Автор использует арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития для создания психологического пространства, повышения у них коммуникативных навыков и приобретения нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества.
Елена ПЕТЛИЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 9 г. Слонима»,
Гродненская область
Примеры сценариев:
Современное специальное образование ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка и особой роли арт-технологий в этом ученым и педагогам-практикам известно уже довольно давно.
Я использую арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития для создания психологического пространства, повышения у них коммуникативных навыков и приобретения нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества. Эти технологии дают возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.). Убедилась, что в ходе использования в работе арт-технологии устанавливается хороший эмоциональный контакт с детьми, создана атмосфера психологической безопасности, необходимая для свободы самовыражения. Улучшается динамика в обогащении словарного запаса детей, связной речи.
С помощью арт-технологий решаю следующие задачи:
– коррекционные: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
– диагностические: это корректный способ лучше узнать интересы, ценности ребенка, увидеть его внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие;
– развивающие: обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения;
– психотерапевтические: «лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности;
– воспитательные: дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Направления использования арт-технологий в работе с детьми:
– визуальные арт-технологии: рисунок, лепка – для детей 3–5 лет,
– коллажирование –5–7 лет;
– песочная и музыкальная арт-технология – 3–7 лет;
– драма-технология – 5–7 лет;
– сказочная арт-технология – 3–7 лет.
Одним из наиболее распространенных и активно использующихся видов в коррекционной работе является сказочная арт-технология. Сказка помогает работать с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Она является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля этих знаний.
В системе коррекционных занятий по развитию связной речи сказка помогает:
– в формировании коммуникативной направленности речевых высказываний, т.е. в развитии у детей навыков речевого общения;
– совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
– развитие просодической стороны речи;
– развитие диалогической и монологической речи;
– приобщение детей к истокам народной культуры.
Занятия по сказкам строю по алгоритму: слушаем – рассказываем – проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаю детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Беседу по содержанию сказок провожу в вопросно-ответной форме; вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного ряда и действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования.
В качестве вспомогательного средства при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи использую моделирование. Пересказ сопровождаю различного рода наглядным и игровым материалом.
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
С детьми старшего дошкольного возраста использую придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Работу над сказкой использую вариативно: чтение сказки, разбор содержания сказки, выкладывание звукоподражаний картинками-символами по методике Ткаченко, выкладывание изображения шнуром по сказке «Колобок», конструирование из счётных палочек по сказке «Курочка Ряба» и «Репка», определение количества слогов в словах – «Слоговой теремок», самостоятельное сочинение сказки, игры-инсценировки.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи для разных возрастов с разным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Примеры использования арт-технологий
I Коллаж «Дельфин»
II Картинный материал к лексическим темам по составлению описательных рассказов и пересказов (для детей с ОНР).
III Конспект занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В.Сутеева «Под грибом» (старший возраст) http://konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-vyrazitelnosti-svyaznogo-vyskazyvaniya-na-osnove-skazki-v-suteeva-pod-gribom-starshij-vozrast-ispolzovanie-art-tehnologij-v-rabote-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-detej-d
IV Конспект занятия «В гостях у бобров» http://konspekt-zanyatiya-v-gostyah-u-bobrov-ispolzovanie-art-tehnologij-v-rabote-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi
I Коллаж «Дельфин»
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.
Дети: Это коллаж.
Учитель-дефектолог: Что можно сделать с помощью этого коллажа?
Дети: Рассказать о дельфине.
Дети устанавливают ассоциативные связи.
Учитель-дефектолог: Что общего у кита и у дельфина?
Дети: Это морские животные.
Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях.
Учитель-дефектолог совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.
II Картинный материал к лексическим темам по составлению описательных рассказов и пересказов (для детей с ОНР).
Рассказ о березе
Это береза. У нее белый тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза – это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из березовой коры делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Так береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Рассказ «Как изготовляют мебель»
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера-краснодеревщики. Они выпилили части, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Постелям очень захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд) (Красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи и (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Рассказ о пчеле
Это пчела. Пчела – насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед очень вкусный и полезный.