Путешествие по Беларуси. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

- 9:40ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие направлено на ознакомление детей с белорусской культурой, историей, традициями.

 

Наталья ЛЕПКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать представления о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из глины, льна, соломки, дерева);
– закрепить представления о разнообразии растительного и животного мира Беларуси;
– развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
– развивать внимание, диалогическую речь, умение слушать своих товарищей;
– воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, своему народу.

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Сегодня чудесный день. Я рада вас видеть красивыми, радостными, здоровыми, с улыбками на лицах. Ребята, к нам в гости приехала девочка Золо из Африки. Она очень хочет узнать о нашей прекрасной стране. Выполним ее просьбу? Тогда давайте сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей Родине – Республике Беларусь. Возьмем Золо в свое путешествие?

 

Упражнение «Родина – это…»

Воспитатель.

Беларусь любимая, славная земля,
Лучше всех ты, милая
Родина моя…

Родина –значит родная, как мама и папа. Родина – это место, где мы родились, где живем со своими родителями, братьями и сестрами, где живут наши дедушки и бабушки, друзья.

1-й ребенок.

Родина – мама и я,
Папа, сестричка моя,
Дедушка с бабушкой, брат.
Солнца восход и закат.

2-й ребенок.

Родина – край наш родной,
Неба простор голубой,
Реки, леса, и поля.
Родина – гордость моя.

Воспитатель. По дороге мы вспомним, что знаем о Беларуси, а может, сделаем для себя некоторые открытия. Путешествовать мы будем на автобусе. Но для этого нужно приобрести билет. Стоимость одного билета – правильный ответ на вопрос.

Игра – викторина «Знатоки Беларуси»

Столица Республики Беларусь – … (город Минск)
Назови Президента Республики Беларусь (Александр Григорьевич Лукашенко)
Как называется город, в котором ты живешь? (Волковыск)

Сколько областей в Республике Беларусь? (Шесть)
В каком городе находится крепость-герой? (Брест)
Назови самый большой заповедник в Беларуси (Беловежская пуща)

Воспитатель. Предлагаю начать путь.

На экскурсию мы едем,
Беларусь узнать хотим,
По республике проедем
И в окошко поглядим.
Стоп, смотрите прямо.
Что же перед нами?

Дети по очереди отвечают на вопросы, получают «билет», занимают места в «автобусе».

Остановка «Государственные символы»

Воспитатель. Ребята, на земном шаре много государств, но каждое из них имеет свои знаки отличия-символы. Это герб, флаг и гимн. Их почитают как родной дом, родное слово, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека его Родину. И нам, гражданам Беларуси нужно относиться уважительно к символам нашей страны.

Воспитатель показывает государственный флаг Республики Беларусь

Воспитатель. Широкая полоса красного цвета. Красный цвет – знак солнца, радости, счастья, богатства.

1-й ребенок.

Красный – в память погибших,
За нашу землю кровь проливших,
За столь желанную свободу,
За славу своему народу!

Воспитатель. Узкая полоса зеленого цвета. Зеленый цвет – символ богатой природы Беларуси, цвет полей, лугов и лесов, которые занимают большую часть территории нашей страны.

2-й ребенок.

Зеленый – показатель жизни,
Всего того, что есть в Отчизне,
Природы щедрые богатства,
Мир, процветанье государства!

Воспитатель. Белый цвет на флаге. Белый цвет – цвет свободы, чистоты и мудрости, символ уважения к своему Отечеству.

3-й ребенок.

Белый – мудрость и свобода,
Чистота души народа,
Гостеприимство и духовность,
Что составляет нашу гордость!

Воспитатель. Белорусский национальный орнамент «Восходящее солнце». Большой ромб обозначает засеянное поле, а крестик внутри символизирует солнце. Маленькие ромбы обозначают, что из зернышек ржи, собранных в этом году, можно засеять поле в следующем и получить урожай, и так из года в год – это говорит о продолжении жизни, продолжении рода белорусов.

Воспитатель демонстрирует государственный герб Республики Беларусь.

Воспитатель. Земной шар – символ дружбы, потому что белорусы – очень доброжелательные и мирные люди, поддерживают хорошие отношения с другими народами.

Контур Беларуси в лучах восходящего солнца – символ жизни, надежда на процветание Беларуси. Венок из золотых колосьев – символ урожая, главного богатства страны – хлеба. Цветки клевера – связь с животным миром, корм для лошадей, коров, овец, разведением которых занимаются белорусы давно.

Цветки льна – растение, из которого шьют одежду, скатерти, салфетки, – символ труда, добра и достатка белорусов. Пятиконечная звезда – символ человечности и знак мужества народа. Красно- зеленая ленточка символизирует цвета Государственного флага Республики Беларусь.

Таким образом, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный флаг Республики Беларусь рассказывает о белорусском народе, его истории и традициях.

Гимн Республики Беларусь – это главная мелодия, которую играют на важных встречах, торжественных мероприятиях. В знак уважения гимн слушают и поют стоя. И это правило должен выполнять каждый гражданин Беларуси. В гимне Беларуси обращаются со словами: “слаўся”, “квітней”, “наша любімая маці-Радзіма”. Эти слова передают любовь белорусского народа к своей стране.

Игра «Сложи карту Беларуси»

Воспитанники складывают из частей-областей карту Беларуси, проговаривая названия областных городов.

Воспитатель. Пора двигаться дальше. Занимайте места в автобусе.

На экскурсию мы едем. Беларусь узнать хотим,
По Республике проедем, и в окошко поглядим.
Стоп, смотрите прямо. Что же перед нами?

Физминутка «Мой дом, мой город, моя страна»

 

Остановка «Культурная»

Воспитатель. Ребята, чем славится Беларусь во всем мире? (Людьми, спортивными достижениями, промышленными товарами, природой). Верно, а еще наша страна славится народными мастерами. Любой человек приезжающий к нам как гость, хочет увезти с собой белорусский сувенир. Мы с вами попали на выставку предметов декоративно-прикладного искусства.

Задание «Что из чего? »

Детям раздают карточки с изображением материалов (дерево, солома, глина, лен) и предлагают найти на выставке предметы, которые изготовлены из них, рассказать об изделии.

Воспитатель. Отправляемся дальше.

Остановка «Заповедник, Беловежская пуща» (звучит пение птиц)

Воспитатель. Этот легендарный национальный парк занимает территорию сразу двух государств: Беларуси и Польши. В его дремучих лесах есть места, куда не ступала нога человека, а некоторые деревья помнят литовских князей. Здесь обитает большое количество видов животных, но самым известным жителем по праву считается зубр. Ребята, а что вы знаете про зубра? (Зубр – самое крупное животное наших лесов, он занесен в Красную книгу Республики Беларусь. Больше всего зубров живет в Беловежской пуще).

Зубры своим характером чем-то напоминают белорусов: спокойные, дружелюбные, мудрые. А еще здесь живет белорусский Дед Мороз. Он круглый год принимает здесь гостей, с удовольствием показывает свои владения и дарит подарки.

Задание «Что в лесу растет, кто в лесу живет» (работа в парах)

Детям раздаются карточки с изображением животных и растений Беловежской пущи и Африки, предлагается расселить по местам обитания. Животные и растения Африки размещают в вагончики и отправляют в Африку.

Остановка «Национальные блюда»

Воспитатель. Белорусская национальная кухня славится богатейшим меню, в котором присутствуют сытные и простые блюда: множество уникальных супов, салатов и прочих угощений. Драники, колдуны, картофельная бабка, мочанка, верещака, клецки, крупник и многие другие блюда.

Задание «Поварята»

Мальчикам предлагают «приготовить» (отобрать карточки с изображением продуктов, входящих в состав блюда) по рецепту драники, а девочкам – “испечь каравай”.

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие по Республике Беларусь. Нашей гостье из Африки очень понравилось путешествие по нашей стране. И ей очень хотелось бы остаться вместе с нами. Вы настоящие граждане своей страны.

Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? Что о нашей стране вы бы хотели рассказать своим родителям вечером? (Ответы детей.)

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий