Интерактивный квест «Город на Днепре» разработан с целью гражданско-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ города Могилева. Основу квеста можно использовать для разработки мероприятия на материале другого региона.
Наталья ЗЯТКИНА,
учитель белорусского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева имени М.Ф.Сафонова»
Повышение качества гражданско-патриотического воспитания и его практическая направленность являются одним из важнейших направлений современной системы общего среднего образования. Их реализация напрямую связана с формированием мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности, к изучению истории родного края, к усвоению морально-ценностных ориентиров.
Цель: формирование у учащихся мотивации к изучению истории малой родины.
Задачи:
– способствовать углублению знаний учащихся об историко-культурном наследии родного города через активное включение в игровую ситуацию;
– способствовать формированию информационных, коммуникативных, общекультурных компетенций учащихся;
– воспитывать любовь к Родине, формировать чувство коллективизма.
План
I Вступительная часть:
– организационный момент;
– вступительное слово;
– сообщение правил игры.
Оборудование: плакаты с девизами “Хто працуе, той і мае”; “Толькі таму пашана будзе, хто Радзіму не на словах любіць”; “Ад душы працуеш – Радзіму мацуеш”; маршрутные листы для команд.
II Основная часть
Выполнение заданий на станциях:
– «Могилев героический»;
– «Могилев литературный»;
– «Могилев театральный»;
– «Магілёў старадаўні»;
– «Могилев культурный»;
– «Могилев спортивный»;
– «Могилев гостеприимный»;
– «Могилев мемориальный»;
– «Могилев архитектурный»;
– «Могилев речной».
Оборудование: листы с заданиями; фрагменты иллюстрации Наполеона Орды
III Заключительная часть:
– подсчёт баллов;
– заключительное слово.
Оборудование: дипломы, призы.
IV Рефлексия
Оборудование: плакат с маршрутом, стикеры в виде сердец.
Ход игры
І Вступительная часть
Я кожны міг імкнуся да цябе
Праз часу неабдымныя абсягі –
Усё жыццё – і ў шчасці і ў бядзе –
Мне не спатоліць той душэўнай прагі.
Радзімы край – куток святой зямлі,
Які заўсёды ёсць у кожным лёсе,
Дзе сэрцу любы цёплы пах раллі
І водар траў, што сохнуць у пакосе.
Ведущий читает отрывок из стихотворения современного могилевского поэта Алеся Казеко «Я кожны міг імкнуся да цябе…», приветствует участников квеста, предлагает детям принять участие в поисковой игре, напоминает о правилах игры (каждая команда получает свой маршрутный лист, на каждой станции игроки выполняют задание, получают за это баллы и фрагмент иллюстрации Наполеона Орды «Могилев» (Приложение 1), после чего следует выполнить ключевое задание – из фрагментов собрать целую иллюстрацию).
ІІ Основная часть
Станция «Могилев героический»
Приём “10 из 10”
Задание: ответить на вопросы в таблице.
(Переход на интерактивное задание по ссылке https://learningapps.org/view28645630 или отсканированному QR-коду).
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Напишите даты (годы) начала и окончания Великой Отечественной войны. |
22.06.1941 – 09.05.1945 |
2 |
Какие белорусские города носят звание город-герой? |
Минск |
3 |
Каким орденом награждён город Могилев? |
Орден Отечественной войны І степени |
4 |
Сколько дней продолжалась героическая оборона Могилева? |
23 дня |
5 |
Как называется поле, на котором 12.07.1941 года защитники города Могилева во время боя уничтожили 39 вражеских танков? |
Буйничское поле |
6 |
Назовите известного российского писателя – первого летописца обороны Могилева в июле 1941 г. |
К.Симонов |
7 |
Когда и в ходе какой операции был освобожден от немецко-фашистских захватчиков город Могилев? |
28 июня |
8 |
Назовите имя известной могилевской подпольщицы, учащейся средней школы № 1 г. Могилева. |
Таня Карпинская |
9 |
Назовите имя Маршала СССР, дважды Героя Советского Союза, который участвовал в боях за Могилев. |
И.Якубовский |
10 |
Когда Могилев празднует День города? |
28 июня |
Станция «Могилев литературный»
Приём “Филворд”
Задание: найти в филворде 10 фамилий могилевских писателей.
(Переход по ссылке https://learningapps.org/watch?v=prkq0wsrn23 или отсканированному QR-коду).
Ответы: Казеко, Кулешов, Пысин, Чигринов, Миус, Горецкий, Письменков, Карамазов, Габрусева, Стрельцов.
Станция «Могилев театральный»
Приём “Медиапутешествие”
Задание:
1. Просмотреть медиапутешествие “История нашего театра” (по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ORwWN6uqU7A или сканировать QR-код).
2. Выполнить тест (перейти по ссылке https://multiurok.ru/tests/1139941/ или сканировать QR-код
Станция «Магілёў старадаўні”
Прыём “Крыжаванка”
Заданне: разгадаць крыжаванку:
1. Як называецца майстар па вырабе драўляных бочак, дзежак?
2. Галоўны герой паэмы Янкі Купалы “Магіла льва”.
3. Адгадка на загадку “Летам шэры, зімой белы”.
4. Брат маці або бацькі.
5. Старажытнае земляробчае свята сялян, якое адзначаецца ў кастрычніку як свята заканчэння палявых работ.
6. Як у магілёўскіх гаворках называюць лася?
7. Гістарычная назва сучаснай вуліцы Першамайскай.
8. Адзенне з лёгкай тканіны на верхнюю частку цела (мужчынскае) або як ніжняя бялізна (жаночае).
9. Як называецца блін з грэцкай мукі?
10. Адно са старажытнаславянскіх плямён на тэрыторыі Беларусі.
11. Як называюць час загатоўкі сена?
12. Адна з раслін, адлюстраваная на беларускім Дзяржаўным гербе.
Адказы: 1. Бондар. 2. Машэка. 3. Заяц. 4. Дзядзька. 5. Пакровы. 6. Рагач. 7. Шклоўская. 8. Кашуля. 9. Грачанік. 10. Дрыгавічы. 11. Сенакос. 12. Канюшына.
Станция «Могилев культурный»
Приём “Лото”
Команды получают карточку с игровым полем, расчерченным на клетки. В каждой клетке обозначено понятие, событие, биографическая информация. Следует найти ответ на маленькой карточке и закрыть ею соответствующую клетку поля. Затем из выделенных букв слов-ответов следует составить кодовое слово.
1. Первый кинотеатр «Чары» открыт в Могилеве в 1909 г. Какой кинотеатр сейчас находится на его месте? |
2. Какой известный белорусский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР родился в Могилеве? |
3. Как называется международный молодёжный театральный форум, который ежегодно проводится в г. Могилеве? |
4. Как могилевчане называют жанровую скульптуру, расположенную на площади Звёзд? |
5. Какой уроженец Могилева, композитор, поэт, публицист, является автором музыки гимна г. Могилева? |
6. Именем какого уроженца Могилевщины, известного белорусского этнографа, фольклориста, археолога, назван Могилевский областной краеведческий музей в Могилеве? |
7. Какое животное считается символом Могилева? |
8. Как называется международный фестиваль анимационных фильмов, который ежегодно проводится в г. Могилеве? |
9. Как могилевчане называют фонтан, расположенный в сквере Гусаковского? |
Ответы: 1. «Чырвоная зорка»; 2. В. Туров; 3. «M.@rt.контакт»; 4. «Звездочёт»; 5. Н. Яцков; 6. Е. Романов; 7. Лев; 8. «Анимаёвка»; 9. Одуванчик.
Задание для составления кодового слова: Как называется проект центральной городской библиотеки г. Могилева, в рамках которого открываются оконные выставки? Буквы для составления кодового слова выделены в карточках-ответах.
Ответ: «Арт-окно».
Станция «Могилев спортивный»
Приём “Облако слов”
Задание: выберите из облака название баскетбольного клуба г. Могилева, используя предложенные подсказки (Приложение 2).
Подсказки:
1) Древние греки так называли реку Днепр, что означает «текущий с севера».
2) Первая часть слова состоит из полного мужского имени, вторая часть – электрический прибор для сушки волос нагретым воздухом.
Станция «Могилев гостеприимный»
Приём “Google в помощь”
Задание: прочитать информацию об известном человеке, посетившем в своё время г. Могилев, и с помощью сети интернет найти и записать загаданную фамилию.
№ п/п |
Информация |
Ответ |
1 |
В годы Первой мировой войны на железнодорожной станции Могилев проходил службу в должности военного санитара известный русский поэт, автор стихотворений “Поёт зима – аукает”, “Отговорила роща золотая”, “Белая берёза”. |
|
2 |
Эта российская императрица, правившая с 1762 по 1796, посетила Могилев в 1780 г. и по легенде собственноручно посадила в Печерске деревце, на ветвь которого надела свое золотое кольцо. Позже, в поисках перстня, люди вырубили всю аллею, по которой прогуливалась императрица. |
|
3 |
В августе 1824 г. известный русский поэт, возвращаясь из Одессы в Михайловское, останавливался на одну ночь в Могилеве. Почтовая станция, на которую вечером 6 (19) августа 1824 года прибыл поэт, находилась на месте социально-гуманитарного колледжа на пл. Орджоникидзе. |
|
Ответы: 1. С.Есенин; 2. Екатерина ІІ; 3. А.С.Пушкин.
Станция «Могилев мемориальный»
Приём “Узнай памятник”
Задание: по фотографии узнать памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны, назвать его и определить месторасположение в городе Могилеве (Приложение 3). Объяснить, почему именно такая фотография находится в центре кроссенса.
Ответы:
1) Мемориальный комплекс “Детям войны” на ул. Лазаренко.
2) Мемориальный комплекс на месте Луполовского лагеря смерти по проспекту Шмидта.
3) Буйничское поле.
4) Мемориальный камень “В память о евреях Могилева – жертвах нацизма”.
5) Памятник-танк Т-34 (Символ победы. Памятник освободителям Могилева).
6) Мемориал “Землянка”.
7) Аллея героев.
8) Памятник генерал-майору И.С.Лазаренко.
9) Памятный знак в честь 40-летия Победы.
Станция «Могилев архитектурный»
Приём “Реклама”
Задания.
1) Просмотреть медиапутешествие “Прикасаясь к сохранённому наследию. История и современность Могилевского областного художественного музея им. П.В.Масленикова” (по ссылке https://youtu.be/8x7DNHtuCGQ или отсканировать QR-код).
2) Составить рекламу Могилевского областного художественного музея им. П.В.Масленикова, в которой приводятся доводы о необходимости посещения музея.
Станция «Могилев речной»
Приёмы “Верю – не верю”, “Ребус”
Задание: прочитайте и дополните утверждения, разгадав ребусы. Отметьте знаком “+” утверждения, с которыми согласны, знаком “–” – с которыми не согласны.
№ п/п |
Утверждение |
Верю |
Не верю |
1 |
Древние славяне называли реку Днепр, что означало “славнотекущий”. |
|
|
2 |
В пределах Могилева в Днепр впадает четыре притока: Вязьма, Осьма, Дубровенка, Дебря. |
|
|
3 |
|
|
|
4 |
С Площади Славы открывается вид на реку. |
|
|
5 |
|
|
|
6 |
В г. Могилеве есть ул. Дебрянский спуск, получившая своё название от названия реки. |
|
|
Ответы: 1. Да, Славутич; 2. Нет; 3. Да, Дубровенка; 4. Нет, Друть; 5. Нет, Днепр; 6. Да, Дебря.
III Заключительная часть
Подведение итогов проходит после прохождения маршрута и выполнения ключевого задания всеми командами. Команды сдают листы учета выполнения заданий. Подсчитываются баллы и определяется победитель. Вручаются дипломы и призы.
IV Рефлексия
Всем участникам предлагается еще раз подойти к плакату с записями точек маршрута и прикрепить красное сердечко напротив тех станций, задания которых особенно понравились, и желтое – напротив тех, задания которых вызвали затруднения.
Список использованных источников
- Барысенка, М.С. Магілёўшчына – мой любы Прыдняпроўскі край : Зборнік экскурсій у 2-х частках / М.С. Барысенка. – УПКП “Магілёўская аблдрукарня імя Спірыдона Собаля”, 2004.
- Борисенко, Н.С. Наш край Могилевский / Николай Борисенко. – Могилев: Информ. Агентство «Могилевские ведомости», 2016. – 744 с.
- Казека, А.М. Песня роднай зямлі : вершы, паэмы і паэтычныя апавяданні/ Алесь Казека.– Мінск : Мастацкая літаратура, 2020. – 126 с.
Приложение 1
Могилев, Днепр. Наполеон Орда, 1877
Приложение 2
Приложение 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |