В материале представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе использования знаний о традициях и достопримечательностях малой родины (праздник «Ивьевский помидор»).
Антонина РУСАКОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Ивье»,
Гродненская область
Тема: Овощи.
Программные задачи:
– формировать представления детей о Родине, малой родине, её достопримечательностях;
– закреплять умение согласовывать существительные с числительными; образовывать существительные с суффиксами -чик-, -ищ-; относительные прилагательные;
– развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением, мышцы дыхательного аппарата, зрительное и тактильное восприятие, память, внимание, мышление;
– развивать связную речь (умение составлять описательный рассказ с опорой на схему, составлять рассказ с опорой на мнемодорожки);
– воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, любовь к ней.
Материалы и оборудование: изображение княгини Евы, фотографии праздника «Ивьевский помидор», картинка с изображением символа праздника «Ивьевский помидор», корзинка, предметные картинки с изображением помидора, разрезные картинки, мнемотаблица «Овощи», сюжетный ряд «Выращиваем помидоры», картинно-графические схемы предложений «Ивьевский помидор», ЭОР «Скажи, из чего, какой?», «чудесный мешочек» с овощами, воздушные шары.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог. Ребята! Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.
Основной этап:
Педагог. Как вы думаете, что такое Родина? (Страна, в которой мы живем, Беларусь)
А вы знаете, что такое малая родина? (ответы детей)
Малая родина – это тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш дом.
Как называется город нашей малой родины? (Ивье)
А хотите узнать, чем славится наша малая родина?
А поможет нам в этом хранительница традиций Ивьевщины – княгиня Ева.
Педагог. Ребята, я хочу, чтобы вы попали со мной на праздник, который празднуют только в нашем городе и больше нигде в Беларуси. Хочу, чтобы вы догадались, как он называется. А поможет вам моя подсказка.
На доску выставляется картинка-подсказка.
Педагог. Внимательно посмотрите на фотографию и скажите, с какого она праздника? (праздник «Ивьевский помидор»).
А это символ праздника «Ивьевский помидор». (На доске выставляется картинка).
Педагог. Ивьевские помидоры известны за пределами района. Они имеют неповторимый вкус. Помидоры с таким вкусом могут быть выращены только людьми, которые любят свою родную землю и умеют на ней трудиться.
Ребята! А сейчас я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника. Вы согласны?
Составление рассказа-описания
Педагог. Поскольку это праздник помидора, предлагаю взять его с собой, сложив в корзинку.
Но сначала вспомним, какой он, герой нашего праздника?
А поможет нам вот такая схема.
На доску помещается мнемотаблица «Овощи».
Скажите, что это? (Помидор)
Это овощ или фрукт? (Овощ)
Где растет? (На грядке, в теплице)
Какой на вкус? (Сладкий, кислый, кисло-сладкий)
Какой снаружи, какой внутри? (Снаружи гладкий, твердый или мягкий, а внутри у помидора есть семена)
Какого цвета? (Красный, зеленый, желтый, черный)
Какой формы? (Круглый, овальный)
Какой на ощупь? (Мягкий, твердый, гладкий)
Что можно из него приготовить? (Сок, соус, кетчуп)
Педагог. Послушайте, как я расскажу вам о своем помидоре:
– Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде. Мой помидор на вкус сладкий, сочный. Снаружи помидор гладкий, а внутри у него семена. Помидор красный, круглый, мягкий. Из него можно приготовить салат, сок, соус.
Педагог. Ребята! А сейчас подойдите к столу и выберите любую понравившуюся вам картинку с изображением помидора.
Рассмотрите выбранный вами помидор и попробуйте рассказать о нем по схеме. (Описав помидор с опорой на схему, дети кладут его в корзинку).
Педагог. Вот какая замечательная подарочная корзина у нас получилась! Возьмем её и отправимся на праздник.
Физкультминутка
Дети повторяют движения и текст физкультминутки за педагогом:
По дорожке шли, шли, (шагают в такт стихотворения)
Помидоров много мы нашли, (разводят руки в стороны)
Присели, собрали и дальше пошли. (приседают)
По дорожке, по дорожке (прыгают на левой ноге)
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке (прыгают на правой ноге)
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке мы пойдем (шагают в такт стихотворения)
И на праздник попадем! (поднимают руки вверх).
Педагог. Вот мы и на празднике!
Игра «Собери картинку»
На столе лежат разрезные картинки с изображением помидоров.
Педагог. Ребята, посмотрите: все помидоры рассыпались, помогите хозяевам подворья собрать их.
(Дети складывают разрезные картинки).
Педагог. Спасибо, ребята, вы отлично постарались!
Игра «Запутанная история»
Педагог. А вы знаете, как выращивают помидоры?
Княгиня Ева демонстрирует картинки с изображением теплиц на экране моноблока.
Педагог. Посмотрите на эти картинки и скажите, что вы видите.
Сейчас и мы попробуем стать овощеводами и вырастить помидоры.
Княгиня Ева раздает каждому по одной картинке из серии, а первую картинку помещает на доску: «Сначала нужно посадить маленький росточек помидора». Предлагает детям продолжить сюжетный ряд. Дети решают, кто из них должен подойти следующим к доске, прикрепить картинку и рассказать, что будет делать вместе с девочкой.
Игровое задание «Чудесный мешочек»
Педагог. А вот и еще один аттракцион! У меня есть «чудесный» мешочек, в нем лежат разные овощи, но вы должны достать только главных героев праздника.
(Дети по очереди достают из мешочка с овощами помидоры).
Посмотрите внимательно на помидоры, которые вы достали. Все ли они одинаковые по размеру? (Нет, есть маленькие и большие).
Маленькие помидоры мы как назовем ласково? (Помидорчики).
А как можно назвать большой помидор? (Помидорище).
Молодцы, ребята! Как же весело с вами на празднике!
Упражнение «Посчитай помидоры»
Педагог. А сможете ли вы сейчас сосчитать помидоры? (Дети по очереди считают помидоры: один помидор, два помидора и т.д.).
Дыхательная гимнастика «Сеньор Помидор»
Педагог. Княгиня Ева предлагает немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику. (Дети сильно надувают щеки, пытаясь выдохнуть воздух. При этом губы сомкнуты, а нос зажат пальцами. Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц губ).
Педагог. Ребята! Смотрите, какой большой бутерброд приготовили на празднике. (Дети вместе с педагогом рассматривают фотографию) (https://www.ivyenews.by/novosti/obshchestvo/17973-ty-ne-ovoshch-ty-zvezda-na-naberezhnoj-goroda-prokhodit-brendovyj-prazdnik-ne-imeyushchij-analogov-v-belarusi-ivevskij-pomidor-dopolnyaetsya.html)
Педагог. Приготовим и мы какое-нибудь угощение из помидоров.
Обратите внимание, из помидора мы приготовим томатный сок.
ЭОР «Скажи, из чего, какой?»
(Дети по очереди открывают картинку на моноблоке и называют, что можем приготовить из помидора («Я приготовлю из помидора томатный сок» и т. д.)
Педагог. Вы замечательно справились, ребята! Гости будут рады угощениям.
Упражнение «Составь рассказ»
Педагог. На каждом празднике много разных игр, аттракционов. Я тоже приготовила для вас «заколдованные» картинки. Рассмотрите их и скажите, что означает каждый символ на них.
Попробуем «расколдовать» картинки и посмотреть, что у нас получится?
(Княгиня Ева предлагает детям рассмотреть мнемодорожки на доске, вспомнить, что означает каждый символ на них. А затем ответить на её вопросы, используя в ответах мнемодорожки).
Вопросы:
Какой праздник проходил в городе Ивье?
В каких костюмах шли участники на праздник?
Чем угощали на празднике гостей?
Кто выступал на сцене?
Что закатали гости?
Что запустили в небо в конце праздника?
Ответы:
В городе Ивье проходил праздник «Ивьевский помидор».
Участники шли на праздник в ярких, красочных костюмах.
На празднике гостей угощали бутербродом из помидоров.
На сцене выступали артисты.
Гости закатали первую банку помидоров.
В конце праздника запустили в небо воздушный помидор.
Педагог. Ребята, что у нас с вами получилось? (Ответы детей). Рассказ о празднике.
Итог занятия
Педагог. Город Ивье – это наша малая родина, самое родное место на земле. Сегодня мы увидели, каким красивым и праздничным может быть наш город. Именно жители делают его таким. Пока вы ходите в детский сад, вам еще предстоит делать добрые дела. Сейчас же вам нужно гордиться и любить свой город и его традиции.
Княгиня Ева дарит детям красные воздушные шары на память.