Конспект коррекционного занятия в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая подгруппа (от 5 до 7 лет).
Ирина АВТУХ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: Звуки [б], [б’]. Буква Б.
Задачи:
для воспитанников 5 лет
– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [б], [б,] в слогах, словах, предложениях;
– развивать умение делить слова на слоги;
– развивать умение проводить звуковой анализ слова;
– развивать представление детей о букве Б как знаке для обозначения согласных звуков [б], [бʼ];
для воспитанников 6–7 лет:
– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [б], [б,] в слогах, словах, предложениях;
– формировать умение делить слова на слоги;
– формировать умение проводить звуковой анализ слова;
– формировать представление детей о букве Б как знаке для обозначения согласных звуков [б], [бʼ];
Оборудование: картинки (гномы Бим и Бом, продукты питания, в названии которых есть звуки [б], [бʼ] (биточки, банан, беляши, колбаса, баклажан, блинчики, батон, бекон), подарочные коробки для деления слов на слоги); зеркала, карточки для звукового анализа слов, картинка буквы Б, проволока.
Ход занятия
1 Организационный момент
Учитель-дефектолог: Сегодня у нас на занятии сказочные герои, гномы Бим и Бом. Они приготовили для вас много заданий.
Первое задание: придумайте слова, в названии которых есть звук [а] ([у], [м]).
Молодцы, вы справились.
2 Знакомство со звуками [б], [бʼ]
Учитель-дефектолог: Какой первый звук в имени Бом, Бим.
Как вы думаете, с какими звуками нас познакомят наши герои? (со звуками [б], [бʼ]).
3 Характеристика звуков
Учитель-дефектолог: Возьмите зеркала, произнесите звук [б]. Что помогает произносить этот звук? (Губы).
Что происходит с нашими губами? (Губы соединяются и быстро размыкаются).
Если в произношении участвуют губы, язык, то звук какой? (Согласный).
Звук [б] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
Приложите ладонь к шее и скажите звук [б] звонкий или глухой? (Звонкий).
И так, звук [б] – это согласный, твёрдый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.
Аналогичная работа проводится со звуком [бʼ]
4 Дифференциация звуков [б] – [бʼ]
Учитель-дефектолог: Гномы Бом и Бим любят вкусно покушать, а вот что они любят, мы сейчас узнаем. Если в слове звук [б], то этот продукт питания любит Бом. Если в слове звук [бʼ], то этот продукт питания любит Бим (каждый ребёнок берёт картинку и определяет в слове звуки).
Дети 6–7 лет выполняют самостоятельно
5 Деление слов на слоги
Учитель-дефектолог: Для того чтобы гномам было легче унести наши угощения, давайте положим их в подарочные упаковки. Если в слове один слог – в коробку с цифрой 1, если два слога – в коробку с цифрой 2 и т.д.
Дети 6-7 лет выполняют самостоятельно
6 Динамическая пауза
Конфета бывает простой и с помадкой, |
Дети гладят себя по животу. |
В обёртке блестящей и малоприглядной, |
Сжимают-разжимают кулачки |
И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей, |
Повороты вправо-влево-вправо. |
И каждый, кто пробовал, сам понимает: |
Гладят себя по животу. |
7 Звуковой анализ слова
Учитель-дефектолог: Бом и Бим хотят узнать, из каких звуков состоят их имена. Давайте им поможем.
Назовите первый звук в слове Б-б-бом. ([б]). Какой он? (Согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом).
Назовите второй звук Бо-о-ом. ([о]). Какой он? (Гласный, обозначаем красным цветом).
Назовите третий звук Бом-м-м. ([м]). Какой он? (Согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом).
Сколько звуков в слове Бом? (Три)
Сколько гласных звуков? (Один) Назовите его ([о]).
Сколько согласных звуков? (Два) Назовите их ([б], [м]).
Аналогичная работа проводится со словом Бим.
8 Знакомство с буквой Б
Учитель-дефектолог:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
На что похожа буква Б? (Ответы детей)
Из каких элементов она состоит? (Ответы детей)
Дети выкладывают букву из проволоки.
9 Итог занятия
Учитель-дефектолог:
С какими звуками мы познакомились?
Какой буквой они обозначаются?
Какие задания на занятии были для вас тяжелые (легкие)??
Оцените свою деятельность эмоциями:
– улыбаемся – все было легко и со всеми заданиями справились,
– грустим – были затруднения.
Дети оценивают себя.