Работа по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием на коррекционных занятиях основывается на соблюдении определенных принципов. Использование дидактических игр позволяет учесть все особенности работы с детьми с заиканием, что делает коррекционную работу более эффективной.
Дарья КВАЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 41 г. Лиды»,
Гродненская область
Использование дидактических игр по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием на занятиях учителя-дефектолога имеет определенный потенциал. Поэтому на основе программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» под авторством Ю.Н.Кисляковой, Л.Н.Мороз и методики под авторством Г.А.Волковой был разработан комплекс дидактических игр по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием.
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения коррекционной работы по следующим этапам:
– режим молчания;
– шепотная речь;
– сопряженная речь;
– отражённая речь;
– вопросно-ответная речь;
– самостоятельная речь.
При этом дидактические игры необходимо разрабатывать от более доступных к сложным, чтобы усвоение материала на коррекционных занятиях осуществлялось постепенно. Следовательно, необходимо выполнение следующих условий:
– системность проведения дидактических игр по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием на коррекционных занятиях;
– очередность заданий дидактической игры по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием на коррекционных занятиях – от простого к сложному;
– задания игры должны соответствовать обучающей цели занятия;
– дидактическая игра должна содержать несколько вариантов заданий, в зависимости от способностей детей;
– игра должна быть интересной детям.
Дидактические игры, как правило, кроме игровой задачи содержат и обучающую задачу, в данном случае, задачу по формированию у детей младшего дошкольного возраста правильной речи, обогащению словарного запаса, развитию познавательной деятельности ребенка.
Режим молчания
На начальном этапе (режим молчания) ребенок должен научиться молчать. Длительность этого этапа составляет примерно 5 дней. В самом начале учитель-дефектолог должен объяснить детям, для чего им нужно научиться молчать. Также нужно показать безречевые сигналы общения, с помощью которых будет происходить взаимодействие детей и воспитателя. Обычно такие действия выполняются на прогулке, или в группе в период занятий. Можно предложить детям игру.
Игра «Учимся молчать»
Цель игры: обучение контролю над речью.
Ход игры: детям предлагаются предметные картинки или игрушки (горка, песочница, ведёрко, лопатка, грабли и т.д.), затем учитель-дефектолог называет изображенные предметы и просит молча показать их: покажи, где горка/грабли/лопатка и т.д.
Игра «Где звенит?»
Ход игры: на протяжении 2–3 минут учитель-дефектолог позволяет детям выполнять любые виды деятельности – рисовать, играть, но только молча. Через три минуты воспитатель дает задание одному ребенку: если услышишь какой-либо звук, покажи, откуда он слышится. Педагог подает негромкий звук бубенчиком на расстоянии 30 см от уха, ребенок указывает направление звука.
Также целесообразно на втором и третьем дне использовать усложнённый вариант игры, когда игра проводится с закрытыми глазами.
Шепотная речь
На обучение шепотной речи обычно отводится около недели. В процессе обучения шепотной речи ребенок учится расслабляться, формируется правильное речевое дыхание. Для обучения шепотной речи рекомендуется использовать игру «Дары природы»
Цель игры: формирование правильного речевого дыхания.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов и овощей.
Ход игры: учитель-дефектолог рассказывает детям, как много фруктов и овощей созревает осенью. Потом ребенку дается время собрать картинки – отдельно фрукты, отдельно овощи. Собирая, ребенок тихо называет картинки и складывает их в коробку. Победитель тот, кто верно и тихо назвал все картинки.
Игры такого характера могут проводиться с помощью различных видов классификации: дикие и домашние животные, большой – маленький, форма предметов, цвет.
Сопряженная речь
На обучение сопряженной речи обычно отводится около одного месяца.
Цель игр: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания; нормализация темпа речи, удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах.
Игра «Кто что делает?»
Учитель-дефектолог по очереди подзывает детей и предлагает на выдохе вместе произнести:
– Это девочка. Девочка играет на барабане «бум – бум – бум; бам – бам – бам»
– Это медведь. Медведь пилит дрова «вжик – вжик».
– Это дятел. Он стучит клювом «тук – тук – тук».
– Это машина. Машина едет по дороге « бип – бип – бип».
Игра «Отгадай, кто говорит?»
Учитель-дефектолог обращает внимание на волшебный сундучок, предлагает посмотреть, что внутри. Поочередно из сундучка достает картинки. По мере чтения текста показывают соответствующих животных. Затем детям произносят звукоподражательные слова и предлагают повторить.
Игра «Часы»
Дети стоят в ряд. Учитель-дефектолог предлагает детям «превратиться» в часы: «Посмотрите, как делаю я, и затем повторите вместе со мной», произносит медленно «тик-так-тик-так», на каждый слог – топает поочередно правой и левой ногой, затем темп ускоряется.
Игра «Сделай так же»
Для проведения игры учитель-дефектолог подготавливает карточки с изображениями предметов. Ребенок выбирает себе карточку, считает количество изображённых на ней предметов (в пределах трёх), затем с сопровождением ритмичных хлопков дефектолога, ребёнок кладет крышки на картинки.
Эта игра проводится с каждым ребенком индивидуально.
Игра «Где звенит колокольчик?»,
Учитель-дефектолог: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Я буду звенеть колокольчиком, а вы будете мне говорить, где звенел колокольчик: вверху, внизу, сзади или впереди. Давайте начнём.
Учитель-дефектолог звенит колокольчиком вверху над головой у первого ребенка, он говорит: «Колокольчик звенит у меня над головой», затем сзади у второго ребенка, он говорит: «У меня за спиной звенит колокольчик» и т. д.
Игра «Колыбельная»
Дети стоят и держат на руках куклы. Учитель-дефектолог показывает, как нужно петь колыбельную, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». Дефектолог выполняет упражнение вместе с детьми одновременно.
Игра «Чей домик?»
Учитель-дефектолог: Каждое животное живёт в своём доме. Дикие животные сами заботятся о постройке дома, а домашние животные живут в домиках, которые им построили люди. С помощью разноцветных фломастеров соедините животных с их местом обитания, отвечая на вопросы: Кто это? Дикое или домашнее животное? Где оно живет?
Также можно расселить животных неправильно и попросить детей исправить ошибку.
Игра «Наша Таня громко плачет»
Дети сидят на стульчиках, руки на столе. Дефектолог предлагает детям указательным пальчиком отстукивать ритм уже изученного стихотворения, которое произносят совместно с дефектологом.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Игру можно проводить, используя разный речевой материал.
Отражённая речь
На обучение отраженной речи обычно затрачивается около месяца. В процессе обучения сопряженной речи дети обучаются отвечать на вопросы дефектолога односложно. Проводится работа просодическими компонентами речи, развитием моторики (умение расслабления мышц).
Игра «Повтори за мной»
Посмотрите на картинки и назовите их. Это лесоруб, когда он рубит деревья, он говорит: Уух! уух! баааах! баабаааах!
Шоферы заводят моторы: Ррр!, Накачивают шины – шшш! шшш!
Колокольчик звенит: Дзинь, дзинь, дзинь!
Стрелки у часов идут: Тик-так! тик-так! тик-так!
Жук жужжит: Жжж! жжж! жжж!
Трубач в оркестре: Тру-ру-ру! тру-ру-ру! тру-ру-ру!
Дети вслед за дефектологом повторяют звукоподражания.
Игра «Кто как говорит?»
Посмотрите на картинки и скажите, кто как говорит.
Это нарисована ворона, она кричит низким голосом: «Кар-кар», маленький птенец—вороненок кричит высоко: «Кар-кар-кар».
Это кукушка-мама, она кричит низким голосом: «Ку-ку, ку-ку», а маленький птенчик чирикает высоко: «Ку-ку, ку-ку».
Это кошка, она мяукает низким голосом: «Мяу, мяу». А маленький котенок мяукает высоким голосом: «Мяу, мяу, мяу», – зовет маму.
Это собака, она лает низким голосом: «Гав-гав-гав», щенок – высоким: «Гав-гав-гав» и т.д.
Игра «Позовем совушку»
На веточке сидит «сова», давайте позовём ее к нам
Зовем вначале очень тихо: «Совушка, приходи к нам!». Совушка молчит, не слышит нас. Надо звать погромче.
«Сова, приходи к нам!» Сова просыпается, потягивается. Но не летит.
Зовем громко: Эй, сова! иди к нам!» Сова встает, машет крыльями, летит, дети хлопают в такт взмахам «крыльев».
Игра «Дружный счёт»
По команде учителя-дефектолога дети делают вдох через нос и на выдохе считают от 1 до 5.
Игра «Тряпичная кукла – оловянный солдат»
Учитель-дефектолог предлагает детям стать волшебниками. По команде «Тряпичная кукла» дети будут, опуская, расслаблять руки, плечи. А по команде «оловянные солдатики», наоборот – сжимать кулаки, напрягая все мышцы.
Упражнение проводится 3–4 раза, каждое действие необходимо выполнять в течение 5 секунд.
Вопросно-ответная речь
Важным этапом коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является обучение детей вопросно-ответной речи. Работа ведется на протяжении 1,5–2 месяцев и включает в себя работу над просодическими компонентами речи. Дидактические игры упражнения построены на диалогах – ответах и вопросах.
Игра «Что из чего сделано»
Для игры необходимо сделать коробочки, наклеить на них картинки с условным изображением шерсти и муки, а также вырезать квадратные картинки, изображающие предметы и продукты, изготовленные из перечисленных материалов.
Игру можно проводить индивидуально и в группах. Учитель-дефектолог задает наводящие вопросы. Например: «Что сделано из муки?». Игрок выбирает картинки хлеба, печенья, кекса, макарон, пирога и прочие, отвечает «Хлеб сделан из муки» и кладет в соответствующую коробочку картинку и т.д.
Игра «Соседи»
Дети сидят в кругу на стульчиках. Дефектолог задаёт вопрос: «Маша, кто сидит слева от тебя?». Ребёнку необходимо ответить: «Слева от меня сидит Катя» и т.д.
Игра «Теремок»
Для проведения игры необходимо подготовить маски с изображением животных (медведь, волк, лиса, заяц, мышка). Детям раздают маски и в соответствии с тембром изображённого животного, детям предлагается имитировать ходьбу животного и ответить на вопрос:» Кто ты?»
Ребёнок должен ответить: «Я Мишка Косолапый/ Я Лисичка-Сестричка/ Я Зайчик-Попрыгайчик/ Я Мышка-Норушка/ Я Волчок – Серый Бочок» и т.д.
Игра «Одежда»
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите в окно, какая сейчас погода?
Дети: Светит солнце / идёт дождь / пасмурно / идёт снег.
Учитель-дефектолог: На улице идёт дождь, поэтому я надену плащ. Что я надела?
Дети: Вы надели плащ.
Учитель-дефектолог: На улице мокро, поэтому я что обуваю?
Дети: Вы обули сапоги.
Учитель-дефектолог: На улице холодно, идёт снег, поэтому я что надела?
Дети: Вы надели шубу и т.д.
Задавая детям вопрос, учитель-дефектолог показывает картинки с изображением предметов одежды и обуви. Игру можно проводить индивидуально и в группах.
Игра «Нарисуй и угадай»
Детям раздаются карточки, на которых контуры фигур изображены точками. Нужно по точкам обвести фигурки сплошной линией, а затем ответить на вопрос дефектолога. Например, дети обводят елку и отгадывают загадки: «Что за дерево и зиму, и лето зелено? Что летом и зимой в рубахе одной? Кого один раз в год наряжают? Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый год я – главная! Пускай, как еж, колючая, но для ребят всех лучше я».
Самостоятельная речь
На заключительном этапе происходит обучение детей самостоятельной речи. Продолжительность этапа – 1,5–2 месяца. Дидактические игры-упражнения основываются на пересказе текста и творческом пересказе.
Цель игр: обучение пересказу; коррекция нарушений произношения звуков, обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи.
Игра «Части суток»
Детям предлагается назвать часть суток и назвать по картинке действия персонажей в это время. Затем картинки перемешиваются, дети вновь разбирают их и продолжают рассказ о следующей части суток.
Игра «Чего не стало?»
На столе учителя-дефектолога стоят четыре предмета: мишка, грузовик, мячик, фломастеры. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы на столе, затем закрывает их салфеткой и отсчитывает до 10 (отсчёт можно вести вместе с детьми), незаметно для детей забирает и прячет один из предметов, затем снимает салфетку и спрашивает: «Угадайте, чего не стало?». Дети (или ребёнок) называют, какого предмета не стало, говоря ответ полным предложением.
Игра «Колобок»
Учитель-дефектолог читает детям сказку про колобка. После чего задаёт вопросы по содержанию сказки: С кем жил колобок? Куда он убежал? Кого колобок встретил? Какую песенку пел колобок? Что случилось в конце сказки?
Затем детям предлагают пересказать сказку по отрывкам. В зависимости от возраста можно использовать драматизацию.
Работа по нормализации темпа и ритма речи у детей младшего дошкольного возраста с заиканием на коррекционных занятиях должна основываться на соблюдении перечисленных принципов, что положительно отразится на ее результатах. Использование дидактических игр, которые решают множественные задачи, позволяет учесть все особенности работы с детьми с заиканием, делает коррекционную работу более эффективной.