Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
Анна БОТВИН,
учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
ГУО «Детский сад № 6 г.Волковыска»,
Гродненская область
Тема: дифференциация предлогов «на», «под».
Задачи:
– формировать умение дифференцировать предлоги «на», «под»;
– развивать умение составлять словосочетания и предложения с предлогами «на», «под»;
– развивать умение составлять схемы предложений с предлогами «на», «под».
Материал и оборудование: дидактический материал пособия «Человечки-предлоги» (человечек НА, человечек Под); схемы предлогов «на», «под»; игрушечные предметы пособия (стул, стол, скамейка, шкаф, котёнок); сюжетные картинки, карточки для составления схем предложений; мячи-фитболы; музыкальная колонка, весёлые и грустные смайлики по количеству детей.
Ход занятия
1 Организационный момент
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте произнесём волшебные слова, чтобы начать занятие:
Глазки вверх, глазки вниз,
Руки вверх, руки вниз,
Вокруг себя повернись, улыбнись
И занятие, начнись!
(Учитель совместно с детьми читает стихотворение-приветствие. Слова сопровождаются соответствующими движениями).
2 Основная часть занятия
Игровое упражнение «Встреча с человечками»
К нам в гости сегодня пришли маленькие человечки (учитель-дефектолог демонстрирует человечков На и Под).
Давайте вспомним, как их зовут? (На и Под).
Когда, мы говорим маленькое слово «на»? Когда говорим маленькое слово «под»? (Ответы детей).
Покажите, какая схема обозначает маленькое слово «на», какая «под»? (Демонстрируются схемы предлогов «на» и «под»)
Маленькие человечки хотят с вами поиграть. Посмотрите и скажите: «Где человечек». (Учитель демонстрирует действия с «человечками»: человечек на стуле, человечек под стулом…, дети составляют словосочетания)
Игра «Внимательные ушки»
Человечки предлагают поиграть в игру «Внимательные ушки».
Когда услышите слово «на», хлопните в ладоши вверху, когда услышите слово «под», хлопните в ладоши внизу.
Игра «Посмотри и скажи»
У человечков есть котёнок, они взяли его с собой. Котёнок любит прыгать повсюду. Скажите: «Где сидит котёнок?», «Куда прыгнул котёнок?» и подберите нужную картинку. (Учитель-дефектолог демонстрирует действия с игрушкой котёнок и предметами пособия, задавая вопросы, дети подбирают картинку, соответствующую демонстрируемому действию и составляют предложение. Например: «Котёнок сидит на скамейке». Учитель обращает внимание на правильность употребления предлогов и окончаний существительных).
Физкультминутка «Весёлая зарядка»
Дети выполняют движения согласно тексту.
Вышел котик на карниз,
Посмотрел он вверх и вниз.
Стал наш котик на носочки,
Поточил он коготочки.
Вдруг увидел котик мяч,
Захотел с ним поиграть.
(Дети прыгают на фитболах под музыку)
Игра «Составь схему»
Человечки просят вас составить предложение по картинке и зашифровать его с помощью схемы. (Дети составляют предложение по сюжетной картинке и выкладывает схему предложения).
Игра «Подари картинки»
Наши человечки не могут поделить между собой фотографии с их любимцем. Скажите, где котик и подарите картинку человечку На или Под, располагая её на игровом поле.
3 Заключительная часть. Рефлексия
С какими маленькими человечками мы сегодня играли? Когда мы говорим маленькое слово «на»? (Ответы детей). Когда мы говорим маленькое слово «под»? (Ответы детей).
Человечки просят рассказать, в какую игру понравилось играть, при выполнении какого задания вы испытывали затруднения?
Выберите веселый смайлик, если вам понравилось занятие, грустный – если не понравилось и задания были очень трудными.
Человечки прощаются с вами и говорят до скорой встречи.