Описание учебного занятия комплексного применения знаний по математике в 7-х классах по теме “Линейные неравенства с одной переменной” (https://ng-press.by/2023/08/14/plan-uchebnogo-zanyatiya-po-teme-linejnoe-neravenstvo-s-odnoj-peremennoj-v-vii-klasse/), разработанного в рамках инновационного проекта “Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)”.
Наталья КОВГАН,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г. Гродно»
В рамках инновационного проекта “Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)” было разработано и проведено учебное занятие комплексного применения знаний по математике в 7-х классах по теме “Линейные неравенства с одной переменной”.
Урок был направлен на формирование навыков моделирования при решении текстовых, комбинаторных, практико-ориентированных задач, задач с межпредметным содержанием, анализ и исследование полученных результатов, развитие умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других учебных предметах, реальной жизни, на формирование креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.
На уроке применялись различные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая; методические приемы: открытие нового знания, открытое обсуждение, «лист обратной связи», мозговой штурм.
Во время учебного занятия были использованы современные способы визуализации учебной информации: образовательный интернет-ресурс ЯКласс (https://www.yaklass.ru/) и такие цифровые инструменты: https://worditout.com/ (облако слов), https://get.plickers.com/ (образовательный инструмент для создания тестов) и https://wordwall.net/ru (сервис для создания интерактивных материалов).
Учащиеся выполняли различные виды продуктивных заданий и показали высокий уровень сформированности метапредметной компетентности.
На мотивационном этапе использовался прием «Интеллектуальная разминка» (облако слов) [2]. Детям было предложено выбрать основные понятия, которые более близко подходят теме урока, и сформулировать тему и цель урока. Прием позволяет включить учащихся в работу в начале урока через актуализацию их знаний, обмена мнениями, выработки общей позиции и формировании мотивации к учебно-познавательной деятельности, а у учителя есть возможность оценить общий уровень подготовленности учащихся.
Для актуализации знаний учащимся предлагалось:
– прокомментировать имеющиеся ошибки в домашнем задании по результатам автоматической проверки на платформе ЯКласс.by;
– проверить свои знания посредством теста, ответить на вопросы с помощью приложения Plickers (https://www.plickers.com/) и аргументировать свой выбор ответа;
– найти ошибки в представленных заданиях, проверить предложенные решения, с последующим оцениванием результата.
Такой вид деятельности позволяет развить у учащегося правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними.
Для постановки учебной задачи была создана проблемная ситуация, которая необходима для четкого осознания результата, который будет получен в конце урока.
Деятельностный этап учебного занятия предполагает собой исследование. Учитель предлагает задачу для исследования с целью выявления закономерностей, зависимости, составления неравенства и возможности решения задачи, подводит ребят к самостоятельному выводу, организует самостоятельную работу с самопроверкой в классе по ключу. Учащиеся выполняют поиск закономерностей, определяют вид зависимостей, делают выводы об основных этапах решения тестовых задач с помощью неравенств, схематически представляют решение задачи, составляют неравенство и решают его, выявляют ошибки и недочеты у коллег и исправляют их. На этом этапе были использованы парные и групповые формы, такие приемы, как открытие новых знаний, открытое обсуждение ошибок, самоконтроль/самопроверка.
Учащимся было предложено решить текстовые задачи.
– От дачного кооператива до железнодорожной станции 20 км. Поезд отходит от станции в 11 ч. В каком часу дачнику надо выйти из дома, чтобы успеть на поезд, если он будет идти со скоростью 5 км/ч?
– Соседи по даче наполняли свои бассейны водой. Коля налил в бассейн 100 л воды, а Миша – 150 л воды. Каждый час Коля подливает в свой бассейн 15 л воды, а Миша – 5 л. В какие моменты времени в бассейне Коли будет больше воды, чем в бассейне Миши?
– Длина стороны дачного прямоугольного участка 6 м. Какой должна быть ширина участка, для того чтобы длина забора была меньше, чем длина забора квадратного участка со стороной 4 м?
Формирование четких мыслительных процессов, умения анализировать информацию – это прогнозируемый результат деятельностного этапа. И как итог – учитель организует представление результатов работы учащихся, выступление групп.
Для демонстрации продукта и оценки результативности учитель организует представление результатов работы через выступление групп. Учащиеся показывают свои решения, оформляют «находки», сделанных в ходе работы с текстовыми задачами в виде алгоритма:
– задача;
– анализ условия задачи;
– схематическая запись условия задачи;
– поиск способа решения задачи;
– план решения задачи;
– осуществление плана решения;
– анализ решения;
– проверка;
– ответ [3].
В результате работы над текстовыми задачами учащиеся развивают умение формулировать ориентировочную основу решения задач. Определяют результативность образовательной деятельности.
Список источников
1 Арефьева, И.Г. Алгебра: учеб. Пособие для 7 кл. учреждений общ. Сред. Образования с рус.яз. обучения / И.Г.Арефьева, О.Н.Пирютко. – Минск : Народная асвета, 2022.
2 https://pedagogika.org/index/intellektualnaja_razminka_sokratichnaja_beseda_kak_metody_obuchenija/0-156.
3 Фридман, Д.М. Как научиться решать задачи: Книга для учащихся. Издание второе + третье, переработанное и дополненное / Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий. – Москва : Просвещение, 1984 + 1989.
1 комментарий на “Формирование навыков математического моделирования у учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях информатизации образования”