Как учителю запомнить количество и оценить качество ответов каждого ученика в классе, чтобы ребенок мог в дальнейшем осуществить саморефлексию собственной деятельности на уроке? Для решения этой проблемы, а также с целью мотивации учащихся к изучению немецкого языка автор совместно со своими учениками разработала способ оценивания уровня коммуникативных навыков учащихся на уроке «Интеллектуальное казино».
Инесса КРАСИКОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
Понимание ребенком отметки, поставленной учителем,
требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу.
Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок
похож на разговор двух глухих.
Д.Б.Эльконин
Проблема организации контрольно-оценочной деятельности на уроках иностранного языка всегда является актуальной, так как часто вызывает споры и разногласия между субъектом контроля (учителем) и объектом контроля (учеником).
В «Методических указаниях по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам» даны определения понятий контроля, его цели, задач, функций и видов, а также определены отличия между оценкой и отметкой.
В процессе организации контроля учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях учителю необходимо постоянно получать информацию об уровне усвоения каждым учащимся изученного материала.
Текущая аттестация учащихся осуществляется посредством организации поурочного и тематического контроля. И вот здесь часто возникают разногласия между учителем и учащимся по поводу отметки, полученной в конце урока. С одной стороны – учитель, который должен оценить качество и количество деятельности каждого учащегося на уроке, а с другой – целый класс или группа учащихся, предоставляющих, например, свои устные ответы.
Как учителю запомнить количество и оценить качество ответов каждого ученика в классе, чтобы ребенок мог в дальнейшем осуществить саморефлексию собственной деятельности на уроке?
Для решения этой проблемы, а также с целью мотивации учащихся к изучению немецкого языка я со своими учениками разработала способ оценивания уровня коммуникативных навыков учащихся на уроке «Интеллектуальное казино».
Правила «Интеллектуального казино»
– За каждый правильный ответ учащийся получает фишку (например, мини-фигурку известного магазина), за частично верный – желтую карточку, за неверный ответ или отсутствие ответа – синюю карточку;
– Предметом оценивания на уроке немецкого языка является предложение, т.е. оценивается только предложение: вопросительное или повествовательное.
– Все учащиеся группы немецкого языка отвечают домашнее задание по очереди, по цепочке. Если ответ не получен, ответ переходит к следующему. Тот учащийся, который ответ не предоставил, получает синюю карточку.
– Когда учащиеся закрепляют новый материал, то отвечают по желанию, поднимая руку и не выкрикивая свой ответ. За правильный ответ выдаётся очередная фишка, за неправильный ответ по новой теме желтые или синие карточки учащиеся не получают.
– К концу урока каждый учащийся должен «заработать» не менее 10 фишек и/или карточек.
– Если учащийся дал только менее 5 ответов, то полученные им фишки и карточки суммируются с ответами следующего урока.
– Те учащиеся, кто дал 10 ответов, могут закончить работу на уроке и «перевести дух», для того чтобы у остальных было время добрать своё количество ответов, поскольку время урока ограничено.
– У кого недостаточно фишек и/или карточек, получают дополнительные вопросы по пройденному материалу от учителя или одноклассников.
– Те учащиеся, которые сами задают вопросы/придумывают аналогичные задания одноклассникам, также получают фишку от учителя при условии правильности своих вопросов или заданий.
– Если какой-либо учащийся группы даёт ошибочный/неточный ответ и получает синюю/желтую карточку, то у других есть возможность заработать фишку за правильный ответ за этот же вопрос.
– если учащийся выкрикнул свой ответ, пусть даже и правильный, ответ не будет оцениваться.
– При организации тематического контроля в устной форме (устное высказывание) учащиеся получают также фишку за каждое правильно составленное предложение, их должно быть не менее 10. Дополнительно по теме задаются вопросы учителем и/или одноклассниками.
– Отметка учащемуся выставляется способом решения пропорций. Например, учащийся получил 7 фишек (по 1 за каждый правильный ответ), 2 желтых карточки (по 0,5 за каждый частично верный ответ) и 3 синих карточки (за каждый неверный ответ), т. е. дал 12 ответов на уроке. Таким образом, 7 + 0,5 + 0,5 = 8, далее умножаем на 100 и делим на все ответы учащегося (на 12). В итоге получаем 66,6, это значит, учащийся получает сегодня отметку «7».
Многим коллегам такой способ, возможно, покажется примитивным или, наоборот, непростым, поскольку нужно высчитывать балл с помощью калькулятора. Но, применяя его более трех лет, мы с учащимися убедились, что это не так, и увидели преимущества этого способа.
Положительные стороны «Интеллектуального казино»:
– возможность оценить всех учащихся на уроке;
– фишки и карточки дают возможность оценить качество и количество ответов учащегося, при этом «обида за оценку» по отношению к учителю исключена;
– значительно повышается мотивация к изучению предмета;
– так как каждый ученик желает получить именно фишку за правильный ответ, повышается качество ответов и количество правильных из них;
– если учащийся совершил ошибку, то внимательно слушает правильный ответ одноклассника, чтобы в следующий раз дать аналогичный по образцу;
– у учителя нет проблем с теми, кто подсказывает и выкрикивает ответы, т.к. ученики могут «официально» заработать фишку за свои знания.
Отрицательные стороны (о них ученики заранее проинформированы):
– понравившиеся фишки могут «исчезать» после урока, но в следующий раз их не хватит для оценивания всех учащихся;
– желтые и синие карточки сигнализируют о пробелах в знаниях учащихся и также могут «прятаться» под тетрадями или «случайно» падать на пол. Тогда мы договариваемся собирать все ответы на уроке в именные бумажные стаканчики;
– некоторые учащиеся имеют привычку «жевать» фишки, поэтому каждые месяц фишки проходят санобработку.
Но, в общем и целом, такой способ оценивания коммуникативных навыков на уроке иностранного языка представляется эффективным решением для организации текущей аттестации учащихся, так как обеспечивает прозрачность ответов каждого учащегося, способность проанализировать самим учащимся качество своей работы на уроке, а также увидеть, как работают остальные. Главное в том, что учащийся, понимая процедуру оценки и ее связь со своими успехами и неудачами, в состоянии самостоятельно вычислить свою отметку математическим путем, что облегчает задачу учителя.