На уроке дети учатся проверять безударные гласные, используя различные способы проверки; знакомятся со случаями непроверяемых безударных гласных.
Елена ТОЛКУН,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область
Цель: формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.
Задачи:
– учить проверять безударные гласные, используя различные способы проверки;
– знакомить со случаями непроверяемых безударных гласных;
– учить проводить исследование, делать выводы;
– развивать логическое мышление, умение работать самостоятельно и в группах;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I Организационный момент
Хочу пожелать вам успеха на уроке. А для того чтобы достичь успеха, будьте активными, внимательными и старательными. Следите за своей посадкой во время письма.
Сегодня к нам на урок заглянула необычная гостья. Отгадайте, кто она?
«Снежная, вьюжная, суровая…» (Зима) (Слайд 1)
Зима пришла не одна, а с друзьями снеговиками, которые нам сегодня будут помогать на уроке.
II Мотивация
Я хочу вам рассказать историю о них.
Снеговик Морковкин написал своему другу снеговику Метёлкину записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем!» (Слайд 2)
Метёлкин записку прочитал и пообещал прийти. Собрались снеговики ночью.
– Мяч будет, – сказал товарищам Морковкин. – Метёлкин принесет.
Пришел Метелкин, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Все снеговики расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? Какое правило не знал Морковкин? Как правильно записать это слово?
А ведь такую же ошибку на прошлом уроке сделали пять человек в классе. Поработаем над ошибкой.
Ученики записывают в тетрадь:
Мяч, мячик – с мячом.
III Постановка темы и цели урока
Исходя из этой проблемы, назову тему урока «Произношение и обозначение на письме гласных в ударных и безударных слогах» (Слайд 3).
В течение урока мы будем отвечать на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
IV Орфографическая разминка
Дети показывают нужную букву при помощи сигнальных карточек (Слайд 4).
З..ма сп..шит, хл..почет,
Укутала в сн..га
Все кочки и п..нёчки,
Скамейки и ст..га.
– Докажите свой выбор буквы
V Чистописание
Сегодня обратите внимание на размер букв.
аоея
– Какой буквы не хватает? (и) Почему? Напишите буквы до конца строки.
сн .. ж .. нка л .. ды .. ка тр .. ва
– Какое слово лишнее? (Трава, потому что другие два слова – на зимнюю тему.) Но в этом слове некоторые тоже сделали ошибку на прошлом уроке. Значит, мы включим и его.
– Какие буквы вставите? Почему?
Ребята называют способы проверки (Слайд 5).
Зиманесётм .. роз
– Расшифруйте предложение (Зима несёт мороз.)
VI Исследовательская работа
1. Какую букву вставим? Проведите мини-исследование.
Работа ведётся каждым учащимся на листе исследования (Слайд 6).
Лист исследования
Фамилия исследователя______________________________
Слово М..РОЗ
1) Поставь ударение в слове.
2) Подбери проверочные слова, используя различные способы проверки. Ставь ударение в проверочных словах.
Один – много ________________________
Назови ласково ________________________
Какой? ________________________
Что делает? ________________________
3) Если не получилось, проверь по словарю. Вставь букву в окошки. Сделай вывод:
если безударную гласную в слове проверить нельзя, то_____________.
Учащиеся должны продолжить предложение.
На таблице способов проверки появляется ещё один символ
– проверь по словарю (Слайд 7).
Учащиеся делают вывод. Появляется на доске слово
Записывают предложение в тетрадь.
2. Придумайте и запишите словарные слова по схеме:
___о___о___а.
Проверка: ворона, сорока, корова, погода, дорога (Слайд 8).
Физкультминутка «Зимние забавы» (Слайд 9)
Отправляемся в лес на лыжах. Видим замёрзшее озеро. Снимаем лыжи, надеваем коньки. Катаемся. Играем в снежки. Лепим. Бросаем. Замёрзли. Погреем руки, щёки, уши.
Зрительная гимнастика
Посмотрите на наклеенный снежок на окне, потом вдаль.
VII Исследовательская работа в группах
В зимнее время активно работают туристические агентства. Куда можно поехать в зимнее время у нас в стране? (Беловежская пуща.)
– 1-я группа (туристическое агентство) составит словарь жителей городов, кому можно послать приглашение (даны карточки со словами Лида, Минск, Гомель, Брест, Витебск).
Проверка: лидчане, минчане, гомельчане, брестчане, витебчане (Слайд 10).
– 2-я группа (туристическое агентство) составит словарь профессий, представителям которых можно послать приглашение (даны карточки со словами сад, лес, шахта, стройка, песня).
Проверка: садовник, лесник, шахтёр, строитель, певец (Слайд 11).
– 3-я группа (туристическое агентство) составит словарь животных и их детёнышей, которых можно увидеть в Беловежской пуще летом (даны картинки с изображением лося, волка, белки, ежа, бобра).
Проверка: лось – лосята, волк – волчата, белка – бельчата, ёж – ежата, бобр – бобрята (Слайд 12).
Учащиеся образовывают слова и записывают на стикеры. Стикеры вклеивают в словари.
– Какой способ проверки использовали? (Слово в слове.)
VIII Закрепление
1. Работа по учебнику
Упражнение 192, страница 118.
– Найдите сочетания слов на зимнюю тему. Почему вы так решили?
– Какой способ проверки используете?
Записывают на доске и в тетради:
снег – глубокие снега
корм – птичья кормушка
Упражнение 194
– Прочитайте текст.
– Какое заглавие ему можно дать?
– Внесите изменения так, чтобы у него было заглавие «Зима». Запишите новый текст.
Проверка: Вот и зима на дворе. Снег на полях лежит. Замёрзли шумные ручейки. (Слайд 13)
2. Самостоятельная работа
Выберите задание по силам, выполните его.
1) Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова.
Лес – л..са, росы – р..са, глаз – гл..за, крест – кр..сты, козы – к..за, мост – м..сты, гриб – гр..бы, стены – ст..на, сад – с..ды, стол – ст..лы
2) Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок помогут вам.
Д..жди, сн..га, с..ва, сл..ны, м..чи, гр..бы
Слова для справок: дождь, мяч, слон, сосны, гриб, сноп, горы, совы, снег.
3) Подберите проверочные слова, запишите, вставьте пропущенные буквы.
______________ – л..са ____________ – р..ка
______________ – д..ска ____________ – гр..чи
______________ – д..ма ____________ – с..сны
IX Домашнее задание
Упражнение 195 (Слайд 14)
– Что нужно сделать?
– Какое правило вам поможет?
X Подведение итогов урока
– Какое правило было на уроке главным?
– Какие способы проверки запомнили?
– Какие чаще употребляли?
ХІ Рефлексия
На линеечках успеха оцените себя за правильность и аккуратность. Снеговики у нас с разноцветными ведёрками. Свои подписанные снежки положите в кармашек снеговику с зелёным ведёрком, если всё получалось; с синим – сомневались; с красным – делали много ошибок.
– Какой совет можно дать тем, у кого не всё получалось?
– Спасибо за урок! (Слайд 15)