить ему сладкую конфетку или денежку.
На юге Швеции в Сконе, недалеко от городка Скуруп, как раз там, где начиналось путешествие Нильса, есть еще один памятник Нильсу – верхом на шее у верного Мартина.
Нильс и Акка – любимые персонажи здешних мест: есть улица Нильса, а именем гусыни Акки называют фирмы и организации.
8 Информирование о домашнем задании
1. Продолжить работу по составлению сценария мультфильма, начатую в классе.
2. Прочитать повесть-сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (по желанию).
9 Подведение итогов
Давайте вспомним, какие условия должен выполнить Нильс, чтобы снова стать прежним?
– Как вы думаете, из того что мы уже узнали, он станет снова большим?
Удивительное в этой книге не только чудесное путешествие Нильса, а чудесное превращение драчуна и забияки, не желавшего учиться, не щадящего ни животных, ни птиц, в доброго человека.
– Чему научился Нильс?
Это не просто путешествие, это воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает «волноваться чужими несчастьями», радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
– Чему учила вас повесть-сказка С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»?
Я думаю, что вас заинтересовали приключения Нильса, и вы прочитаете всю повесть.
Подведение итогов по оценочному листу. Интеллектуальная игра «Кроссенс».
10 Рефлексия
Микроцель: анализ учащимися своей работы на уроке по четырем направлениям:
1) физическая (в полном ли объеме я успел на уроке всё выполнить/не успел).
2) интеллектуальная (все ли понял, осознал/не понял, вызвало затруднение).
3) духовная (стал лучше, созидал/стал хуже, разрушал).
4) сенсорная (комфортно ли я себя чувствовал на уроке/дискомфортно).