Цель урока – познакомить учащихся с приёмами различения приставки и предлога, научить употреблять приставки и предлоги, объяснить их слитное и раздельное написание.
Людмила ЯРМОШ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область
Тема: Приставка и предлог, их различение.
Цели:
– познакомить с приёмами различения приставки и предлога, научить употреблять приставки и предлоги, объяснять их слитное и раздельное написание;
– развивать речь, память, орфографическую зоркость;
– воспитывать ответственное отношение к учёбе.
Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч. 2), карточки для индивидуальной работы, толковые словари, изображение цапли, карточки-опоры, карточки-тесты, карточки с пословицами и фразеологизмами, компьютер.
Ход урока
1 Организационный момент
Создание эмоционального настроя на работу
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Мотивация
– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
– А если нельзя всё знать, может, не стоит и учиться?
– Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что-то новое и закреплять изученное. Девиз урока: «Узнавай новое. Пиши без ошибок» (на доске).
Проверка готовности к уроку
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли начать ты урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2 Проверка домашнего задания
Индивидуальное задание на карточке
– Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни предлоги.
На дв..ре была непогода. Дож..ь стуч..л по крышам, тр..пал лист..я в с..ду. Вр..менами он ст..хал и ун..сил в тёмную глубину ночи.
Оценивание работ на карточках. (4–5 учащихся)
3 Актуализация знаний и умений учащихся
Чистописание
Задание на доске:
С с с//с//с// ссс сл ск спр
сл..тел ск..тился сб..жал
– Вставить пропущенные буквы. Обозначить в словах приставки.
Орфографическая разминка
– Прочитайте. О чём говорится в четверостишии? (На доске)
С гнёзд замахали крикливые цапли,
С листьев скатились последние капли.
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.
(А.Фет)
– Цапли – это кто? Расскажите, что вам известно про эту птицу (изображение цапли).
– Как вы понимаете выражение «Солнце опрокинуло лес»? (Работа со словарём).
– Назовите слова с орфограммой на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, на правописание парных согласных.
– Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Докажите.
– Спишите первые две строчки. Приставки выделите. Предлоги подчеркните.
– Назовите слова с приставками.
– Назовите предлоги.
– Как отличить приставку от предлога?
4 Изучение новой темы
Сообщение темы и постановка цели урока
– О чём пойдёт речь на уроке?
– Назовите тему урока. Сформулируйте цель нашего урока.
Работа с текстом на индивидуальных карточках
– Прочитайте текст.
Весенним утром Витя вышел из … . Мальчик пошёл по … , перешёл через … и подошёл к … . Там он встретил своих друзей. Ребята постояли около … . Затем они вместе пошли на … . Через … часов мальчики возвратились домой.
– Догадались ли вы о том, что происходит в рассказе?
– Что помогло догадаться? (Предлоги)
– Можно ли назвать мальчиков друзьями? Почему вы так решили?
– Правильно. Настоящие друзья ждут друг друга, помогают друг другу, вместе им интересно. Дорожите дружбой!
– Добавьте недостающие по смыслу слова и прочитайте текст повторно.
– Выпишите из текста все предлоги. (1 учащийся работает у доски).
Проверка.
– Приведите свои примеры.
– Найдите в тексте однокоренные слова (вышел, пошёл, перешёл, подошёл).
– Назовите корень в этих словах. Корень очень интересный.
– Назовите приставки в этих словах. Выделите их.
– Продолжите ряд родственных слов, изменяя приставки.
– Сравните предлог и приставку.
– Как пишутся предлоги с другими словами?
– Как отличить предлог от приставки?
– Почему приставку нельзя писать отдельно от слова?
Работа с учебником
Работа над правилом (с. 130).
– Закончите предложение (на доске учитель вывешивает карточки-опоры):
Предлог – это … .
Приставка – это … .
Предлоги пишутся … .
Приставки пишутся … .
Между предлогом и словом … .
Приставка от слова … .
Предлог служит … .
Приставка служит … .
ПРЕДЛОГ |
ПРИСТАВКА |
часть речи |
часть слова |
раздельно |
слитно |
можно вставить другое слово |
не отделяется |
для связи слов в предложении |
для образования новых слов |
Физкультминутки
Физкультминутка для снятия статического напряжения под музыку.
Упражнения для глаз.
Работа над упр. 221 на с. 131 с комментированием по одной строке у доски.
– Прочитайте.
– Про что говорится в стихотворении?
– Почему улыбались во время чтения?
– Какие стихи С.Маршака вы ещё читали? Кому было интересно, возьмите книги С.Маршака и почитайте его произведения.
– Определите, где предлог, а где приставка. Докажите.
– Что будем делать в случае затруднений?
– В случае затруднений обращайтесь к таблице на доске или на с. 130.
5 Проверка понимания изученного
Работа с учебником
Устная работа над упр. 222 на с. 131 (работа в парах по два словосочетания).
Взаимопроверка. Взаимооценка. Выборочная проверка учителем.
– Что надо делать, если учащийся сомневается, приставка это или предлог? Научите товарища.
6 Закрепление изученного материала
Работа с учебником
Самостоятельная работа над упр. 223 на с. 132 (по вариантам):
– 1-й вариант работает с первым абзацем текста.
– 2-й вариант работает со вторым абзацем текста.
– Прочитайте отрывок из сказки. Как называется эта сказка?
Работа со словарём
– Пользуясь словарём, объясните значение слов очаг, холст, полено.
– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги вместе с именами существительными. Обозначьте в выделенных словах приставки.
(Высокомотивированным учащимся можно предложить задание: между предлогами и существительными вставить подходящие по смыслу имена прилагательные).
Проверка. Оценивание работ учащихся.
7 Тест на проверку степени усвоения темы урока
Разноуровневые задания на карточках
1-й уровень
– Прочитайте. Предлоги подчеркните. Обозначьте приставки в словах.
Колобок скатился с окошка, покатился по дорожке, докатился до леса.
2-й уровень
– Прочитайте. Предлоги подчеркните. Приставку соедините со словом и выделите.
За бежать, с крыши, в лес, от крыл, от дома, без воды, про шагал, по слушный, по дороге, по молчать.
3-й уровень
– Прочитайте группы слов. В каждой группе зачеркните лишнее слово. Напишите правильно. Допишите в каждую группу ещё одно слово (на выбор).
а) в углу, за кричать, от берега, у доски, …
б) про читали, с делать, под деревом, под земный, …
в) до рисует, за покупками, на столе, к бабушке, …
8 Домашнее задание
Учебник: с. 132, упр. 224.
– Прочитайте задание. Возникли ли у вас вопросы по его выполнению?
9 Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Как отличить приставку от предлога?
10 Рефлексия
– Прочитайте пословицы и фразеологизмы (на карточке). Выберите и прочитайте то, что для вас больше подходит.
1. Пошло дело на лад – и сам ему рад.
2. Всего вдруг не сделаешь.
3. Работал спустя рукава.
4. Работал засучив рукава.