Приставка и предлог, их различение. Урок русского языка в 3-м классе

- 9:19Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Цель урока – познакомить учащихся с приёмами различения приставки и предлога, научить употреблять приставки и предлоги, объяснить их слитное и раздельное написание.

Людмила ЯРМОШ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Тема: Приставка и предлог, их различение.

Цели:  

– познакомить с приёмами различения приставки и предлога, научить употреблять приставки и предлоги, объяснять их слитное и раздельное написание;
– развивать речь, память, орфографическую зоркость;
– воспитывать ответственное отношение к учёбе.

Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч. 2), карточки для индивидуальной работы, толковые словари, изображение цапли, карточки-опоры, карточки-тесты, карточки с пословицами и фразеологизмами, компьютер.

 

Ход урока

1 Организационный момент

Создание эмоционального настроя на работу

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!

Мотивация

– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?

– А если нельзя всё знать, может, не стоит и учиться?

– Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что-то новое и закреплять изученное. Девиз урока: «Узнавай новое. Пиши без ошибок» (на доске).

Проверка готовности к уроку

Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли начать ты урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

 

2 Проверка домашнего задания

Индивидуальное задание на карточке

– Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни предлоги.

На дв..ре была непогода. Дож..ь стуч..л по крышам, тр..пал лист..я в с..ду. Вр..менами он ст..хал и ун..сил в тёмную глубину ночи.

Оценивание работ на карточках.  (4–5 учащихся)

 

3 Актуализация знаний и умений учащихся

Чистописание

Задание на доске:  

С   с   с//с//с//   ссс   сл   ск   спр

сл..тел       ск..тился      сб..жал

– Вставить пропущенные буквы. Обозначить в словах приставки.

Орфографическая разминка

– Прочитайте. О чём говорится в четверостишии? (На доске)

С гнёзд замахали крикливые цапли,
С листьев скатились последние капли.
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.     
                                                   (А.Фет)

– Цапли – это кто? Расскажите, что вам известно про эту птицу (изображение цапли).

– Как вы понимаете выражение «Солнце опрокинуло лес»? (Работа со словарём).

– Назовите слова с орфограммой на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, на правописание парных согласных.

– Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Докажите.

– Спишите первые две строчки. Приставки выделите. Предлоги подчеркните.

– Назовите слова с приставками.  

– Назовите предлоги.

– Как отличить приставку от предлога?

 

4 Изучение новой темы

Сообщение темы и постановка цели урока

– О чём пойдёт речь на уроке?

– Назовите тему урока. Сформулируйте цель нашего урока.

Работа с текстом на индивидуальных карточках

– Прочитайте текст.

Весенним утром Витя вышел из … . Мальчик пошёл по … , перешёл через … и  подошёл к … . Там он встретил своих друзей. Ребята постояли около … . Затем они вместе пошли на … .  Через … часов мальчики возвратились домой.

– Догадались ли вы о том, что происходит в рассказе?

– Что помогло догадаться? (Предлоги)

– Можно ли назвать мальчиков друзьями? Почему вы так решили?

– Правильно. Настоящие друзья ждут друг друга, помогают друг другу, вместе им интересно. Дорожите дружбой!

– Добавьте недостающие по смыслу слова и прочитайте текст повторно.

– Выпишите из текста все предлоги. (1 учащийся работает у доски).

Проверка.

– Приведите свои примеры.

– Найдите в тексте однокоренные слова (вышел, пошёл, перешёл, подошёл).

– Назовите корень в этих словах. Корень очень интересный.

– Назовите приставки в этих словах. Выделите их.

– Продолжите ряд родственных слов, изменяя приставки.

– Сравните предлог и приставку.

– Как пишутся предлоги с другими словами?

– Как отличить предлог от приставки?

– Почему приставку нельзя писать отдельно от слова?

Работа с учебником

Работа над правилом (с. 130).

– Закончите предложение (на доске учитель вывешивает карточки-опоры):

Предлог – это … .
Приставка – это … .
Предлоги пишутся … .
Приставки пишутся … .
Между предлогом и словом … .
Приставка от слова … .
Предлог служит  … .
Приставка служит  … .

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

часть речи

часть слова

раздельно

слитно

можно вставить другое слово

не отделяется

для связи слов в предложении

для образования новых слов

 

Физкультминутки

Физкультминутка для снятия статического напряжения под музыку.

Упражнения для глаз.

 

Работа над упр. 221 на с. 131 с комментированием по одной строке у доски.

– Прочитайте.

– Про что говорится в стихотворении?

– Почему улыбались во время чтения?

– Какие стихи С.Маршака вы ещё читали? Кому было интересно, возьмите книги С.Маршака и почитайте его произведения.

– Определите, где предлог, а где приставка. Докажите.

– Что будем делать в случае затруднений?

– В случае затруднений обращайтесь к таблице на доске или на с. 130.

 

5 Проверка понимания изученного

Работа с учебником

Устная работа над упр. 222 на с. 131 (работа в парах по два словосочетания).

Взаимопроверка. Взаимооценка. Выборочная проверка учителем.

– Что надо делать, если учащийся сомневается, приставка это или предлог? Научите товарища.

 

6 Закрепление изученного материала

Работа с учебником

Самостоятельная работа над упр. 223 на с. 132 (по вариантам):

– 1-й вариант работает с первым абзацем текста.

– 2-й вариант работает со вторым абзацем текста.

– Прочитайте отрывок из сказки. Как называется эта сказка?

Работа со словарём

– Пользуясь словарём, объясните значение слов очаг, холст, полено.

– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги вместе с именами существительными. Обозначьте в выделенных словах приставки.

(Высокомотивированным учащимся можно предложить задание: между предлогами и существительными вставить подходящие по смыслу имена прилагательные).

Проверка. Оценивание работ учащихся.

 

7 Тест на проверку степени усвоения темы урока

Разноуровневые задания на карточках

1-й уровень

– Прочитайте. Предлоги подчеркните. Обозначьте приставки в словах.

Колобок скатился с окошка, покатился по дорожке, докатился до леса.

2-й уровень

– Прочитайте. Предлоги подчеркните. Приставку соедините со словом и выделите.

За бежать, с крыши, в лес, от крыл, от дома, без воды, про шагал, по слушный, по дороге, по молчать.

3-й уровень

– Прочитайте группы слов. В каждой группе зачеркните лишнее слово. Напишите правильно. Допишите в каждую группу ещё одно слово (на выбор).

а) в углу, за кричать, от берега, у доски, …
б) про читали, с делать, под деревом, под земный, …
в) до рисует, за покупками, на столе, к бабушке, …

 

8 Домашнее задание

Учебник: с. 132, упр. 224.

– Прочитайте задание. Возникли ли у вас вопросы по его выполнению?

 

9 Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?
– Как отличить приставку от предлога?

 

10 Рефлексия

– Прочитайте пословицы и фразеологизмы (на карточке). Выберите и прочитайте то, что для вас больше подходит.

1. Пошло дело на лад – и сам ему рад.
2. Всего вдруг не сделаешь.
3. Работал спустя рукава.
4. Работал засучив рукава.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий