В материале автор делится идеями игр для автоматизации различных звуков.
Наталья ЦАЛКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область
natashacalko15@gmail.com
Опыт моей диагностической работы показывает, что нарушения произношения сонорных звуков наблюдается у большого количества обследуемых детей. Исправление таких нарушений довольно часто требует длительного коррекционного воздействия. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям мною были разработаны дидактические игры, которые помогают автоматизировать звуки на всех этапах, соблюдая принцип от простого к сложному.
Для автоматизации изолированного звука в своей работе активно использую «звуковые диски», «звуковые дорожки», различные фактурные ленточки, верёвки и синельную проволоку. Ребёнок ведёт пальцем по дорожке или тянет верёвочку от начала до конца, произнося поставленный звук.
При автоматизации поставленного звука в слогах использую разработанные мною игровые фоны.
Игровой фон представляет собой картинку, на которой нарисован какой-нибудь персонаж и круги для фишек. Ребёнок повторяет слог, если произнёс слог правильно, то выкладывает фишку, камушек на игровой фон. Ребёнок выкладывает из фишек дорожку и помогает таким образом герою выполнить задание.
Также использую на занятии пластилиновые заплатки.
При правильном произношении звука ребёнок получает возможность залепить пластилином круги. Пластилин помогает не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.
В своей работе при автоматизации звука в слогах на занятиях применяю выкладывание визуально-ритмических рядов из различных камушков, крышечек, фишек, природного материала: каштанов, шишек, желудей. Такие ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Ребёнок выкладывает ряды, проговаривая слоги и выполняет моторную программу. С помощью визуально-ритмических рядов ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм, и это поможет ему научиться переключаться с одного слога на другой.
Для автоматизации сонорных звуков [л], [р] была разработана дидактическая игра «Слоговые таблицы», которая помогает ребёнку плавно переключиться со слога на слово. В таблице содержатся слова, где поставленный звук находится в разных позициях.
В своей работе использую не только повторение слов и выкладывание фишек, но и предметные картинки на отрабатываемый звук. С предметными картинками играем по-разному: добавляем их к игровым фонам, играем в игры «Что лишнее», «Чего не стало», прячем их в сенсорные коробки, а также играем с мячом. В игре с мячом картинки выкладываются на пол по кругу, в середину становится ребёнок, он по кругу называет картинки и отбивает их мячом. Такие подвижные игры нравятся воспитанникам и очень эффективны, т.к. в движении звук автоматизируется быстрее.
Важно не просто повторять слова и называть картинки, а также обогащать словарный запас и развивать грамматический строй речи. Для этого были разработаны дидактические игры: «Посчитай-ка», «За забором», «В траве». Игра со стрелочками «Путешествие» помогает не только автоматизировать звуки, но и формировать пространственное восприятие. Игра представляет собой игровое поле и лист с «маршрутами». Ребёнок следует по маршруту и по пути четко называет картинки с закрепляемым звуком.
При автоматизации звука в словах важно развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза. Дидактическая игра «Разноцветные шапочки» помогает развивать фонематическое восприятие, определять наличие звука в слове.
Игры «На рыбалке», «В лес за грибами», «Ласточка и гнёзда», «Шмель и цветы» помогают формировать умение определять место звука в слове.
Для автоматизации звука в предложении разработаны дидактические игры:
– для звука [р] – «У Иры в корзине», «У крота в норе», «У единорога на радуге»;
– для звука [р’] – «Тигрёнок прячет от тигрицы», «Под грибком, на грибке, над грибком», «Ребята рисуют»;
–для звука [л] – «Влада везла», «Лунтик и Мила увидели на луне»;
–для звука [л’] – «У Лёши на листе», «Лёня увидел в бинокль».
Все эти дидактические игры помогают не только автоматизировать поставленные звуки в предложении, но и формировать умение употреблять правильную форму падежа, образовывать уменьшительно-ласкательную форму и множественное число существительных, правильно употреблять предлоги.
Таким образом, автоматизация звуков проводится по принципу от простого к сложному и в строгой последовательности. В этом помогает разработанный мною комплекс дидактических игр для сонорных звуков. Играя, ребёнок не замечает, как автоматизируются звуки, ведь он выполняет задания от персонажей, но основная цель – правильное произнесение поставленного звука – сохраняется на протяжении всей игры.