Групповое коррекционное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы (5–6 лет)

- 12:01КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе использования знаний о традициях и достопримечательностях малой родины (праздник «Ивьевский помидор»).

 

Антонина РУСАКОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Ивье»,
Гродненская область

 

 

Тема: Овощи. 

Программные задачи:

– формировать представления детей о Родине, малой родине, её достопримечательностях;
– закреплять умение согласовывать существительные с числительными; образовывать существительные с суффиксами -чик-, -ищ-; относительные прилагательные;
– развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением, мышцы дыхательного аппарата, зрительное и тактильное восприятие, память, внимание, мышление;
– развивать связную речь (умение составлять описательный рассказ с опорой на схему, составлять рассказ с опорой на мнемодорожки);
– воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, любовь к ней.

 

Материалы и оборудование: изображение княгини Евы, фотографии праздника «Ивьевский помидор», картинка с изображением символа праздника «Ивьевский помидор», корзинка, предметные картинки с изображением помидора, разрезные картинки, мнемотаблица «Овощи», сюжетный ряд «Выращиваем помидоры», картинно-графические схемы предложений «Ивьевский помидор», ЭОР «Скажи, из чего, какой?», «чудесный мешочек» с овощами, воздушные шары.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Педагог. Ребята! Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.

 

Основной этап:

Педагог. Как вы думаете, что такое Родина? (Страна, в которой мы живем, Беларусь)

А вы знаете, что такое малая родина? (ответы детей)
Малая родина – это тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш дом.
Как называется город нашей малой родины? (Ивье)
А хотите узнать, чем славится наша малая родина?
А поможет нам в этом хранительница традиций Ивьевщины – княгиня Ева.

Педагог. Ребята, я хочу, чтобы вы попали со мной на праздник, который празднуют только в нашем городе и больше нигде в Беларуси. Хочу, чтобы вы догадались, как он называется. А поможет вам моя подсказка.

На доску выставляется картинка-подсказка.

Педагог. Внимательно посмотрите на фотографию и скажите, с какого она праздника? (праздник «Ивьевский помидор»).

А это символ праздника «Ивьевский помидор». (На доске выставляется картинка).

Педагог. Ивьевские помидоры известны за пределами района. Они имеют неповторимый вкус. Помидоры с таким вкусом могут быть выращены только людьми, которые любят свою родную землю и умеют на ней трудиться.

Ребята! А сейчас я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника. Вы согласны?

 

Составление рассказа-описания

Педагог. Поскольку это праздник помидора, предлагаю взять его с собой, сложив в корзинку.

Но сначала вспомним, какой он, герой нашего праздника?

А поможет нам вот такая схема.

На доску помещается мнемотаблица «Овощи».

 

Скажите, что это? (Помидор)
Это овощ или фрукт? (Овощ)
Где растет? (На грядке, в теплице)
Какой на вкус? (Сладкий, кислый, кисло-сладкий)
Какой снаружи, какой внутри? (Снаружи гладкий, твердый или мягкий, а внутри у помидора есть семена)
Какого цвета? (Красный, зеленый, желтый, черный)
Какой формы? (Круглый, овальный)
Какой на ощупь? (Мягкий, твердый, гладкий)
Что можно из него приготовить? (Сок, соус, кетчуп)

 

Педагог. Послушайте, как я расскажу вам о своем помидоре:

– Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде. Мой помидор на вкус сладкий, сочный. Снаружи помидор гладкий, а внутри у него семена. Помидор красный, круглый, мягкий. Из него можно приготовить салат, сок, соус.

Педагог. Ребята! А сейчас подойдите к столу и выберите любую понравившуюся вам картинку с изображением помидора.

 

Рассмотрите выбранный вами помидор и попробуйте рассказать о нем по схеме. (Описав помидор с опорой на схему, дети кладут его в корзинку).

Педагог. Вот какая замечательная подарочная корзина у нас получилась! Возьмем её и отправимся на праздник.

 

Физкультминутка

Дети повторяют движения и текст физкультминутки за педагогом:

По дорожке шли, шли, (шагают в такт стихотворения)
Помидоров много мы нашли, (разводят руки в стороны)
Присели, собрали и дальше пошли. (приседают)
По дорожке, по дорожке (прыгают на левой ноге)
Прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке (прыгают на правой ноге)
Прыгаем на правой ножке.

По дорожке мы пойдем (шагают в такт стихотворения)
И на праздник попадем! (поднимают руки вверх).

Педагог. Вот мы и на празднике!

 

Игра «Собери картинку»

На столе лежат разрезные картинки с изображением помидоров.

Педагог. Ребята, посмотрите: все помидоры рассыпались, помогите хозяевам подворья собрать их.

 

(Дети складывают разрезные картинки).

Педагог. Спасибо, ребята, вы отлично постарались!

 

Игра «Запутанная история»

Педагог. А вы знаете, как выращивают помидоры?

Княгиня Ева демонстрирует картинки с изображением теплиц на экране моноблока.

Педагог. Посмотрите на эти картинки и скажите, что вы видите.

Сейчас и мы попробуем стать овощеводами и вырастить помидоры.

Княгиня Ева раздает каждому по одной картинке из серии, а первую картинку помещает на доску: «Сначала нужно посадить маленький росточек помидора». Предлагает детям продолжить сюжетный ряд. Дети решают, кто из них должен подойти следующим к доске, прикрепить картинку и рассказать, что будет делать вместе с девочкой.

 

Игровое задание «Чудесный мешочек»

Педагог. А вот и еще один аттракцион! У меня есть «чудесный» мешочек, в нем лежат разные овощи, но вы должны достать только главных героев праздника.

(Дети по очереди достают из мешочка с овощами помидоры).

Посмотрите внимательно на помидоры, которые вы достали. Все ли они одинаковые по размеру? (Нет, есть маленькие и большие).

Маленькие помидоры мы как назовем ласково? (Помидорчики).

А как можно назвать большой помидор? (Помидорище).

Молодцы, ребята! Как же весело с вами на празднике!

 

Упражнение «Посчитай помидоры»

Педагог. А сможете ли вы сейчас сосчитать помидоры? (Дети по очереди считают помидоры: один помидор, два помидора и т.д.).

 

Дыхательная гимнастика «Сеньор Помидор»

Педагог. Княгиня Ева предлагает немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику. (Дети сильно надувают щеки, пытаясь выдохнуть воздух. При этом губы сомкнуты, а нос зажат пальцами. Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц губ).

Педагог. Ребята! Смотрите, какой большой бутерброд приготовили на празднике. (Дети вместе с педагогом рассматривают фотографию) (https://www.ivyenews.by/novosti/obshchestvo/17973-ty-ne-ovoshch-ty-zvezda-na-naberezhnoj-goroda-prokhodit-brendovyj-prazdnik-ne-imeyushchij-analogov-v-belarusi-ivevskij-pomidor-dopolnyaetsya.html)

 

Педагог. Приготовим и мы какое-нибудь угощение из помидоров.

Обратите внимание, из помидора мы приготовим томатный сок.

 

ЭОР «Скажи, из чего, какой?»

(Дети по очереди открывают картинку на моноблоке и называют, что можем приготовить из помидора («Я приготовлю из помидора томатный сок» и т. д.)

Педагог. Вы замечательно справились, ребята! Гости будут рады угощениям.

 

Упражнение «Составь рассказ»

Педагог. На каждом празднике много разных игр, аттракционов. Я тоже приготовила для вас «заколдованные» картинки. Рассмотрите их и скажите, что означает каждый символ на них.

Попробуем «расколдовать» картинки и посмотреть, что у нас получится?

(Княгиня Ева предлагает детям рассмотреть мнемодорожки на доске, вспомнить, что означает каждый символ на них. А затем ответить на её вопросы, используя в ответах мнемодорожки).

 

Вопросы:

Какой праздник проходил в городе Ивье?
В каких костюмах шли участники на праздник?
Чем угощали на празднике гостей?
Кто выступал на сцене?
Что закатали гости?
Что запустили в небо в конце праздника?

Ответы:

В городе Ивье проходил праздник «Ивьевский помидор».
Участники шли на праздник в ярких, красочных костюмах.
На празднике гостей угощали бутербродом из помидоров.
На сцене выступали артисты.
Гости закатали первую банку помидоров.
В конце праздника запустили в небо воздушный помидор.

Педагог. Ребята, что у нас с вами получилось? (Ответы детей). Рассказ о празднике.

 

Итог занятия

Педагог.  Город Ивье – это наша малая родина, самое родное место на земле. Сегодня мы увидели, каким красивым и праздничным может быть наш город. Именно жители делают его таким. Пока вы ходите в детский сад, вам еще предстоит делать добрые дела. Сейчас же вам нужно гордиться и любить свой город и его традиции.

Княгиня Ева дарит детям красные воздушные шары на память.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий