Музыкально-театрализованное представление по мотивам одноименной сказки А.Лопатиной и М.Скребцовой направлено на формирование первичных представлений о содержании и социальной значимости общественно полезного труда и созданию у воспитанников положительного эмоционального опыта участия в праздниках данной тематической направленности.
Наталья ЧАПАЙЛО,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад № 285 г. Минска»
Цель: формирование основ культуры труда и желания трудиться на пользу общества посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Действующие лица: взрослые – Ведущий; дети – Девочка, Синичка, Тополь, Воспитатель, Дворник, Рабочие.
Оборудование: костюмы всем персонажам: Синичке, Тополю, Дворнику, рабочим; для сказки – «пилы», «топоры», «лестница»; «кормушка»; для танцев – «солнышки» на резинке (по 1 для каждого ребёнка), пакеты для мусора большие белые (по 1 для каждого ребёнка); лопаты (6 для мальчиков) и грабли (6 для девочек); для оркестра – металлофоны, бубенцы, сосульки + ложки, шарики с бубенчиком, свистульки простые и водяные, мультитон, ксилофоны, трещотки, гуиро, джембе, колокольчики; авторская игровая модель «Тополиный пух».
Ход мероприятия
I часть
Задачи: формировать умения интонационного и дикционно чистого, выразительного исполнения песен, танцевальных движений с разнообразными атрибутами; находить способы передачи разных характеров танцевальных и музыкально-игровых образов; воспитывать потребность в общении с музыкой.
Дети с «солнышками», надетыми на руки, подскоком забегают в зал, выстраиваются в 4 колонны и исполняют танцевальную композицию.
Танец-вход с «солнышками». Песня «Смешинки» (сл. и муз. А.Морозовой, ДМС «Планета Фантазёров»),
По окончании танца остаются на своих местах в 4 колоннах.
1-й ребёнок.
Уже светлее по утрам –
Пораньше солнышко встаёт!
Мы рады солнечным лучам –
Они растопят снег и лёд
2-й ребёнок.
Всюду радость и веселье!
Чист и ясен небосклон,
Всюду птичье новоселье,
Суета и перезвон.
3-й ребёнок.
В яркой зелени поля,
Обновляется земля.
И березки все в сережках,
В клейких почках тополя.
4-й ребёнок.
Как хорошо, что пришла к нам весна.
Все пробудилось от зимнего сна.
Солнышко ласково светит в окошко,
Стало светлей и теплее немножко.
5-й ребёнок.
Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра –
В гости к нам пришла …
Дети (все вместе). Весна!
6-й ребёнок.
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач.
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
7-й ребёнок.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор.
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Дети вешают «солнышки» – смешинки на ёлочки в правом углу зала и садятся на места. Ведущий и Тополь выходят к зрителям.
II часть
Задачи: развивать умения самостоятельно применять ранее выученные песни, оркестры, танцы, импровизации в разных видах эстетической деятельности; формировать первичные представления детей о значимости труда в жизни человека; воспитывать нравственно-волевые качества.
Сказка «Городской житель» (А.Лопатина, М. Скребцова сб. «Сказы матушки земли», экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания)
Ведущий. Синичка зимовала на тополе. И не только она одна: очень много разных птиц укрывались в густых и крепких ветвях огромного дерева от зимней стужи и холодных ветров. В доме возле тополя жила девочка … (имя). Она развесила на дереве кормушки для птиц и каждый день насыпала туда корм. Наступила весна…
Дети становятся группами по залу: кто-то стоит, кто-то рядом сидит.
Песня «Весна» («Снова весною повеяло…»), (муз. Ю. Кудинова, сл. Е.Щепотьевой)
Ведущий. С приходом весеннего тепла на тополе появились новые пернатые: вернулись в родные края перелётные птицы-путешественники. И на дереве закипела жизнь!
Дети берут музыкальные инструменты на угловой тумбочке.
Оркестр «Вестники весны». Амилькаре Понкьелли «La danza delle ore» (фрагменты из балета «Танец часов» – финала третьего акта оперы «Джоконда»)
Возвращают на место инструменты, садятся на стульчики.
Синичка и Тополь остаются в центре зала.
Синичка. Спасибо за приют, Тополь. Я улетаю в лес. Летом в городе тяжело жить, в пыли и грохоте. Жаль, ты не можешь убежать в лес, корни твои асфальтом сдавлены.
Тополь. Мне нельзя убегать. Я для людей важную работу делаю: город очищаю листьями от копоти и пыли. Там, где тополей много, воздух чище.
Синичка. Хочешь, я одно твое семечко в лесу посажу?
Тополь. Хорошо, прилетай за ним в начале лета, когда мои семена с пушинками созреют.
Синичка улетает, садится на свой стульчик.
Ведущий. Синичка вернулась назад летом, когда семена тополя полетели во все стороны, как легкий воздушный снег.
Дети берут в рюкзачках пакеты, выходят в центр зала.
Игровая модель «Тополиный пух»
Дети садятся, пакеты – в рюкзачки.
Синичка и Тополь выходят в центр зала.
Тополь (вздыхая). Хорошо, что ты прилетела, Синичка. Я хотел с тобой попрощаться. Завтра меня спилят…
Ведущий. В это время девочка …. (имя) открыла окно и подставила ладошку. Она хотела поймать пушинку-семечко, но вместо семечка на ее ладошку села Синичка и защебетала.
Синичка (с тревогой). …..(Имя)! Спаси тополь! Завтра рабочие его спилят! Он слышал, как дворник сказал: «Этот тополь уберите, пылит он, надоело убирать за ним!»
Девочка. Я постараюсь помочь!
Синичка улетает.
Ведущий. ….. (имя) решила рассказать об этом в детском саду Воспитателю и своим друзьям. Когда они узнали про опасность, которая угрожает дереву, решили спасти Тополь.
Воспитатель (встаёт и выходит к колонне). Ребята! Строимся парами и отправляемся в парк!
Дети становятся парами за Воспитателем и идут «в парк» к Тополю.
Ведущий. На следующий день, когда рабочие с дворником пришли рубить дерево, Воспитатель и дети окружили тополь кольцом.
Вокруг Тополя полукругом становятся все дети и Воспитатель.
К ним подходят Дворник и рабочие с «пилами» и «лестницей».
Воспитатель (строго). Вы хотите, чтобы жители нашего города болели из-за пыли?
Там, где много тополей,
Воздух чище и светлей.
Тополь город очищает,
Пыль листвою собирает.
Словно мощный пылесос,
Он из семечка пророс.
Ведущий. Дворник не выдержал этого натиска и сказал…
Дворник. Я согласен, нельзя рубить такое полезное дерево!
Воспитатель и дети радостно прыгают и кричат «ура!».
Воспитатель. Молодцы, ребята! У нас получилось! Возвращаемся в детский сад!
Строятся парами и идут за Воспитателем, садятся на стульчики.
Ведущий. Когда Воспитатель и дети ушли, дворник сказал Тополю…
Дворник (миролюбиво). Выходит, мы с тобой одно дело делаем, только я двор очищаю от грязи, а ты – воздух.
Ведущий. Тополь в ответ радостно кивнул ветвями, и тысячи его деток семян полетели в разные стороны на белоснежных пушинках парашютиках.
Дворник и рабочие садятся на свои места.
Воспитатель. А давайте в эти первые весенние дни, когда все люди наводят порядок и благоустраивают дворы, сёла и города, посадим молодое деревце тополя на территории нашего детского сада и будем ухаживать за ним?
Девочка.
Смело за дело! Приступим, друзья!
Пусть зеленеет родная земля!
С каждого дерева – вырастет лес!
Пусть эта радость взлетит до небес!
Дети солисты берут грабли и лопаты, становятся по рисунку танца.
Танец с садовыми инструментами (граблями и лопатами) «Лоўкiя рыдлёўкi»
(бел. нар. мелодия «Зелена»)
Ставят инструменты в высокую корзину в правом углу зала.
III часть
Задачи: развивать эмоционально-позитивное отношение, интерес к разным жанрам музыкального искусства, к музыкальному исполнительству и творчеству; воспитывать у детей уважительное отношение к общественно-полезному труду; поддерживать стремление к личным достижениям, волевым усилиям для получения нужного результата.
Выходят чтецы (рабочие).
8-й ребёнок.
Посадите дерево или лучше десять,
Не жалейте для рассады удобрений смеси.
9-й ребёнок.
Поливайте чаще, чтоб деревья пили,
Чтобы крепче, зеленей кроны у них были.
10-й ребёнок.
А вокруг деревьев цветов насадите,
А когда всё зацветет – радуйтесь, глядите.
11-й ребёнок.
Всё красиво сделано вашими руками,
Это чудо на земле вы создали сами!
Все дети выстраиваются полукругом перед экраном, в центре – Тополь.
Песня «Тополёк» (сл. Я.Халецкого, муз. С.Стемпневского)
*12-й ребёнок.
Посадите дерево, пусть оно растёт.
Посадите дерево, пусть оно живёт.
Веточкой потянется к солнцу на восток
Тонкий и настойчивый дерева росток.
И леса зелёные дружно зашумят,
Бесконечно радуя человека взгляд.
Под пушистой кроною путник отдохнёт,
Птица голосистая песню пропоёт.
Здесь зверьё безгрешное дом себе найдёт,
В юной роще жемчугом ландыш зацветёт.
И в прохладу тихую, в трепетность листвы
Будут сказки мудрые лесом вплетены. (Валентина Белова)
Дети кланяются и выходят из зала.
*Вариант окончания сказки.
12-й ребёнок.
Посади дерево,
Мусор убери!
Пусть земля дышит.
Ты ей помоги!
И в благодарность
За сделанный труд
На чистой земле
Пусть дети живут! (Айдар Айди)