Использование лэпбука на занятиях логопедической направленности может стать эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников. Это поможет им лучше понимать и любить свою страну, ее культуру и традиции.
Ирина БОДНАР,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 29 г. Лиды»,
Гродненская область
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Учитель-дефектолог может брать лэпбук с собой на домашние занятия у ребенка или на занятия в кабинете. В-третьих, это удобно не только для учителя-дефектолога, но и для ребенка – ему будет интересно работать с лэпбуком, изучать язык и совершенствовать произношение.
В процессе работы над лэпбуком дети могут узнавать о Беларуси и ее культуре, развивать свою эрудицию и творческие способности. Они также могут обсуждать с педагогом и другими детьми свои находки и впечатления, что поможет им лучше понимать и любить свою Родину.
Для создания лэпбука на тему патриотизма можно использовать следующие материалы:
– фотографии достопримечательностей и символов Беларуси;
– тексты песен о Беларуси и ее культуре;
– стихи о Родине;
– информационные материалы о традициях и обычаях Беларуси.
Таким образом, использование лэпбука на занятиях логопедической направленности может стать эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников. Это поможет им лучше понимать и любить свою страну, ее культуру и традиции.
Для работы с детьми дошкольного возраста я разработала лэпбук «Белорусская народная игрушка», который включает в себя несколько дидактических упражнений.
Дидактическое упражнение «Белорусские народные игрушки»
Задачи:
– познакомить детей с белорусской игрушкой, ее внешним видом;
– ввести в активный словарь детей белорусские слова;
– развивать наблюдательность, память.
Ход. Детям предлагается рассмотреть набор картинок с изображенными на них белорусскими народными игрушками. Затем педагог рассказывает о каждой игрушке, ее внешнем виде, материале и способах изготовления игрушки.
Дидактическое упражнение «Из чего сделана игрушка?»
Задачи:
– расширять представления воспитанников о белорусских игрушках, материалах, из которых они изготавливаются;
– развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Ход: Детям предлагается рассмотреть изображенные на круге игрушки и сказать, из какого материала они сделаны (глина, дерево, солома и т.п.). Затем необходимо соединить стрелкой изображение игрушки и материала, ответить на вопрос: «Какая это игрушка?» (соломенная лошадка, глиняная свистулька и т.д.).
Дидактическое упражнение «Расскажи об игрушке»
Задачи:
– формировать умение составлять описательный рассказ о белорусской народной игрушке с опорой на схему.
Ход: Детям предлагается выбрать картинку с понравившейся игрушкой, рассмотреть её и составить описательный рассказ по следующей схеме:
Что это?
Цвет.
Форма и размер.
Материал.
Детали.
Какая на ощупь?
Дидактическое упражнение «Подбери пару»
Задачи:
– формировать умение составлять распространённые предложения с опорой на сюжетные и предметные картинки.
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением белорусских народных игрушек и людей, их изготавливающих. Затем педагог предлагает найти пару к каждой картинке и составить предложения к ним. Например: «Для того чтобы сшить куклу, понадобятся лоскутки ткани, нитки, иголка и ножницы».
Дидактическое упражнение «Календарь народной куклы»
Задачи:
– формировать представления детей о традициях белорусского народа, праздниках и обрядах;
– обогащать словарный запас.
Ход: Детям предлагается рассмотреть календарь народной куклы, который выполнен в виде круга со стрелкой, который означает «круглый год». Круг разделен на четыре сектора, по временам года – голубой означает зиму, зеленый – весну, красный – лето, желтый – осень. Каждому месяцу соответствует своя кукла: январь – кукла «Коляда», август – кукла «Жница» и т.д.
Педагог знакомит ребят с внешним видом изображенной куклы, ее особенностями, происхождением названия, праздниками и традициями.
Дидактическое упражнение «Игрушки разных народов»
Задачи:
– познакомить детей с особенностями внешнего игрушек разных народов;
– формировать умение составлять сравнительные рассказы;
– развивать наблюдательность, память.
Ход: Детям предлагается рассмотреть набор картинок с изображенными на них игрушками разных народов мира. Педагог вместе с ребятами рассказывает, какие отличительные особенности есть у этих игрушек. Затем педагог предлагает детям сравнить белорусскую игрушку с какой-либо из рассмотренных игрушек. Ребенок сравнивает внешний вид игрушек, материалы и способы их изготовления.
Дидактическое упражнение «Найди лишнее»
Задачи:
– формировать умение находить лишний предмет в ряду, обосновывать свой выбор;
– развивать наблюдательность, внимание.
Ход: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, назвать лишнюю и рассказать, почему он так думает.
Дидактическое упражнение «Найди элемент орнамента»
Задачи:
– познакомить детей с особенностями белорусского орнамента;
– ввести в активный словарь дошкольников новые белорусские слова – названия элементов орнамента.
Ход: Детям предлагается рассмотреть куклы, найти на их одежде орнамент. Педагог рассказывает о названии и значении каждого элемента орнамента. Потом детям необходимо подобрать к каждой игрушке картинку с соответствующим орнаментом и рассказать о нем.
Использование лэпбука на логопедических занятиях – это интересно, эффективно и позволяет детям получать новые знания в игровой форме.