Пособие «Родственные слова от А до Я» может быть использовано в работе не только учителями-дефектологами учреждений общего среднего образования, но и педагогами I ступени общего среднего образования, учителями-дефектологами, работающими с детьми с трудностями в обучении, с тяжёлыми нарушениями речи.
Наталия КАМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Практика работы в пункте коррекционно-педагогической помощи с учащимися с нарушением письменной речи показывает, что такие дети испытывают значительные затруднения при подборе родственных слов. Они не видят закономерностей в их образовании. Неумение подбирать родственные слова приводит к многочисленным ошибкам при написании безударной гласной в корне слова, парных звонких и глухих согласных в слабой позиции.
Для формирования навыка подбора родственных слов предлагаю ознакомиться с пособием «Родственные слова от А и до Я», которое было разработано самостоятельно и неоднократно использовано на коррекционных занятиях.
Пособие включает в себя задания, сгруппированные по этапам, и дидактическое оснащение к ним.
Дидактическое оснащение пособия: пазлы, наборное полотно с фишками «Образованная гусеница», альбом «Картинная галерея родственных слов», кубик. Все элементы могут использоваться на разных этапах работы.
Пособие «Родственные слова от А до Я» может быть использовано в работе не только учителями-дефектологами учреждений общего среднего образования, но и педагогами I ступени общего среднего образования, учителями-дефектологами, работающими с детьми с трудностями в обучении, с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания каждого этапа направлены на формирование определённых умений и расположены с учётом постепенного усложнения.
1-й этап – развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов
Этап включает подготовительные задания и задания, направленные на развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов, где все остальные – родственные. Подготовительные задания «Четвёртый лишний среди слов-предметов», «Четвёртый лишний среди слов-признаков», «Слушай и сравнивай» формируют умения выделять существенные признаки, обобщать, вычленять элементы звуковой формы.
Задание «Четвёртое лишнее среди слов-названий предметов»
Цель: формирование умения выделять существенные признаки и обобщать.
Оборудование: двусторонние карточки со словами-названиями предметов: ромашка, василёк, ландыш, колокольчик; астра, цветок, роза, георгин; подснежник, крокус, нарцисс, тюльпан; яблоня, груша, сосна, слива; сирень, черёмуха, берёза, калина (на одной стороне изображён предмет, а на обороте написано его название). Примечание: на лишних карточках предмет не изображён.
Инструкция: Представьте, что вы – сотрудники магазина. Сотрудник магазина принимает товар и сверяет, нет ли лишних предметов. Прочитайте ряд слов-названий предметов и найдите лишнее. Проверьте правильность ответа. На оборотной стороне карточки изображения с лишним предметом нет.
Задание «Четвёртое лишнее среди слов-названий признаков»
Цель: формирование умения выделять существенные признаки и обобщать.
Оборудование: карточки со словами (храбрый, звонкий, смелый, отважный; крепкий, далёкий, прочный, надёжный; дряхлый, старый, маленький, изношенный; добрый, злой, жадный, высокий; умный, догадливый, тёмный, сообразительный; смелый, храбрый, злой, отважный).
Инструкция: Сегодня вы – дирижёры. Дирижёр следит за звучанием мелодии слов. Послушайте, как я произнесу четыре слова (три слова: грустный, печальный, унылый учитель-дефектолог произносит громко, а слово глубокий, которое является лишним, – тихо). Как вы думаете, почему? Объясните. Прочитайте слова-названия признаков, выделяя тихим голосом лишнее слово. Объясните свой выбор.
Задание «Слушай и сравнивай»
Цель: формирование умения вычленять элементы звуковой формы.
Оборудование: карточки со словами (секунда – год, век – минута, урок – перемена, день – вечер), таблица для записи слов.
Инструкция: Сегодня мы будем очень внимательно слушать длину звучания слов. Прочитайте пары слов. Сравните их по длине «звучания». Запишите слова в таблицу так, чтобы они соответствовали условию.
длинное |
|
|
|
|
короткое |
|
|
|
|
В заданиях на развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов, где все остальные – родственные («Доказательства соберу – лишнее найду», «Лишнее, но очень похожее») важно использовать слова, лексическое значение которых учащимся точно знакомо, так как главная цель – формирование понимания того, что родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть.
Задание «Доказательства соберу – лишнее найду»
Цель: формирование умения определять «лишнее» слово из группы слов, где все остальные – родственные.
Оборудование: карточки с группами слов (продукты, падать, падение; просьба, письмо, просить; цветник, цветочный, цыплёнок; вред, вредить, вращаться; родной, родители, ранение).
Инструкция: Представьте, что вы – следователи. Следователь умеет распутывать запутанные истории. В нашей истории необходимо понять, почему одно из трёх слов подчёркнуто (бег, бегать, брат). Объясните причину. Теперь самостоятельно читайте слова. В каждой строке подчёркивайте слово, которое не является родственным по отношению к другим словам, – лишнее.
Задание «Лишнее, но очень похожее»
Цель: формирование умения определять «лишнее» слово из группы слов, где все остальные – родственные.
Оборудование: стикеры со словами (чернеть, черновик, червяк; болото, больница, болеть; белая, белила, белка; каток, Катя, катит; перо, первый, перьевая; молодой, молоко, молодёжь).
Инструкция: Перед вами стикеры со словами. Внимательно прочитайте слова. Удалите лишнее слово из группы родственных.
2-й этап –развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов
На этом этапе используется наборное полотно в виде гусеницы «Образованная гусеница» и фишки со словами. Большое количество фишек помогает максимально разнообразить речевой материал на каждом занятии.
Задание «Образованная гусеница»
Цель: формирование умения отбирать родственные слова из группы слов.
Оборудование: наборное полотно «Образованная гусеница» с набором карточек
Инструкция: Отберите слова, которые можно назвать общим словом «родственные» и прикрепите к сегментам гусеницы.
Разнообразить работу по отбору родственных слов можно, используя альбом «Картинная галерея родственных слов». Альбом создаётся заранее. Учащиеся с удовольствием изображают родственные слова самостоятельно или с помощью родителей.
Задание «Картинная галерея»
Цель: формирование умения отбирать из рисунков те, на которых изображены родственные слова
Оборудование: Альбом «Картинная галерея родственных слов».
Инструкция: Для выставки «Родственные слова» необходимо отобрать рисунки. Среди рисунков есть изображения, которые подходят друг к другу. Отберите группу рисунков с изображением родственных слов.
3-й этап – развитие умения подбирать родственные слова
Интерес учащихся младшего школьного возраста к настольным играм позволяет разнообразить задания по подбору родственных слов через использование игрального кубика, на гранях которого написаны слова. Элемент соревнования, который присутствует при выполнении задания «Кто больше?» стимулирует интерес к работе по подбору родственных слов.
Задание «Кто больше?»
Цель: формирование умения подбирать родственные слова, сравнивать и анализировать.
Оборудование: кубик со словами на гранях.
Инструкция: Устроим соревнование! На гранях кубика написаны слова. Подбросьте кубик. Подберите родственные слова к слову, которое выпало. Кто придумал больше слов?
4-й этап – развитие умения находить в словах общую морфему (окончание, корень, приставку, суффикс)
На этом этапе работы используются пазлы с суффиксами, приставками, окончаниями, корнями. Благодаря пазлам происходит визуализация слова, его составных частей. Это позволяет учащимся лучше понять, как образуются слова.
Задание «Одинаковые части»
Цель: формирование умения находить в словах общую морфему (окончание, корень, приставку, суффикс).
Оборудование: пазлы с частями слова.
Инструкция: Прочитайте слова, собранные из пазлов. Это разные по значению слова, но у них есть одинаковые части. Назовите одинаковые части.