Пути решения проблемы истощения минерально-сырьевых ресурсов. Урок географии в 11-м классе

- 10:07II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка

 

Татьяна ПЕКАРЬ,
учитель географии   
ГУО «Средняя школа № 2 г. Щучина»,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель:

предполагается, что к концу урока учащиеся

– будут знать возможные пути решения проблемы истощения минерально-сырьевых ресурсов;
– будут определять возможные пути решения проблемы истощения минерально-сырьевых ресурсов;
– будут приводить примеры рационального использования минерально-сырьевых ресурсов в регионах и странах мира.

Задачи:

– содействие формированию понимания проблемы истощения минеральносырьевых ресурсов, поиска возможных путей ее решения; закрепить навык расчета ресурсообеспеченности; обеспечить системность и прочность знаний учащихся по теме;
– содействие формированию умения объяснять причинно-следственные связи, строить ответ в соответствии с географической терминологией (развитие коммуникативных компетенций) и анализировать свою учебную деятельность;
– воспитание понимания необходимости бережного отношения к природе, экологической культуры (культуры потребления), личностного вклада в стратегию устойчивого развития страны;
– совершенствование навыков работы в группе, коллективе, владения различными социальными ролями (развитие коммуникативных компетенций); освоение учащимися представления картины мира (развитие общекультурных компетенций), понимания личной значимости проблемного поля урока.

Факторы здоровьесбережения на уроке: смена форм и методов деятельности, положительный психоэмоциональный фон на уроке, физкультминутка.

Тип урока: комбинированный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, проблемный и частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «География, 11 класс» под редакцией А.Н.Витченко, Е.А.Антиповой, О.Н.Гузовой, атлас, мультимедийная презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), раздаточный материал (Приложения 3, 4, 5).

 

Ход урока

Этап урока, цели этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

1 Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию успеха, условия для продуктивного взаимодействия на уроке.

Учитель приветствует учащихся, создает ситуацию успеха и условия для активного взаимодействия учащихся в течение всего урока.

Учащиеся эмоционально настраиваются на работу.

Доброжелательная настроенность класса и учителя на урок, организация внимания обучающихся.

2 Проверка домашнего задания
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания

всеми учащимися; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в
знаниях.

Предлагает учащимся:
1) проверку домашнего задания используя прием «Медиаазбука» (Приложение 1). (Фронтальная работа с классом).

Индивидуально отвечают на вопросы педагога.

Правильно и осознано справятся с заданием, коррекция ошибок.

3 Мотивация и целеполагание
Цель: обеспечить заинтересованность учащихся к будущей деятельности, обозначить цели и задачи на урок, создать условия для прочного усвоения материала, сформировать познавательный интерес к теме урока.

Используя прием «Цитата в лицах», учитель организует мотивацию учебной деятельности.
Один из самых известных популяризаторов экологических знаний ХХ века Николай Федорович Реймс писал: «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живем на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной». Как выдумаете, о чем писал знаменитый эколог?
Проблема истощения минеральносырьевых ресурсов – это ещё одна глобальная проблема современного человечества, с которой мы продолжим знакомиться на уроке.
Приём «Закончи предложение». Учитель просит учащихся лаконично закончить три предложения:
Минерально-сырьевые ресурсы – важная составляющая часть хозяйственной деятельности человека, потому что…
В настоящее время потребление ресурсов растет, потому что….
Меня эта проблема касается, потому что…

Предлагаю учащимся сформировать цели и задачи на урок.

Отвечают на вопросы, формулируют собственные цели на урок.

Познавательная готовность класса к восприятию знаний (мотивация), совместное целеполагание.

4 Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся.

Предлагаю обучающимся дополнить недостающими словами таблицу «Ресурсы по видам исчерпаемости», используя «Облако слов».

Выполняют задания в рабочих листах (Приложение 3), используя для заполнения таблицы «Ресурсы по видам исчерпаемости» облако слов (взаимопроверка и сверка с образцом).

Актуализируют знания для успешного входа в тему урока.

5 Операционно-познавательный этап
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях,

основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах;
добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения
систематизации новых знаний, усвоения путей, способов, средств, которые
привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний
вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Итак, тема урока ясна. Ваши цели на урок сформулированы. Тогда в путь.
Обратимся к учебному пособию параграф 21 с. 168. Вы знаете, что численность населения Земли растет, значит, количество ресурсов, потребляемых им должно увеличиваться. И ни для кого не секрет, что важнейшими ресурсами являются топливные ресурсы.
Давайте обратимся к рис. 151 на стр.169.:
1) Как он называется?
2) Какая общая динамика прослеживается?
3) Динамика потребления какого вида топлива увеличилась незначительно? Почему?
4) Динамика потребления какого вида топлива увеличилась значительно? Почему?
Да, вы правы, по оценкам специалистов, нефти нам хватит на 30 лет. Природного газа на 50, а угля на 200.
А какое минеральное сырье является визитной карточкой нашей страны? Правильно, калийная соль.
Давайте решим задачу и посчитаем, на сколько лет хватит этих ресурсов.
По запасам и добыче калийных солей РБ входит в тройку лидеров. Разведаны три месторождения: Старобинское, Октябрьское и Петриковское. Общий запас – 7 млрд.т, а объем добычи составляет 40 млн.т. руды. Рассчитайте общую и удельную ресурсообеспеченность РБ калийными солями, если численность населения составила 9 349 645 человек.
Р = Запасы: Добыча = 7млрд.т: 40 млн.т = 175 лет

РУ= Запасы: ЧН = 7 млрд.: 9 349 645= 748, 7 кг на душу населения.
А сейчас поработаем с картографической информацией, поскольку карта – это второй язык географии. Используя рис. 152–154, на с. 170–172, запишите страны – лидеры по потреблению нефти, газа, угля и железной руды.

Проверяем. (Показывают на карте страны).
Рассмотрите внимательно картосхемы, ответьте на вопросы:
– в каких регионах мира значительно потребление МСР?
– в каких странах по экономическому развитию (развитых или развивающихся) больший процент потребления минерального сырья?
Прием «Проблемный вопрос».
– Вам известно о двух крупных нефтеперерабатывающих заводах в РБ
(в Новополоцке и Мозыре). С какими проблемами, на ваш взгляд, они сталкиваются?
Просмотр видеофрагмента.
Предлагаю учащимся (через парную работу) составить кроссенс (Приложение 2. ) на тему «интенсивный» и «экстенсивное» природопользование, обратив внимание на приоритеты интенсивного пути.

Закрепляем интерактивным упражнением.
https://learningapps.org/watch?v=pi3ekq6qc23

Организует парную работу при помощи приема «Фишбоун» (Приложение 4. ), по актуализации причин истощения МСР и поиска путей решения проблемы.



Для установления причинно-следственных связей предлагаю групповую работу с приемом «Квадрат Декарта» (Приложение 5).








Анализируют график на стр.169.















 

 

 

 

Рассчитывают ресурсообеспеченность.












 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с картографическим материалом.
Выходят к доске, называют и показывают страны.








Отвечают на вопросы.














Составляют из предложенных изображений и объясняют кроссенс (парная работа).


Выполняют интерактивное задание.

Познакомившись с текстом параграфа 21, на верхние косточки выписывают причины, которые привели к возникновению данной проблемы, на нижних – пути решения проблемы, отмечая собственную роль в решении данной проблемы. Ученики в парах обмениваются полученной информацией, обсуждают и анализируют ее. Представляют свой продукт у доски.
Работают в группах (4 учащихся), используя раздаточный материал, далее пара учащихся презентует результат своего анализа.

Поэтапно решат задачи урока, через задания, предложенные педагогом.
Развитие внимания, умения выражать и аргументировать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основе текстовой, картографической информации.

6 Контрольно-оценочный этап
Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание

новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы.

Используя прием «Да-Нет», организует контроль усвоения материала урока с последующей коррекцией.
Учащиеся выполняют задание, делается проверка, коррекция неверных ответов.
Учитель выставляет и комментирует отметки за урок.

Выполняют задание, проводят проверку по образцу.

Осмысление учащимися собственного уровня усвоения материала урока и результатов выполнения целей урока.

7 Информация о домашнем задании
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Задает дифференцированное домашнее задание.
Параграф 21,
7–8 баллов: № 1 с. 175 (опишите, что в вашем доме соответствует стратегии ресурсосбережения);
9–10 баллов: составить мини-проект достижения одной из целей в области устойчивого развития «Переход к рациональной модели потребления и производства» по плану:
1. Почему необходимо осуществить переход?
2. Какие модели потребления и производства наиболее эффективные?
3. Чем я могу помочь как потребитель?

Учащиеся слушают домашнее задание, его объяснение, задают по необходимости учителю уточняющие вопросы, записывают задание в дневник.

Осознанный выбор домашнего задания, его содержания и сложности.

8 Рефлексия
Цель: содействовать развитию способности к рефлексии результативности своей деятельности на уроке и уровня усвоения учебного материала.

Прием «Хештег» (учащиеся составляют «хештег» к словосочетанию «истощение минерально-сырьевых ресурсов»).
Предлагает вернуться к незаконченным предложениям, завершения которых были даны учащимися в начале урока, и выполнить это задание снова, применив знания, полученные на уроке.

Отвечают на вопросы рефлексивных приемов.

Рефлексируют результативность своей деятельности на уроке и уровень усвоения учебного материала.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий