Подготовка к обучению грамоте. Конспект коррекционного занятия в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая подгруппа (от 5 до 7 лет)

- 17:20КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект коррекционного занятия в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая подгруппа (от 5 до 7 лет).

 

Ирина АВТУХ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

Тема: Звуки [б], [б’]. Буква Б.

Задачи:

для воспитанников 5 лет

– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [б], [б,] в слогах, словах, предложениях;
– развивать умение делить слова на слоги;
– развивать умение проводить звуковой анализ слова;
– развивать представление детей о букве Б как знаке для обозначения согласных звуков [б], [бʼ];

для воспитанников 6–7 лет:

– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [б], [б,] в слогах, словах, предложениях;
– формировать умение делить слова на слоги;
– формировать умение проводить звуковой анализ слова;
– формировать представление детей о букве Б как знаке для обозначения согласных звуков [б], [бʼ];

Оборудование: картинки (гномы Бим и Бом, продукты питания, в названии которых есть звуки [б], [бʼ] (биточки, банан, беляши, колбаса, баклажан, блинчики, батон, бекон), подарочные коробки для деления слов на слоги); зеркала, карточки для звукового анализа слов, картинка буквы Б, проволока.

 

Ход занятия

 1 Организационный момент

Учитель-дефектолог: Сегодня у нас на занятии сказочные герои, гномы Бим и Бом. Они приготовили для вас много заданий.

Первое задание: придумайте слова, в названии которых есть звук [а] ([у], [м]).

Молодцы, вы справились.

 

2 Знакомство со звуками [б], [бʼ]

Учитель-дефектолог: Какой первый звук в имени Бом, Бим.

Как вы думаете, с какими звуками нас познакомят наши герои? (со звуками [б], [бʼ]).

 

3 Характеристика звуков

Учитель-дефектолог: Возьмите зеркала, произнесите звук [б]. Что помогает произносить этот звук? (Губы).

Что происходит с нашими губами? (Губы соединяются и быстро размыкаются).

Если в произношении участвуют губы, язык, то звук какой? (Согласный).

Звук [б] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

Приложите ладонь к шее и скажите звук [б] звонкий или глухой? (Звонкий).

И так, звук [б] – это согласный, твёрдый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.

Аналогичная работа проводится со звуком [бʼ]

 

4 Дифференциация звуков [б] – [бʼ]

Учитель-дефектолог: Гномы Бом и Бим любят вкусно покушать, а вот что они любят, мы сейчас узнаем. Если в слове звук [б], то этот продукт питания любит Бом. Если в слове звук [бʼ], то этот продукт питания любит Бим (каждый ребёнок берёт картинку и определяет в слове звуки).

Дети 6–7 лет выполняют самостоятельно

 

5 Деление слов на слоги

Учитель-дефектолог: Для того чтобы гномам было легче унести наши угощения, давайте положим их в подарочные упаковки. Если в слове один слог – в коробку с цифрой 1, если два слога – в коробку с цифрой 2 и т.д.

Дети 6-7 лет выполняют самостоятельно

 

6 Динамическая пауза

Конфета бывает простой и с помадкой,
Немного с кислинкой и приторно-сладкой,

Дети гладят себя по животу.
Морщатся, улыбаются.

В обёртке блестящей и малоприглядной,
Клубничной, малиновой и шоколадной

Сжимают-разжимают кулачки
Руки вверх, в стороны, вниз.

И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей,
Бывает орешков в ней целая куча.

Повороты вправо-влево-вправо.
Тянутся руками к потолку.

И каждый, кто пробовал, сам понимает:
Ненужной она – никогда не бывает.
                                            (Д.Половнев)

Гладят себя по животу.
Мотают головой.

7 Звуковой анализ слова

Учитель-дефектолог: Бом и Бим хотят узнать, из каких звуков состоят их имена. Давайте им поможем.

Назовите первый звук в слове Б-б-бом. ([б]). Какой он? (Согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом).

Назовите второй звук Бо-о-ом. ([о]). Какой он? (Гласный, обозначаем красным цветом).

Назовите третий звук Бом-м-м. ([м]). Какой он? (Согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом).

Сколько звуков в слове Бом? (Три)

Сколько гласных звуков? (Один) Назовите его ([о]).

Сколько согласных звуков? (Два) Назовите их ([б], [м]). 

Аналогичная работа проводится со словом Бим.

 

8 Знакомство с буквой Б

Учитель-дефектолог:

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

На что похожа буква Б? (Ответы детей)

Из каких элементов она состоит? (Ответы детей)

Дети выкладывают букву из проволоки.

 

9 Итог занятия

Учитель-дефектолог:

С какими звуками мы познакомились?
Какой буквой они обозначаются?
Какие задания на занятии были для вас тяжелые (легкие)??
Оцените свою деятельность эмоциями:

– улыбаемся – все было легко и со всеми заданиями справились,
– грустим – были затруднения.

Дети оценивают себя.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий