Приемы визуализации как средство развития метапредметных и предметных компетенций учащихся. Мастер-класс

- 9:39II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Мастер-класс, Методичка

Задачами автор ставит актуализацию знания участников мастер-класса о необходимости визуализации в современном образовательном процессе, их знакомство с основными приемами визуализации, которые использует ведущий мастер-класса.

Светлана БОНДАРУК,
учитель географии и биологии
ГУО «Средняя школа № 8 г. Кобрина»,
Брестская область

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Предполагается, что к концу мастер-класса его участники будут знать основные преимущества использования приемов визуализации на разных этапах урока для активизации познавательной деятельности и развития метапредметных и предметных компетенций учащихся.

Задачи мастер-класса:

– актуализировать знания участников о необходимости визуализации в современном образовательном процессе;
– познакомить с основными приемами визуализации, которые использует ведущий мастер-класса;
– создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
– организовать деятельность по применению приемов визуализации на учебных занятиях;
– смоделировать уроки географии с применением приемов визуализации.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные маркеры, мультимедийная презентация.

Презентация к мастер-классу

https://www.canva.com/design/DAFeaOFlYTQ/AZTHKGClh9b
Furm-a8aGww/view?utm_content=DAFeaOFlYTQ&utm_
campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=
publishsharelink

Этапы мастер-класса:

I Ориентировочно-мотивационный.
II Актуализация субъективного опыта участников.
III Целеполагание.
IV Информационно-деятельностный: представление приемов визуализации, применяемых ведущим мастер-класса, самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели – разработка макета «Диспетчерский пункт».
V Рефлексивный.

 

Ход мастер-класса

I Ориентировочно-мотивационный этап

Здравствуйте! Рада всех приветствовать на своем мастер-классе. Сегодня я расскажу вам о приемах визуализации, которые можно использовать для формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся на уроках географии. В конце мастер-класса мы попытаемся создать модели уроков географии.

Так как мы встречаемся 29 марта, я изучила календарь для поиска праздников и событий. Меня, конечно же, интересовали те, которые так или иначе связаны с географией. Итак, 29 марта 2023 года отмечают: международный день русалки, день шампиньонов, национальный день сыра во Франции, день молодежи в Тайване, день памяти героев на Мадагаскаре, день высыхания Ниагарского водопада, день скакания на одной ножке, день самопознания… К чему это я? Для развития кругозора и общего интеллектуального развития целесообразно сообщать учащимся об интересных событиях дня, фактах, международных и национальных праздниках. Ведь география это про МИР, это про НАС!

Несмотря на то что сегодня 87-й день года, до долгожданных летних каникул 62 дня, силы нам еще понадобятся! Поэтому предлагаю каждому участнику мастер-класса выбрать предсказания Глобусёнка на оставшиеся месяцы этого учебного года.

Участники достают из коробки Глобусёнка с предсказанием. (Приложение 1)

Вам достались ручки разного цвета – это позволит объединиться нам в три команды (участники занимают места в кабинете в соответствии с цветом выбранных ручек).

 

II Актуализация субъективного опыта участников

Когда я пришла работать в школу, чуть более трех лет назад, периодически слышала такие фразы: «Кому нужна эта ваша география!», «Как же сложно мне всё это даётся!», «Зачем учить эти понятия?!», «Какой смысл это читать, если я всё равно ничего не пойму?!» и т. д. Наверное, все по-разному справляются с проблемами. Одним из вариантов, на мой взгляд, является использование приемов визуализации на разных этапах урока.

Перед вами Дом достижений.

Предлагаю вам отметить на этом доме уровень собственного опыта по использованию приемов визуализации:

1-й этаж – не знаю, не пробовал;
2-й этаж – эпизодически применяю;
3-й этаж – систематически использую на разных этапах урока;
4-й этаж – имею собственные наработки, могу поделиться опытом.

Размышления по поводу решения возникающих проблем, поиск способов для их решения, желание помочь детям справится с трудностями в усвоении непонятного и сложного на их взгляд материала заставляет постоянно совершенствоваться, находить новые приемы и пытаться применять новые методы.

Единая методическая тема прошлого учебного года заставила систематизировать имеющиеся наработки, научиться применять новые приемы визуализации. В текущем году продолжаю работать, больше внимания уделяя формированию метапредметных и предметных компетенций.

Самое позитивное состоит в том, что приемы визуализации возможно использовать на всех этапах урока: актуализация знаний и умений учащихся, целеполагание, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, контроль знаний, рефлексия. Даже физкультминутки возможны с использованием визуализации (фото- и видеофрагменты). Опытным путем мною были определены конкретные приемы, наиболее подходящие для разных этапов урока.

 

III Целеполагание

Часто ли вы бываете на мастер-классах по географии? Вообще, на мастер-классах? Поднимите глобусы вверх те, кто завсегдатай таких мероприятий. (Много – постараюсь удивить. Мало – надеюсь, будет полезен).

Но всё-таки хочется знать, какие цели вы перед собой ставите перед началом моего мастер-класса? Усложняю задачу: первая команда говорит о целях существительными, вторая – глаголами, а третья – прилагательными.

Предоставим слово командам. (Представители команд знакомят с результатами работы).

География – интересная и очень важная наука. Однако в последнее время серьезно теряет позиции в среде современной молодежи. Причин этому множество. Считаю, что одной из причин является нежелание некоторых учителей сделать уроки яркими и образными. Поэтому постоянно работаю над собой. На уроках географии для лучшего усвоения материала необходимо применение разнообразных средств визуализации – это и традиционные карты, печатные таблицы, схемы на доске и др., а также возможности разнообразных сервисов, таких как Visually, Infogram, Canva и др.

Визуализация – (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания. Психологами доказано, что 75 % (а по некоторым данным – даже 80 %) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и неэмоциональные слова и цифры.

Почему важно развивать визуальное мышление? Чем лучше развито у учащихся визуальное мышление, тем лучше будут развиты их творческие способности, тем большему они смогут научиться. Хорошо развитого визуального мышления требуют такие профессиональные направления, как инженерия, дизайн, ботаника, архитектура, художественное искусство, навигация и т.д. Такой тип мышления необходим тогда, когда нужно представить себе что-то: например, когда мы рисуем, играем в шахматы, разбираем какую-то схему, шьем или вяжем, собираем модель, читаем карту.

Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:

– обеспечение интенсификации обучения;
– активизации учебной и познавательной деятельности;
– формирование и развитие критического и визуального мышления;
– развитие зрительного восприятия;
– передача знаний и распознавания образов;
– повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Давайте вспомним об известных нам всем приемах визуализации. По группам составим алфавит приемов. Участники мастер-класса выполняют работу в группах.

 

IV Информационно-деятельностный этап

1 Показ педагогом своих педагогических приёмов, упражнений, «изюминок»

1) Определение темы урока

Для этого предлагаю учащимся фото или видео и ставлю к нему проблемный вопрос. Предлагаю пример: на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки.

 

Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась). Что из этого следует? (Скандинавский полуостров испытывает поднятие).

 

2) Актуализация знаний

Прием «Кроссенс»

Кроссенс (дословно: пересечение смыслов) – загадка, ребус, головоломка, которую придумали в 2002 году Владимир Бусленко и Сергей Федин. Кроссенс – это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование техники кроссенс способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс применяют:

– при определении темы и цели урока (занятия);
– при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
– при закреплении и обобщении изученного материала;
– при подведении итога работы в качестве рефлексии;
– можно использовать в качестве плана работы на урок.

Кроссенс состоит из 9 картинок, они расставлены так, что каждая картинка объединена с предыдущей, последующей и центральной. Центральная может быть вопросом к изучаемой теме.

Разгадаем предложенные кроссенсы

Ответ: Витебская область

Ответ: Мировой океан

 

3) Проверка домашнего задания

Пазл-ответ

На этапе проверки домашнего задания особенно эффективно использовать пазл-ответ. Пазл имеет две стороны: одна – изображение, другая – задание.

Пример пазл-ответа по теме «Речная система». Задание: дать ответы на шесть вопросов, сложив пазл, обозначить тему и пояснить некоторые понятия.

1. Гидросфера – это ___? (Водная оболочка планеты)
2. Природный водный поток на суше – это _____. (Река)
3. Самая длинная река планеты _______. (Амазонка)
4. В Беларуси более _______ рек и ручьев (20 000)
5. Территория, с которой речная система собирает воды _______. (Речной бассейн)
6. Прирусловая затопляемая часть речной долины __________. (Пойма)

Учащимся предлагаются задания по изученной теме. При правильном ответе на поставленный вопрос пазл нужно перевернуть стороной с изображением. Затем сложить изображение из полученных пазлов. Правильные ответы дают возможность сложить целое изображение.

Для деления изображения на пазлы воспользовалась бесплатным сервисом «Конструктор пазлов бесплатно»: https://online-puzzle.ru/own_puzzle.

 

4) Этап изучения нового материала

На этом этапе хорошо зарекомендовали себя разнообразные приемы визуализации в сочетании с активными методами работы, так как учащиеся вовлекаются в процесс добывания знаний. Ни один урок изучения новой темы не проходит без визуализации. Это способствует формированию у учащихся учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций:

– использование элементов презентации;
– практико-ориентированные задания;
– примеры из жизни;
– эксперименты, демонстрации;
– путешествия (видеопутешествия, просмотр видеороликов из познавательных телепередач или блогеров);
– составление паспорта урока/страны;
– создание СЛС (схемы, интеллект-карты) и др.

Проблемный вопрос совмещен с видеофрагментом

Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент «Извержение вулкана» (Приложение 2). Обычно после просмотра задаю учащимся вопрос: «Видео настоящее или монтировано с помощью компьютерной графики? Почему?» Ответ находим с помощью текста учебного пособия в § 9 на ст. 62.

Инфографика в курсе географии 9-го класса

На уроках географии Беларуси очень хорошо зарекомендовала себя инфографика.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей Несвижа), карты (например, карта города Минска с достопримечательностями), пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это – наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причём весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления младшего школьника, так и особенностям восприятия информации. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

На сайте canva.com представлены примеры различных видов инфографики. Для подготовки и проведения уроков географии и биологии наиболее применимы следующие виды инфографики: географическая, хронологическая, сопоставительная, статистическая, иерархическая, статистическая и другие.

Активно использует инфографику Белорусское телеграфное агентство (БелТА). Предлагаю поработать с инфографикой БелТА и составить характеристику Витебской области в форме таблицы.

Особенности ГП

Состав
и площадь

Административный центр

Население

Специализация хозяйства

 

 

 

 

 

 

Таймлайн (линия времени)

Прием можно применить при изучении новой темы, закреплении и проверке домашнего задания. На уроках географии применяю для отображения хронологии освоения полезных ископаемых или географических открытий, истории формирования границ белорусского государства, этапов развития хозяйства и др.

Использование упрощенных схем

На уроках географии в разных классах целесообразно использование упрощенных схем: лучше запоминаются структурные элементы, к тому же не все учащиеся умеют хорошо рисовать. Например, при изучении строения вулкана ребята работают с текстом учебника и подписывают части вулкана.

Схемы, структурно-логические схемы, интеллект-карты

Незаменимы в географии. Самые яркие интеллект-карты можно получить, задав составление и/или оформление интеллект-карты на дом.

Карты (картограммы, картодиаграммы, карты-анаморфозы, Google-карты, динамические (анимационные) карты)

Работа с картами незаменима на уроках географии, так как карты необходимы для формирования пространственного мышления, для знания географического пространства.

Остановлюсь на применении карт-анаморфоз. Буквально, карта-анаморфоза – это карта-искажение. На научном языке карты-анаморфозы – это картографические схемы, на которых территории государств конструируются сообразно заданной переменной. В пределах своего естественного геополитического положения и привычных контуров государственных границ одни страны оказываются вдруг непомерно огромными, а другие – едва различимыми точками, ниточками или совсем исчезают с лица Земли при нулевых и отрицательных значениях ведущего показателя. Причем, на других тематических картах-анаморфозах ситуация может измениться диаметрально противоположным образом. Всё зависит от выбранного составителями карты показателя и доли каждой территории в мировой численности населения, или в мировом объёме производства чего-либо или услуг, экспорта-импорта разных товаров, эмиграции-иммиграции, посадки-вырубки лесов, рождаемости-смертности людей и так далее.

Карты-анаморфозы представляют образы и статистическую информацию, на которой эти образы строятся, приблизительно 200 территорий. В основном это государства-члены ООН и несколько других территорий, что в итоге охватывает пространство, где проживает почти 99,95% населения мира.

Коллекцию карт-анаморфоз, в которой уже около 900 экземпляров, разрабатывают учёные Шеффилдского и Мичиганского университетов (США). Сегодня в интернете можно найти и другие карты-анаморфозы, составленные в том числе профессорами МГУ имени М.В.Ломоносова. Но главной сокровищницей карт-анаморфоз остаётся коллекция Worldmapper.

Ориентироваться в необычном геопространстве карт-анаморфоз помогают цветовые коды, подобранные для 12 регионов и стран, в них расположенных, так, чтобы визуально их легче было воспринимать и сравнивать друг с другом и на разных картах. Цвет каждой территории на всех картах постоянный. К примеру, Китай везде окрашен в ярко-зелёный цвет, Индия – в оранжевый, Япония – в фиолетовый, США – в синий, страны Западной Европы – в разных оттенках лилового, территории Восточной Европы – в оттенках синего цвета, Россия – светло-зелёного цвета. Самая пёстрая гамма цветов у стран Африки: от бледно-жёлтых до тёмно-красных и коричневых, страны и острова Океании почти в одинаковых бледно-жёлтых «одеждах». Никакой историко-политической подоплёки в распределении цветовых оттенков между территориями нет, просто палитра выбрана так, чтобы регионы и континенты на картах не сливались в бесформенные пятна.

Такие карты можно использовать на разных этапах учебного занятия. Предлагаю вашему вниманию карту, которую можно применить в начале урока для определения изучаемой темы.

Чтобы определить тему урока, предлагаю определить какой показатель отражен на данной карте? О чем нам сегодня предстоит узнать? (Выбранная карта – это карта-анаморфоза «Численность населения мира»).

 

5) Этап закрепления знаний

Прием «Облако слов»

Предлагаю и вам расшифровать и найти ошибки в облаке слов по теме «Географическое положение Республики Беларусь» (курс «География Беларуси» в 9-м классе).

 

Прием «Мемы»

Стоит отметить, что продуктивным учебным занятием, безусловно, можно считать то занятие, после которого учащиеся будут обсуждать и вспоминать полученную информацию на уроке. Еще в древности Дж. Бруно заключил, что информация запоминается лучше, если она затрагивает чувства человека, вызывает у него эмоции. Именно поэтому заложенная в мем интерактивность способствует успешному усвоению только что полученной информации. Мем откладывается в памяти учащихся, заостряя на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой представления.

Мем ничего не говорит напрямую, иносказательно намекает на важные проблемы, имея при этом несерьезную, полушутливую, провокационную, легкую для запоминания форму. Если ученик впервые сталкивается с мемом, то, рассуждая, он сам может дешифрировать мем, получив необходимую информацию. Мемы, будучи универсальной и очень популярной формой передачи информации (особенно в молодежной среде общения) могут помогать учащимся в освоении нового учебного материала.

Примеры мемов:

– на этапе актуализации знаний по теме «Китай»

 

– на этапе закрепления по теме «Географические открытия»

 

– на этапе закрепления по теме «Международная миграция»

 

Интеллект-азбука или прием «Алфавит»

Целесообразно применять на уроках закрепления и обобщения по темам, а также в интеллектуальных конкурсах и викторинах. Так выглядит фрагмент интеллект-азбуки «Путешествуем по Беларуси»:

 

6) Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися

Разнообразные задания, например, решение ребусов и кроссвордов Способствуют развитию креативности и логического мышления. Их можно применить на разных этапах урока.

Несколько примеров для решения:

Ответ: Литосфера

 

 Ответ: Кобрин

 

Ответ: Гидросфера

 

Задания на распознавание стран мира, выполненные с помощью эмодзи

Ответы: 1. Аргентина, 2. Исландия, 3. Венгрия, 4. Греция, 5. Канада.

 

При организации тематических дней: Международный день моря, Всемирный день туризма, День Защитника отчества («Футбольная география») и др. с помощью Google-форм создаю викторины. В 2020 году была осуществлена попытка создания веб-квеста «Цветок» на базе Google. Различные сервисы использую на уроках для тематической проверки, для чего создаю QR-коды со ссылкой на тесты разных сервисов.

Очень сложно отобрать все приемы, которые хоть раз были использованы, но нужно заканчивать мое повествование и переходить к практической части нашего мастер-класса.

 

2 Моделирование: самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели. Разработка макета «Диспетчерская станция»

Реформа учебного содержания по предметам «География», «Биология» и «Химия» привела к тому, что содержание параграфов учебников стало объемно и достаточно сложно. Большой объем информации не всегда учащиеся способны усвоить, поэтому целесообразно проводить урок так, чтобы основные понятия были усвоены за урок.

Сейчас мы объединимся в новые группы для создания плана урока с использованием приемов визуализации.

Вы получаете комплементы от меня. В комплиментах есть выделенная буква: Г, Б или Х (Приложение 3). Соответственно те, кто получил комплимент с буквой Г – География шестого класса, Х – будут составлять план урока географии в 10-м или 11-м классе, Б – восьмого или седьмого классов. Поменяли состав команд и расположение в кабинете.

Использование ранее представленных вашему вниманию форм работы приветствуется.

Для разработки урока предлагаю тему на выбор, на усмотрение участников команды.

Для выполнения задания предлагаю поработать с бланком «Диспетчерская станция».

На рисунке представлены отдельные остановки, они соответствуют различным этапам урока. Я вам предлагаю поработать над созданием интерактивного плана для изучения тем в каждой группе. В интерактивном плане 6 остановок, можно использовать все, можно убирать лишние, либо добавить недостающие. Этим остановкам необходимо дать название, а также придумать, какие приемы визуализации можно использовать на них. Для этого воспользуемся стикерами.

Звучит фоновая музыка. Участники работают над созданием интерактивного плана «Диспетчерская станция урока».

 

Предлагаю представить итоги совместного труда.

 

V Рефлексия

Приведенные сегодня нами приемы визуализации знакомят учащихся с разными формами работы с информацией: находить, анализировать, систематизировать, делать выводы. Применение этих приемов позволяет обработать большой объем информации, что в значительной степени повышает эффективность усвоения материала, помогает легко запомнить и отследить взаимосвязь между блоками информации. Использование во время уроков разнообразных средств и приемов визуализации делает урок более эффективным, потому что позволяет максимально задействовать разные каналы восприятия информации, а также способствует развитию метапредметных и предметных компетенций.

В начале нашего знакомства уровень использования и владения приемами визуализации был у всех разным, думаю, что к концу мастер-класса кто-то желает повысить своего человечка в Доме достижений. Надеюсь, что наша совместная работа приведёт к тому, что вырастут в нашем районе небоскрёбы творческих идей.

 

На дворе весна, природа пробуждается и радует нас своими красками. Первого апреля в Турции проводят фестиваль тюльпанов. Предлагаю нам создать собственный букет тюльпанов. На тюльпанах прошу записать пожелания, отклик/отзыв о нашей работе. Я, как все представительницы женского пола, люблю цветы! Хотелось бы уйти с сегодняшнего мастер-класса с замечательным букетом тюльпанов. Подписывайте и закрепляйте их в вазе

Спасибо за внимание и совместную работу!

 

 

Приложение 1

 

Возможные предсказания «Глобусёнка»

Удачное время для начала новых творческих проектов.
Не упустите шанс проявить себя.
Не отказывайтесь от приглашений участвовать в мероприятиях.
Удачный период: в сфере общения вы станете признанным авторитетом.
Вас ждут увлекательные открытия и интересные знакомства.
Этот год для вас ознаменован вдохновением. Дерзайте!
Вы наполнитесь энергией и можете рассчитывать на успех.
Вы откроете в себе новые источники силы и вдохновения.
Вы будете очень заняты в этом году, но плоды вашей деятельности принесут удовлетворение и радость.
Упорство и прилежание станут залогом личного процветания.
Вы будете находить плюсы в любом виде деятельности.
Да вы просто счастливчик! Этот год принесет море позитива и достижений!
Самое время попробовать силы в новых делах!
Вы будете наслаждаться приятной компанией и узнаете много нового и интересного.
В новом году к вам устремятся не только новые денежные потоки, но и предложения о выгодном инвестировании.
Грядущий год позволит вам раскрыть возможности организатора.
В новом году доходы возрастут, а окружать будет уют.
Шагайте смело вы вперед, успех с удачей уже ждет!
От близких друзей, скоро ждите новостей.
Не грех у берегов турецких предаться развлеченьям светским! 
Для сердца ожидает Вас услада – большое повышение оклада! 
У Вас друзей, знакомых море, и все нагрянут в гости вскоре.
Вас ждет немало происшествий и интересных путешествий – на курсы, в отпуск, за границу – куда судьба распорядится! 
С этих пор Вы будете и впредь всё хорошеть и молодеть! 
Ждите рост семейного дохода и отпуск в любимое время года! 
Мечты все точно сбудутся, обиды позабудутся!
Мечтай масштабно, но прямо сейчас сделай шаг навстречу мечте!
Не бойся, что не получится, бойся, что не попробуешь!
Хочешь найти новый путь – прямо сейчас сойди со старой дороги!
Всегда что-то кажется невозможным, пока это не будет сделано. Рискуйте!
Помни, что терпение – это последний ключ, который открывает все двери!
Капля лени переносит море работы на завтра. Сделай что-то важное прямо сейчас!
Цени неудачи – это возможность начать снова, но более мудро!
Все может измениться за один день. Если только искренне захотеть.
Чудеса случаются. Особенное если над ними хорошо поработать.
Не нужно учиться делать что-то лучше всех, нужно научиться делать что-то по-своему хорошо.
Вселенная слышит и понимает тебя. Не торопи события.
Помни: то, что ты можешь вообразить – реально!
Представиться хороший повод, чтобы расширить кругозор.
Чаще радуйте себя, особенно по пятницам!
Ваши цели вполне достижимы. Скорее составьте план действий.
Не сомневайтесь, а делайте!
Каждому причитается столько счастья, сколько сам в силах подарить.

 

 

Приложение 2

Видеофрагмент «Извержение вулкана» (фильм «Помпеи», 2014)

https://drive.google.com/file/d/1hMgvVL9w7DcLOm
8EvWIDDLHMle5Qt4IL/view?usp=share_link

 

 

Приложение 3

 

Комплименты от ведущего мастер-класса для деления на команды

 

Группа «Химия»

АХ, какая женщина!
ВсеХ привлекательнее!
ВсеХ креативнее!
Чудо, как Хороша!
Чудесная Хозяйка!
У вас звонкий смеХ!
Обладательница пушистыХ ресничек…
Источник оригинальныХ идей.

 

Группа «Биология»

Очень оБаятельная!
Самая оБворожительная!
Вы БесподоБны!
ЛюБимый учитель своих учеников
Самая приятная улыБка!
Самая заБотливая!
Самая Безупречная!
Очень Бескорыстная!

 

Группа «География»

Гармоничный учитель!
Вы сеГодня лучезарны!
Очень экстраваГантны!
Вы очень зажиГательны!
Вы очень фотоГеничны!
Вы сегодня очень Грациозны!
Вы большой ориГинал!
Вы педаГог от Бога…

 

Список использованных источников

1 20 видов инфографики: приемы, примеры, шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/infografika/. – Дата доступа : 15.05.2022.
2 Баньшина, З. Как разнообразить урок с помощью метода «Кроссенс»? / З. Баньшина // Образовательный проект Repit [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://repit.online/blog/post/krossens-na-uroke.html. – Дата доступа: 15.01.2022.
3 Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/. – Дата доступа : 1510.2021.
4 Визуализация данных: средства, способы, виды, примеры графического представления информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.realto.ru/journal/articles/vizualizaciya-dannyh-sredstva-sposoby-vidy-primery-graficheskogo-predstavleniya-informacii. – Дата доступа: 15.05.2022.
5 Коллекция карт мира: worldmapper.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldmapper.org. – Дата доступа: 13.12.2022.
6 Конструктор пазлов : Пазлы онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online-puzzle.ru/own_puzzle. – Дата доступа: 13.12.2022.
7 Сорока, О. Г. Визуализация учебной информации / О.Г.Сорока, И.Н.Васильева // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – № 11. – 2015. – С. 2–12.
8 Федорова, О. Что такое карты-анаморфозы, и почему они интереснее обычных / О.Федорова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://travelask.ru/blog/posts/15241-chto-takoe-karty-anamorfozy-i-pochemu-oni-interesnee-obychny. – Дата доступа: 13.12.2022.
9 Электронное обучение / Дистанционный всеобуч для учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ru/840-distantsionnyj-vseobuch-dlya-uchitelya-v-pomoshch-pedagogu.html . – Дата доступа: 20.10.2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий