Конспект занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях с использованием нейроупражнений.
Алла МАЛАШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема занятия: «День рождения белки Лолы» – автоматизация звука [л].
Цель: автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Программные задачи:
– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях;
– развивать общую и мелкую моторику, зрительно-пространственный гнозис и праксис, координацию речи с движением, межполушарные связи, внимание, фонематический слух;
– развивать умение определять место звука в слове;
– обогащать и расширять словарный запас;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
– воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Наглядный материал: игрушка белка, корзинка, конверты, картинки-символы для артикуляционной гимнастики; шаблон для двуручного рисования, цветные карандаши, воздушные шары, балансир, мяч, праздничные хлопушки, игрушечный торт со свечками, ортопедический коврик, кегли, набор предметных картинок со звуком [л], балансировочная координационная дорожка, игрушки из «Киндер-сюрприза», игрушка-снежколеп, разрезная картинка с изображением белки, гирлянда «День рождения», красная и синяя ленточки.
Ход занятия
1 Организационный момент
Учитель-дефектолог: Сегодня у нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?
Небольшой у нее рост,
Но зато пушистый хвост.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
По деревьям скок-скок,
А орешки щелк-щелк.
(Белка)
2 Основная часть
Учитель-дефектолог: Правильно, это веселая и добрая белка по имени Лола. Она очень любит собирать шишки, грибы, орехи, желуди. А еще, у нее сегодня день рождения!
Только посмотри, наша гостья почему-то грустная. И какая-то корзина у нее. Давай посмотрим, что там.
Там письмо от Злой колдуньи.
«За то, что ты не пригласила меня на свой праздник, я забрала все, что у тебя было приготовлено: и угощения, и украшения. А отдам я все только тогда, когда ты выполнишь все мои задания! Но они очень сложные. Ты, наверное, не справишься. Поэтому праздника у тебя не будет…»
Вот белка и прискакала к нам за помощью. Давай поможем нашей гостье!
Здесь в корзинке лежат конверты с заданиями.
Первое задание «Посмотри и повтори»
Учитель-дефектолог: Нам необходимо посмотреть на картинки и сделать так же.
Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
Один, два, три, четыре, пять.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Пароход гудит»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: ы-ы-ы.
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
Учитель-дефектолог: Молодец! Ты отлично справился с этим задание!
Второе задание «Нарисуй воздушные шары»
Перед ребенком шаблон для рисования. Ему необходимо взять в каждую руку по карандашу и начать рисовать одновременно. И вместе с этим произносить звук [л].
Учитель-дефектолог: Что у тебя получилось? Правильно. Воздушный шар. За то, что ты красиво нарисовал и четко произносил звук [л], колдунья возвращает воздушные шарики для праздника!
Третье задание «Песенки»
Учитель-дефектолог: Злая колдунья знает, что Белка любит петь разные песенки. Она хочет, чтобы ты спел для нее. Но, чтобы выполнить это задание, тебе необходимо стать на балансир. Я буду пропевать слоговые песенки и бросать тебе мяч, а ты должен поймать мяч, повторить песенку и бросить мяч обратно.
Ла-ла-ла
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы
Ло-ло-ло
Ал-ал-ал
Ол-ол-ол
Ул-ул-ул
Ыл-ыл-ыл
Ил-ил-ил
Ел-ел-ел
Учитель-дефектолог: Молодец! Ты справился с заданием. Колдунья отдала хлопушки белке.
Четвертое задание «Рифмы»
Учитель-дефектолог: Злая колдунья хочет, чтобы ты сочинил ей стихи. Но для выполнения этого задания она придумала сложное испытание. Перед тобой разноцветная дорожка (ортопедический коврик), справа и слева от нее стоят кегли. Тебе необходимо придумать слово в рифму (картинка-подсказка под кеглей), повторить все предложение и правой ногой сбить кеглю, которая стоит слева, затем левой ногой сбить кеглю справа и проговорить следующее предложение с договариванием рифмы.
Но не забывай четко и правильно произносить [л].
Помогает деду внук –
Собирает с грядок … (лук).
Мне вчера приснился сон:
По саванне бродит … (слон).
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные (глаза).
Стоит, растопырив иголки,
В лесочке зеленая … (елка).
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много … (пчел).
Эй, давай играть в футбол!
Забивай в ворота … (гол).
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче … (лампу).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе … (лопатой).
Учитель-дефектолог: Очень хорошо, молодец!
За выполнение этого задания Злая колдунья отдает белке свечки для торта.
Пятое задание «Верни друзей»
Учитель-дефектолог: У белки Лолы очень много друзей. Поэтому Злая колдунья заколдовала их и превратила в игрушки.
Перед тобой балансировочная координационная дорожка. Справа и слева от нее лежат игрушки-«киндеры» – это и есть заколдованные друзья белки. Тебе необходимо взять снежколепом ту игрушку, в названии которой есть звук [л] и положить в корзинку Лолы. (Пчела, волк, робот, жираф, лошадка, кукла, лев, щенок, рыба, кролик, слон, бегемот, еж, лось).
Молодец! Ты справился с этим заданием, колдунья вернула всех.
Шестое задание «Найди звук [л]»
Учитель-дефектолог: Колдунья положила в этот конверт картинки. В названиях изображенных там предметов спрятался звук [л]. Тебе необходимо определить место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.
Я буду показывать тебе картинку, а ты должен назвать, что видишь, определить место звука в слове и дотронуться до нужной части тела (начало слова – это голова, середина – это живот, а конец слова – это колени).
(Лапа, вилка, лошадь, осел, ложка, стул, галка, скакалка, ласточки, пила, стол, желуди, лошадь, юла, дятел, лук, пол, лодка, футбол, молоко, козел).
Посмотри, колдунья вернула белке праздничный торт.
Седьмое задание «Исправь предложение»
Учитель-дефектолог: Колдунья решила посмешить тебя и придумала неправильные предложения. Она записала их на открытке. Я буду читать эти предложения по одному, а ты слушай внимательно.
Я тебе повяжу на правую руку красную ленточку, а на левую – синюю. Если предложение, которое я прочитаю, будет неправильное, то ты должен будешь поднять правую руку, исправить ошибку и произнести предложение правильно. Если предложение будет правильное, то поднимешь леву руку и просто повторишь предложение.
Салат ел Милу.
Элла ела булку.
Салазки везут Славу.
Стул упал на пол.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Лолу.
Ладони вымыли Клаву.
Луша купила куклу.
Лук полол Милу.
Алла надела белый платок.
Булавка укололась Володей.
Котенок лакал молоко.
Молодец! Ты все правильно назвал. Колдунья возвращает белке гирлянду «День рождения».
Восьмое задание «Собери фото»
Учитель-дефектолог: Посмотри, в конверте с этим заданием лежит еще один конверт. Давай посмотрим, что там? Так тут фотография нашей белочки! Только она почему-то разрезана на кусочки. Давай попробуем собрать ее.
Ты правильно собрал картинку. Умница!
Оказывается, эту фотографию колдунья хотела подарить Лоле на день рождения. А поскольку ее не пригласили, она рассердилась и порезала свой подарок.
Сейчас, когда ты выполнил все задания колдуньи, которая оказалась не такой уж и злой, а просто обиженной, думаю, Лола пригласит ее к себе на праздник!
3 Заключительная часть
Учитель-дефектолог: Ну, а наше занятие подошло к концу. День рождения спасен! Белка Лола приглашает и тебя на свой праздник!
Скажи, пожалуйста, сложно ли тебе было выполнять задания?
Что, на твой взгляд, у тебя получилось лучше всего?
Ты большой молодец!