Нетрадиционные способы введения новых лексических единиц на уроках иностранного языка. Мастер-класс

- 15:14ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Мастер-класс, Методичка

Мастер-класс предлагает нетрадиционные способы работы с новой для учащихся информацией. Они могут быть интересны не только учителям иностранных языков для введения новых лексических единиц на своих уроках, но и всем педагогам, кто ищет новые методы для повышения эффективности своего труда.

 

 

Сергей СТУЛЬГИС,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина»,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе знакомства с опытом использования нестандартных способов введения новых лексических единиц на уроках иностранного языка.

Задачи:

– передать опыт учителя в применении нетрадиционных способов введения новых лексических единиц на уроках иностранного языка;
– создать условия для реализации творческой активности, фантазии и воображения участников мастер-класса;
– организовать совместную деятельность по отработке инновационных идей и находок по теме мастер-класса.

Оборудование: мультиборд, бейджи, конверты с раздаточным материалом, маркеры, листы формата А4.

Целевая группа: учителя разных предметов, молодые специалисты, воспитатели детских садов.

Ожидаемые результаты:

– понимание сути использования нетрадиционных способов введения новых лексических единиц;
– повышение уровня профессиональной компетенции;
– повышение мотивации участников мастер-класса к совершенствованию своей педагогической деятельности.

 

Эпиграф: «Любое обучение связано с эмоциями» (Платон).

 

Ход мастер-класса

1 Организационный этап

Прием «Справа налево»

Цель: знакомство с участниками мастер-класса.
Время: 5 минут.

Процедура:

1. Вся группа сидит на своих местах.
2. Ведущий мастер-класса объясняет, что сейчас группе нужно будет познакомиться друг с другом. Но сделать это нужно не совсем обычным образом. Каждый участник должен сказать, как его зовут, но свое имя он должен назвать, проговаривая буквы справа налево. Остальные участники должны догадаться, как зовут их коллегу.
Например, если человек говорит: «Меня зовут Оксана», то представиться он должен, как «анаскО тувоз янем». Для более быстрой процедуры знакомства разрешается записать перевернутую фразу на заранее предоставленный небольшой лист бумаги и прочитать ее. Как вариант, можно просто написать маркером имя-перевертыш на бейдже, продемонстрировать его другим участникам, произнести и приколоть к одежде.

 

После знакомства ведущий предлагает участникам высказать свои ожидания и опасения от мастер-класса.

 

Метод «Ладошка»

Цель: выяснить ожидания участников от работы во время мастер-класса.
Время: 2 минуты.

Процедура:

1. Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги А4.
2. На пальчиках написать ответы на вопросы: «Что ожидаю от мастер-класса?», «Чего опасаюсь во время проведения мастер-класса?».
3. Затем ответы зачитываются вслух.
4. «Ладошки» вывешиваются на доске на всеобщее обозрение.

 

2 Мотивационно-проблематизирующий этап

Цель: вызвать интерес участников мастер-класса к предложенной теме занятия; мотивировать к поиску решения поставленной задачи.
Время: 5 минут.

– Наверное, каждый учитель иностранного языка слышал от учащихся на своих уроках один и тот же, все время повторяющийся вопрос: «Марья Ивановна, а как сказать на английском «сидеть в компьютере»? А как переводится игра «brawl stars»? А как будет то, а как будет се?.. Причем зачастую спрашивают о значении тех слов, которые уже изучали ранее и которые отрабатывались на уроках, включая их чтение и произношение. Учитывая данные психологии, что человеку свойственно забывать примерно половину полученной информации после ее первого предъявления, учитель должен ввести новые лексические единицы так, чтобы они как можно дольше остались в памяти учащихся. Конечно, можно использовать традиционные упражнения для закрепления лексического материала, можно обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи. Но достижение результатов с помощью таких методов может занять не один урок. В свою очередь, хочу предложить немного нестандартные способы, как ввести новые слова интереснее, ярче, а главное, способствующие более быстрому усваиванию нового лексического материала.

 

– На этом этапе мы применим прием, который называется «В дебрях памяти»

Цель: создание условий для воспроизведения иностранных слов, которые хранятся в памяти участников мастер-класса.

Процедура:

1. Так как тема мастер-класса связана с новыми, незнакомыми словами, ведущий мастер-класса предлагает вспомнить наиболее популярные и известные «совершенно иностранные» слова, которые, участники занятия запомнили много лет назад буквально после первого прослушивания или просмотра.
2. На экране демонстрируются отрывки из известных и любимых фильмов, которые в какой-то момент прерываются. Задача участников – воспроизвести то слово или слова, которые были прописаны по сценарию фильма.

Например:

1. «Бамбарбия, киргуду» (из к/ф «Кавказская пленница»).
2. «Руссо туристо, облико морале» (из к/ф «Брильянтовая рука») и др. (https://youtu.be/-89bJhPHT58)

3 Информационно-деятельностный этап

Цель: знакомство с теоретическими аспектами использования некоторых нетрадиционных способов введения новых лексических единиц; обеспечение практической деятельности участников по освоению использования некоторых нетрадиционных форм введения новых лексических единиц.
Время: 15 минут.

– Скажите, а почему эти, казалось бы, несуразные слова вам так хорошо запомнились? (Ответы участников). Все верно. Да, чтобы новые лексические единицы прочно усвоились, лучше, чтобы они прошли через какие-то чувства и эмоции (см. эпиграф). На уроках стал замечать, что при изучении новых слов при помощи предъявления картинок или карточек с изображением этого слова, буквально через пару уроков картинки уже не вызывают того первоначального интереса. И задача учителя – придумать, как вызвать новые эмоции для запоминания лексического материала.

 

– И первый способ, который хочу вам представить из моего опыта, называется «Meme Vocabulary». Кстати, слово «мем» отнюдь не неологизм, это слово было придумано английским ученым Ричардом Докинзом еще в 1976 году и означает «любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.».

Процедура:

1. Ведущий объясняет, что участникам мастер-класса будут продемонстрированы короткие видео интернет-мемов, подходящих под изучение активной лексики в 4-м классе. Задача участников – догадаться какое слово или выражение показано на видео.
2. Демонстрация «видеомемов», участники высказывают свои предположения (https://youtu.be/9gOgYOnh5KU).

(При использовании метода «Meme Vocabulary» на уроках, учителю следует отработать произношение каждой новой лексической единицы со всеми учащимися).

 

Второй способ запоминания новых лексических единиц не требует никаких электронных средств обучения, а только воображение и фантазию. Он достаточно простой, но надежный, и новые лексические единицы усваиваются при таком способе не хуже, а может быть и лучше, чем при «Meme Vocabulary». Минус этого способа заключается в том, что не ко всем словам представляется возможным его применить либо это очень трудно сделать. Это метод ассоциаций. Впервые его предложил профессор психологии Стэндфордского университета Ричард Аткинсон, который использовал этот метод для обучения второму языку. Суть проста, постараться включить все ваше воображение и придумать ассоциацию на иностранное слово, которое будет максимально близко к значению этого слова.

Например: английское слово «sleep» похоже на русское слово «слипаться», т.е. когда глаза слипаются мы хотим «спать», английское слово «grab» похоже на русское слово «грабли», которые мы используем, чтобы «тащить» траву или листья.

 

Процедура:

1. Группам выдаются конверты с заранее заготовленными карточками с лексическими единицами 6-х, 7-х, 8-х классов. Задача участников – постараться придумать к английским словам свои ассоциации, которые помогут запомнить значения предложенных слов.
2. Работа в группах

Конверт 1.

Лексические единицы из учебного пособия для 6-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (повышенный уровень) / Н.В.Демченко и др. Раздел 1. «Мир увлечений»: fix (чинить) – возможная ассоциация – «фиксики», knit (вязать) – возможная ассоциация – «нитка», lullaby (колыбельная) – возможная ассоциация – «люлька» или «баю-бай», fit (стройный) – возможная ассоциация – «фитнесс»

Конверт 2.

Лексические единицы из учебного пособия для 7-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (повышенный уровень) / Н.В.Демченко и др. Раздел 9. «Урок иностранного языка»: basis (основа) – возможная ассоциация – «базис, база», goal (цель) – ассоциация «гол в ворота, поразить цель), make up (составлять) – возможная ассоциация – «мэйкап, грим, составлять лицо», smart (умный) – возможная ассоциация – «смартфон, умный телефон».

Конверт 3.

Лексические единицы из учебного пособия для 8-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (повышенный уровень) / Н.В.Демченко и др. Раздел 8. «Литература»: convey (передавать) – возможная ассоциация – «конвейер, который передает разные предметы), gripping (захватывающий) – возможная ассоциация – «грипп, который захватывает всех вокруг», predict (предсказывать) – возможная ассоциация – «продиктовать», portray (изображать) – возможная ассоциация – «портрет».

 

Третий способ подойдет не только для введения новых слов, но и в целом для любого этапа урока (закрепление материала, совершенствование грамматических навыков, фронтальный опрос, рефлексия). Американский учитель математики из калифорнийской школы Нолан Эми создал приложение “Plickers, которое позволяет реализовать быструю обратную связь от всего класса. Для использования этого способа необходима небольшая подготовка. Требуется зайти c компьютера, планшета, либо интерактивной доски на сайт plickers.com, зарегистрироваться, создать викторину-презентацию с четырьмя вариантами ответа и скачать с сайта карточки с QR-кодом в количестве от 1 до 40 штук (в зависимости от количества учащихся в группе). После этого установить в свой телефон приложение Plickers из Google Play. Открыв приложение и введя пароль и почту, которые вы вводили при регистрации, вы сразу же увидите свою презентацию, которую вы создавали на компьютере либо планшете. Открытая презентация с телефона с помощью мобильного интернета либо беспроводного Wi-Fi автоматически отобразится на экране компьютера, либо интерактивной доски. Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа (в нашем случае – правильное значение новой лексической единицы) и поднять вверх свою карточку с QR-кодом, так, чтобы буква правильного варианта (A, B, C, D) была вверху. Учитель с помощью открытого приложения в своем телефоне наводит камеру на карточки учащихся и информация о правильности либо неправильности выбранного варианта автоматически считывается и передается на экран компьютера либо интерактивной доски. Таким образом, в очень интересной и интерактивной форме можно быстро познакомить учащихся с новыми словами и показать им их результаты. При необходимости, можно повторить эту викторину-презентацию еще раз и сравнить, насколько результаты учащихся улучшились по сравнению с первым разом.

– А сейчас давайте попробуем этот способ на практике.

 

Процедура:

1. Участникам демонстрируется презентация по введению новых лексических единиц для 7-го класса, раздел 4 «Друзья». Задача – догадаться о значении слов, подняв заранее заготовленную ведущим карточку с QR-кодом. Напоминание: буква с правильным вариантом ответа должна быть вверху.

    

2. Проверка результатов, выведенных на экране любого гаджета (в нашем случае – мультиборда).

 

 

4 Оценочно-рефлексивный этап

Цель: оценка эффективности взаимодействия учителя и участников мастер-класса.
Время: 5 минут.

– Обратимся к задачам, которые ставили в начале нашего занятия. Оправдались ли те ожидания и опасения, которые записаны на ваших «ладошках»? (Комментируя, ведущий снимает «ладошки» с доски).

– Сегодня на мастер-классе было представлено всего три нетрадиционных способа введения и закрепления новых лексических единиц. На самом деле их гораздо больше и знакомство с ними требует немало времени. Почитать о них можно на различных интернет-сайтах, в соответствующей литературе. На мой взгляд, множество этих способов не только увлекательные, но и эффективные.  

– Дорогие участники мастер-класса, хочется закончить нашу встречу на веселой ноте. Напомните, пожалуйста, тему нашего занятия. (Ответы участников). Отлично! А с чего начинался наш мастер-класс? (С просмотра кинофрагментов, в которых упоминались какие-то непонятные иностранные слова.) Так как сегодня мы знакомились с нетрадиционными способами введения новой лексики, предлагаю закончить наше занятие похожим способом. Вам нужно придумать свое, новое, ранее нигде не звучавшее слово, которым вы бы охарактеризовали свои эмоции, которые получили во время нашего сегодняшнего мастер-класса и написать его на карточке. А потом мы зачитаем в случайном порядке несколько ваших вариантов.

(Ответы участников могут быть, например, следующими: замурчательно, бамбарбически, киргудусно и т.д.).

– Спасибо за вашу активность, позитив и фантазию, показанные на сегодняшнем мастер классе!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий