Теоретическая часть материала: http://ispolzovanie-art-tehnologij-v-rabote-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi
Елена ПЕТЛИЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 9 г. Слонима»,
Гродненская область
Задачи:
обучающие:
– формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа, умение распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов и самостоятельно;
– формировать эмоциональную лексику;
– отрабатывать дикцию;
– развивать речевую интонационную выразительность;
– развивать мимику, жесты, пантомиму;
– обучать театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.
коррекционные:
– развивать произвольное и слуховое внимание;
– развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
– развивать общую и мелкую моторику;
воспитательные:
– воспитывать у детей дружбу; чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!».
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр м/фильма В.Сутеева «Под грибом».
Ход занятия
Организационный момент. Приглашение в царство грибов
Учитель-дефектолог: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебную чистоговорку.
Дети:
Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве.
Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т.Попатенко, М.Пляцковский «Грибы»)
Учитель-дефектолог: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.
Дети:
Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.
Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали»
Дети:
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 – малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.
Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.
Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики
(Дети надевают шапочки-маски.)
Учитель-дефектолог: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)
Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)
Учитель-дефектолог: Ребята, а как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?
Дети: «Под грибом».
Учитель-дефектолог: Кто главные действующие лица сказки?
Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка
Учитель-дефектолог: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?
Дети: Муравей попал под сильный дождь.
Учитель-дефектолог: Кто попросился к муравью под грибок?
Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц
Учитель-дефектолог: Что произошло с зайцем?
Дети: За зайцем гналась лиса.
Учитель-дефектолог: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?
Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.
Учитель-дефектолог: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.
Учитель-дефектолог: Что помогло героям сказки?
Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки»
Учитель-дефектолог: Ребята, назовите наших героев ласково.
Дети:
Муравей – муравьишко.
Воробей – воробьишко.
Мышь – мышка.
Заяц – зайчик, зайчишка.
Лиса – лисичка, лисонька.
Учитель-дефектолог: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.
Дети:
Сильный – слабый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Спрятаться – выглянуть.
Потесниться – расступиться.
Намокли – высохли.
Отдохнуть – устать.
Прибежать – убежать.
Ускакать – прискакать.
Тесно – свободно.
Поближе – подальше.
Огромный гриб – большой гриб.
Крохотный гриб – маленький гриб.
Глядеть – смотреть.
Идти – шагать.
Спешить – торопиться.
Искать – собирать.
Выдергивать – вырывать.
Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»
(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)
Дети:
– Муравей первый спрятался под грибом.
– Второй спряталась под грибом бабочка.
– Третьей спряталась под грибом мышка.
– Четвертым спрятался под грибом воробей.
– Пятым спрятался под грибом заяц.
– Шестой пришла лиса.
– Лягушонок был седьмым.
Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи»
Учитель-дефектолог: Ребята, закончите предложение и покажите это эмоциями, мимикой и жестами.
Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).
Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).
Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).
Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).
Заяц: Спрячьте, – кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!
Лиса: Зайца не видали?
Лягушка: Эх, вы! А гриб то… (вырос)!
Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь»
Учитель-дефектолог: Однажды в лесу начался дождь.
Дети:
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!
Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом»
Учитель-дефектолог: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…
Итог занятия
Учитель-дефектолог: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии? (Ответы детей)