Произношение и обозначение на письме гласных в ударных и безударных слогах. Урок русского языка во 2-м классе

- 15:26Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

На уроке дети учатся проверять безударные гласные, используя различные способы проверки; знакомятся со случаями непроверяемых безударных гласных.

Елена ТОЛКУН,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

Цель: формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.

Задачи:

– учить проверять безударные гласные, используя различные способы проверки;
– знакомить со случаями непроверяемых безударных гласных;
– учить проводить исследование, делать выводы;
– развивать логическое мышление, умение работать самостоятельно и в группах;
– воспитывать бережное отношение к природе.

 

Презентация к уроку

 

Ход урока

I Организационный момент

Хочу пожелать вам успеха на уроке. А для того чтобы достичь успеха, будьте активными, внимательными и старательными. Следите за своей посадкой во время письма.

Сегодня к нам на урок заглянула необычная гостья. Отгадайте, кто она?

«Снежная, вьюжная, суровая…» (Зима) (Слайд 1)

Зима пришла не одна, а с друзьями снеговиками, которые нам сегодня будут помогать на уроке.

 

II Мотивация

Я хочу вам рассказать историю о них.

Снеговик Морковкин написал своему другу снеговику Метёлкину записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем!» (Слайд 2)

Метёлкин записку прочитал и пообещал прийти. Собрались снеговики ночью.

– Мяч будет, – сказал товарищам Морковкин. – Метёлкин принесет.

Пришел Метелкин, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Все снеговики расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? Какое правило не знал Морковкин? Как правильно записать это слово?

А ведь такую же ошибку на прошлом уроке сделали пять человек в классе. Поработаем над ошибкой.

Ученики записывают в тетрадь:

Мяч, мячик – с мячом.

 

III Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, назову тему урока «Произношение и обозначение на письме гласных в ударных и безударных слогах» (Слайд 3).

В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

Что
Где                    надо проверять?
Как
Чем 

 

IV Орфографическая разминка

Дети показывают нужную букву при помощи сигнальных карточек (Слайд 4).

З..ма сп..шит, хл..почет,
Укутала в сн..га
Все кочки и п..нёчки,
Скамейки и ст..га.

– Докажите свой выбор буквы

 

V Чистописание

Сегодня обратите внимание на размер букв.

аоея

– Какой буквы не хватает? (и) Почему? Напишите буквы до конца строки.

сн .. ж .. нка   л .. ды .. ка    тр .. ва

– Какое слово лишнее?  (Трава, потому что другие два слова – на зимнюю тему.) Но в этом слове некоторые тоже сделали ошибку на прошлом уроке. Значит, мы включим и его.

– Какие буквы вставите? Почему?

Ребята называют способы проверки (Слайд 5).

Зиманесётм .. роз

– Расшифруйте предложение (Зима несёт мороз.)

 

VI Исследовательская работа

1. Какую букву вставим? Проведите мини-исследование.

Работа ведётся каждым учащимся на листе исследования (Слайд 6).


Лист исследования

Фамилия исследователя______________________________
Слово     М..РОЗ

1) Поставь ударение в слове.
2) Подбери проверочные слова, используя различные способы проверки. Ставь ударение в проверочных словах.

Один – много        ________________________
Назови ласково     ________________________
Какой?                   ________________________
Что делает?           ________________________

3) Если не получилось, проверь по словарю. Вставь букву в окошки. Сделай вывод:
если безударную гласную в слове проверить нельзя, то_____________.  

Учащиеся должны продолжить предложение.

На таблице способов проверки появляется ещё один символ

 – проверь по словарю (Слайд 7).

Учащиеся делают вывод. Появляется на доске слово 

Записывают предложение в тетрадь.

 

2. Придумайте и запишите словарные слова по схеме:

___о___о___а.

Проверка: ворона, сорока, корова, погода, дорога (Слайд 8).

 

Физкультминутка «Зимние забавы» (Слайд 9)

Отправляемся в лес на лыжах. Видим замёрзшее озеро. Снимаем лыжи, надеваем коньки. Катаемся. Играем в снежки. Лепим. Бросаем. Замёрзли. Погреем руки, щёки, уши.

Зрительная гимнастика

Посмотрите на наклеенный снежок на окне, потом вдаль.

 

VII Исследовательская работа в группах

В зимнее время активно работают туристические агентства. Куда можно поехать в зимнее время у нас в стране? (Беловежская пуща.)

– 1-я группа (туристическое агентство) составит словарь жителей городов, кому можно послать приглашение (даны карточки со словами Лида, Минск, Гомель, Брест, Витебск).

Проверка: лидчане, минчане, гомельчане, брестчане, витебчане (Слайд 10).

– 2-я группа (туристическое агентство) составит словарь профессий, представителям которых можно послать приглашение (даны карточки со словами сад, лес, шахта, стройка, песня).

Проверка: садовник, лесник, шахтёр, строитель, певец (Слайд 11).

– 3-я группа (туристическое агентство) составит словарь животных и их детёнышей, которых можно увидеть в Беловежской пуще летом (даны картинки с изображением лося, волка, белки, ежа, бобра).  

Проверка: лось – лосята, волк – волчата, белка – бельчата, ёж – ежата, бобр – бобрята (Слайд 12).

Учащиеся образовывают слова и записывают на стикеры. Стикеры вклеивают в словари.

– Какой способ проверки использовали? (Слово в слове.)

 

VIII Закрепление

1. Работа по учебнику

Упражнение 192, страница 118.

– Найдите сочетания слов на зимнюю тему. Почему вы так решили?
– Какой способ проверки используете?

Записывают на доске и в тетради:

снег – глубокие снега
корм – птичья кормушка

 

Упражнение 194

– Прочитайте текст.
– Какое заглавие ему можно дать?
– Внесите изменения так, чтобы у него было заглавие «Зима». Запишите новый текст.

Проверка: Вот и зима на дворе. Снег на полях лежит. Замёрзли шумные ручейки. (Слайд 13)

 

2. Самостоятельная работа

Выберите задание по силам, выполните его.

1) Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова.

Лес – л..са, росы – р..са, глаз – гл..за, крест – кр..сты, козы – к..за, мост – м..сты, гриб – гр..бы, стены – ст..на, сад – с..ды, стол – ст..лы

2) Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок помогут вам.

Д..жди, сн..га, с..ва, сл..ны, м..чи, гр..бы
Слова для справок: дождь, мяч, слон, сосны, гриб, сноп, горы, совы, снег.

3) Подберите проверочные слова, запишите, вставьте пропущенные буквы.

______________ – л..са                           ____________ – р..ка
______________ – д..ска                         ____________ – гр..чи
______________ – д..ма                          ____________ – с..сны

 

IX Домашнее задание

Упражнение 195 (Слайд 14)

– Что нужно сделать?
– Какое правило вам поможет?

 

X Подведение итогов урока

– Какое правило было на уроке главным?
– Какие способы проверки запомнили?
– Какие чаще употребляли?

 

ХІ Рефлексия

На линеечках успеха оцените себя за правильность и аккуратность. Снеговики у нас с разноцветными ведёрками. Свои подписанные снежки положите в кармашек снеговику с зелёным ведёрком, если всё получалось; с синим – сомневались; с красным – делали много ошибок.

– Какой совет можно дать тем, у кого не всё получалось?

– Спасибо за урок! (Слайд 15)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий