Целью мастер-класса является повышение компетентности педагогов по использованию технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе.
Людмила НЕХАЕВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 14 г. Лиды»,
Гродненская область
Тема: Техники визуализации учебной информации.
Целевая группа: учителя начальных классов.
Цель: повышение компетентности педагогов по использованию технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе.
Задачи:
– актуализировать и углубить знания учителей о современных подходах и способах организации учебных занятий на основе использования приёмов визуализации учебной информации в самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся;
– включить педагогов в деятельность по усвоению и внедрению эффективных приёмов визуализации на любом учебном предмете;
– создать продуктивную атмосферу для получения участниками мастер-класса новых профессиональных знаний и умений.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация к мастер- классу.
Ход мероприятия
I Организационно-мотивационный этап (Слайд 1)
Цель: мотивация участников на работу.
Задачи: организовать внимание, хорошее настроение всех участников мастер-класса, пригласить к сотрудничеству.
Притча «Наберись смелости и попробуй!». (Слайд 2)
Однажды султан решил подвергнуть испытаниям своих визирей. «О, мои подданные, – обратился он к ним, – у меня есть для вас тяжёлая задача. Я хотел бы знать, кто решит её?» Повёл он их в сад, в углу были ржавые двери с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни визири только отрицательно кивали головами, другие стали замок рассматривать, третьи начали неуверенно толкать двери, но они были убеждены, что не смогут открыть их. Один за одним отходили. Но один визирь внимательно осмотрелся и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом она целиком раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что доверяешь не только тому, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
– Я рада сегодняшней встрече. Считаю, что нет необходимости объяснять глубокий смысл притчи, которая послужила началом нашего занятия. Есть необходимость каждому из нас сказать себе: «Мы верим в свои возможности! Мы верим в своих учеников!» И тогда действительно у нас всё получится! Надеюсь, что работа будет плодотворной.
– Ответьте, пожалуйста, чего вы ждёте от сегодняшней встречи.
Облако ожиданий (Слайд 3)
II Познавательный этап
Цель: предоставление материала, который раскроет приёмы визуализации.
Задачи: познакомить педагогов с понятием «визуализация» и новыми средствами, изучить более досконально суть приёмов визуализации.
– Что объединяет всех нас, участников мастер-класса? Действительно, все мы с вами – педагоги, женщины и, конечно, хозяйки. Думаю, наши присутствующие мужчины тоже хозяева в своих семьях. И где больше всего своего времени проводит хозяйка? Безусловно, это кухня. Труд на кухне – процесс творческий, согласитесь. Одно и то же блюдо у каждой из нас получается по-своему. Так и в педагогической жизни: любая технология, приёмы, методы осмысливаются нами и применяются по-своему. Конечно, у каждой хозяйки есть свои заготовки. Каждая из нас готовит свои соления, варенья, которые потом нам значительно упрощают жизнь на кухне.
Сейчас я предлагаю вам свои полуфабрикаты-заготовки, которые помогут познакомиться с темой мастер-класса и её составляющими. Наша педагогическая кухня, на которой мы сегодня поработаем, касается технологии визуализации. Наверное, многим это уже знакомо? (Слайд 4)
Почему мы остановились именно на визуализации? Согласитесь, проблема развития учебных способностей учащихся всегда актуальна. И одной из самых эффективных технологий, которая имеет важное образовательное значение и соответствует современным требованиям, является визуализация. Что же такое визуализация? (Слайд 5)
Визуализация – это процесс представления данных в виде изображений с целью максимального удобства их понимания. Известно, что человек воспринимает информацию визуально (глазами) до 90 %, а остальное воспринимается органами чувств. В педагогике «визуализация» реализуется как принцип наглядности. Термины «визуализация» и «наглядность» синонимичны, но не идентичны. Задача средств «визуализации» – отойти от иллюстраций в обучении до развития познавательных способностей, критического мышления на основе иллюстративного материала. С помощью визуализации учитель имеет возможность представить и структурировать материал, дополнить учебную информацию, обеспечить логичность преподавания материала, провести взаимосвязь между графическим изображением и текстом. Таким образом, визуализация помогает увеличить объём информации, лучше её понять, запомнить, что помогает экономить время на уроке. Каждый на уроке использует схемы, плакаты, таблицы, кластеры, рисунки, репродукции, презентации, видеоролики и другие традиционные способы. Однако же в наше время набирают популярность и новые техники визуализации.
Вот и мы сегодня поработаем над меню современных средств этой технологии. У нас группы… (Слайд 6)
1 Работа в группах по карточкам. Знакомство с разнообразием современных средств визуализации. Отбор одного из средств для более подробного ознакомления
– Перед вами бланки, на которых вы и будете складывать меню блюд из современных средств визуализации урока. (Слайд 7)
Первый этап – это обычно аперитив, лёгкий, чаще слабоалкогольный напиток, который готовит нас к основному приёму еды и возбуждает аппетит. Я тоже предлагаю вам начать работу со списка новейших средств визуализации (карточки на столах – филворд).
1. Облако слов
2. Таймлайн
3. Кроссенс
4. Скрайбинг
5. Инфографика
6. Интеллект-карта
7. Гексы
8. Кластер
На карточках жёлтым цветом перечислены названия средств («блюд»), с которыми мы сегодня познакомимся ближе, я зашифровала. Предлагаю группам догадаться (прочитать справа налево). Положите «блюдо» на меню (Слайд 8)
2 Работа в группах по отбору необходимой информации для более глубокого ознакомления с выбранными средствами визуализации (Слайд 9)
– Следующий этап нашей работы – ознакомление. На обеде – это закуска: канапе, лёгкий салат, снеки, всё это тоже служит для возбуждения аппетита, подготовки организма для дальнейшего восприятия пищи. Но затягивать с этим блюдом не стоит, иначе больше ничего не захотят кушать. Предлагаю выполнить задание с уже знакомым приёмом визуализации «гексы», а если кто-то не знаком, то в процессе практики легко может ознакомиться.
Как курица лапой – некрасиво. Бить баклуши – бездельничать. Не в своей тарелке – неуютно, дискомфортно. Развесить уши – с увлечением. Ежовые рукавицы – очень строго.
Прикусить язык – замолчать, чесать языки – болтать, острый на язык – остроумен, держать язык за зубами – молчать, тянуть за язык – вынудить высказаться,
Льёт как из ведра – сильно, глаза на мокром месте – заплакать, глаза разбегаются – много, крокодильи слёзы – неискренность, фальшивость, кот наплакал – мало, строить глазки – кокетничать.
Водить за нос – обманывать, с гулькин нос – мало, повесить нос – загрустить, нос к носу – близко, клевать носом – дремать, зарубить на носу – запомнить.
Защита.
3 Ознакомление с современными средствами визуализации (Слайд 10)
– После закуски идёт основное блюдо. Это самая потребляемая часть нашего обеда, которая обычно складывается из нескольких ингредиентов, помогает утолить голод, помогает организму расти здоровым и крепким. И обычно на его приготовление уходит наибольшая часть времени. Сначала предлагаю ознакомиться с рецептом, правилами или принципами образования выбранных средств визуализации (облако слов, кроссенс, скрайбинг).
Кроссенс – это пересечение смыслов. (Слайд 11) Классический кроссенс представляет собой 9 квадратов, в которые помещены изображения, каждое из которых связано с предыдущим и последующим по смыслу. Читаются изображения, как правило, слева направо и сверху вниз. В центральном квадрате должно быть изображение, связанное со всеми остальными. Задача ученика – объяснить кроссенс, составив рассказ по изображениям.
Представлены кроссенсы по теме «Однокоренные слова к слову снег, свет», «Прямоугольник», «Рыбы». (Слайды 12, 13, 14, 15)
«Неравенства», «Разделительный мягкий знак», «Фразеологизмы», «Живая и неживая природа», «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Омонимы».
(Слайд 16) Облако слов – это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и иногда цвета.
Задания (работа со слайдами 17–19)
– сформулируй тему урока» (презентация): «Слова, обозначающие признак предмета»;
– составь предложение, используя как можно больше слов из облака (1) Зайчишки любят кору осинок. 2) Берегите леса земли! 3) Лес приносит большую пользу. 4) Выползают майские жуки. 5) В лесу поют птицы.);
– найди словарные слова, записанные с ошибками (каникулы, вагон, соловей, город, морковь, магазин, молоко);
– облако антонимов (мир – война, бежать – стоять – идти, вставать – падать, небо – земля, зима – лето, открыть – закрыть, белый – чёрный);
– тема урока «Птицы»;
– угадай автора по произведениям;
– составь пословицы (1) Делу время, потехе час. 2) Семь раз отмерь – один раз отрежь. 3) Век живи – век учись. 4) Кончил дело – гуляй смело. 5) Родина мать – умей её защищать. 6) Трусливому зайке и пенёк волк.).
Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). (Слайды 20, 21, 22)
Скрайбинг задействует одновременно слух, зрение и воображение, ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: (Слайд 23)
Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Человек рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. (Слайд 24)
Скрайбинг-аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. (Слайд 25)
Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. (Слайд 26)
Скрайбинг компьютерный. (Слайды 27, 28) При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Основные этапы построения скрайба: (Слайд 29)
1. Придумать идею. Она должна быть понятной для аудитории.
2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, о чем у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
3. Отрисовать рисунки. Их количество и скорость, с которой вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
4. Проведение занятия.
В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. (Слайд 30)
Я предлагаю вам сегодня на нашем мастер-классе побыть волшебниками и, используя скрайбер-технологию, представить небольшой материал к стихотворениям «Ёлочка», «Если кончится мороз…».
III Практический этап
Цель: образование индивидуальных средств визуализации по заданной теме.
Задачи: организовать целенаправленную работу участников мастер-класса по образованию и чтения готовой работы, сделанной в определённом виде.
1-я группа …, 2-я группа .., 3-я группа… (Слайды 31, 32)
Ёлочка
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Н.Нищева
Если кончится мороз…
Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!
В.Данько
Защита.
IV Итоговый этап
Цель: подведение итогов мастер-класса.
Задачи: обобщить полученную информацию, определить положительные и отрицательные стороны при и использование средств визуализации.
– После основного блюда обычно идёт самое приятное. Это десерт, лёгкий и вкусный. Блюдо сладкое, приятное на вкус, потому что оно последнее. Об этом и пословица говорит: «Остатки сладки». Я предлагаю поделиться «плюсами» и «минусами» этих средств, если вы с ними работали. (Слайды 33, 34)
V Рефлексия
Цель: оценка достижения цели мастер-класса; определение степени значимости приобретённых знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической работе.
Задача: даёт возможность участникам высказать своё мнение по работе мастер-класса.
– Ну что, коллеги, кажется, весь обед приготовлен, или чего не хватает… Правильно! Компот! Нельзя забывать про напитки. (Слайд 35) Они бывают разные. Бывают такие, что бодрят, иногда и лишне, бывают такие, что освежают или просто утоляют жажду. Попробовав сегодняшние блюда, предлагаю высказаться в книге «Отзывы нашей педагогической кухни».
Предлагаю продолжить. (Слайд 36)
Главное блюдо сегодняшнего обеда – это ….
Я бы съела ещё…
Я почувствовала перенасыщение от употребления…
Чего-то было многовато на сегодня…
Хотелось ли что-то повторить из меню или использовать на свой манер…
– Вспомните, с какими ожиданиями вы пришли сегодня на мастер-класс. Воплотились ли они?
– Обращаемся к «Облаку ожиданий» (Слайд 37)
– Применение современных приёмов визуализации, безусловно, помогает решению целого ряда педагогических задач: активизация учебной и познавательной деятельности, формирование критического и визуального мышления, зрительного восприятия, повышение грамотности и культуры. Методически грамотный подход к визуализации способствует обеспечению и поддержанию перехода учащихся на более высокий уровень познавательной активности.
Нашу встречу я хочу закончить словами одного мудрого человека: «Информация является чудесной речью. И жить без неё невозможно. Но она нуждается в том, кто её отфильтрует и в итоге возьмёт что-то полезное для использования» (Слайд 38)
– Спасибо вам за совместную работу! (Слайд 39) Надеюсь, что мы с вами те люди, которые смогли отфильтровать информацию для своего удобного пользования.