Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» для воспитанников средней группы.
Инна ПОЖАРКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
inulka68@mail.ru
Программные задачи:
– формировать представления о том, что происходит с птицами осенью;
– развивать умение распознавать и называть птиц, группировать по признаку «перелётные и зимующие», называть стадии роста и развития птиц;
– воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Материал и оборудование: аудиозапись птичьего пения, картинка с осенью, картинки разных птиц, солнышка и кормушки, картинки для составления кластеров и таймлайнов, ветка рябины, зерно и крошки хлеба для игры «Покорми птиц», игрушка воробей, контур карты Беларуси.
Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание фотографий и иллюстраций птиц, проведение подвижных и дидактических игр, чтение художественных произведений: М.Горького «Воробьишко», В.Жуковского «Птичка», А.Фета «Ласточки пропали», Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей», М.Пришвина «Ребята и утята» и др.
Ход занятия
Дети становятся в круг.
Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, небо и земля!
Здравствуй, солнце и трава! (Поднимают руки вверх и опускают вниз, машут кистями рук)
Здравствуйте, мои друзья! (Приветствуют руками друг друга)
К нам сегодня на занятие прилетел воробей. Он очень грустит, что его друзей птиц стало меньше и не слышны их голоса. Куда подевались птицы? (Ответы детей).
Да, ребята, многие птицы улетели в тёплые края. Но мы очень скучаем по ним, нам их очень не хватает. Поэтому сегодня вместе с воробьём мы отправимся в страну птиц, где вас ожидает много интересных встреч и заданий. За правильное выполнение заданий вы получите награды.
Дети получают за каждое задание картинки птиц, из которых в конце занятия создадут карту «Птицы Беларуси».
Ребята, давайте скажем волшебные слова: «Повернись, покружись, в мире птиц очутись…» и отправимся в мир птиц.
Звучит аудиозапись птичьих голосов.
Беседа о жизни птиц осенью и с наступлением зимы
Проводится у мольберта с изображениями осенних явлений в мире природы.
Воспитатель. Ребята, вот мы и в мире птиц. Скажите, почему же осенью мы реже слышим голоса птиц? (Ответы детей: холодает, исчезают насекомые, которыми питаются птицы).
Педагог рассказывает детям о том, что с наступлением зимы птиц становится меньше, потому что перелётные птицы улетели в тёплые края. Зимующим птицам тяжело находить себе корм, особенно когда выпадает снег. Поэтому для них нужно мастерить кормушки и насыпать туда корм. Ребята, давайте вспомним, какие птицы улетели, а какие остались. Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»
На столе лежат картинки птиц. Каждый ребёнок берёт картинку с птицей, называет её и говорит, она перелётная или зимующая. После этого они составляют два кластера: перелётные птицы «улетают» к солнцу, а зимующие – к кормушке.
Воспитатель. Ребята, давайте назовём птиц, которые прилетели к кормушке. Как они называются? (Ответы детей). А теперь назовите птиц, которые «улетели» к солнышку. Как они называются? (Ответы детей).
А почему не все птицы улетают? (Ответы детей: зимующие птицы питаются зёрнышками, крошками, они прилетают зимой к кормушке, с наступлением зимы у них появляются тёплые пуховые перья, которые защищают от холодов).
Воспитатель. Ребята, перелётные и зимующие птицы питаются разным кормом. Сегодня мы выясним, что едят аист и воробей.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
На столах разложены картинки аиста, воробья, зёрен и семян, лягушки и комара. Дети в парах составляют по два таймлайна пищевых цепей для аиста и воробья.
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы, нашли правильный корм! А скажите, пожалуйста, вы видели в последние дни аистов на улице? Нет? Может они улетели? Почему? (Ответы детей: аисты – перелётные птицы, улетели потому, что исчезли лягушки и насекомые, которыми они питаются).
Воспитатель. Ребята, а почему необходимо заботиться о птицах и кормить их зимой? (Ответы детей: с наступлением холодов и снегопадов птицам труднее добывать корм). Воробей просит вас помочь его друзьям, зимующим птицам, найти для них корм.
Дидактическая игра «Покорми птиц»
На столах стоят подносы, на которых дети находят корм: ягоды рябины, хлебные крошки и зерно, игрушки или макеты зимующих птиц: снегиря, воробья и синички. Каждый ребёнок выбирает корм для одной из птиц и угощает её, говоря при этом: «Я угощу воробья хлебными крошками». «А я угощу снегиря ягодами рябины» и т.д.
Воспитатель. Ребята, воробей благодарит вас за помощь его друзьям и предлагает немного отдохнуть.
Физкультминутка «Птицы полетели…»
Птицы полетели, крыльями махали. (Лёгкий бег по кругу со взмахами
рук, имитируя полёт птиц).
На деревья все присели, тихо отдыхали.(Приседают на корточки).
Сели, посидели, снова полетели. (Повторяется 2 раза).
Воспитатель. Ребята, вы немного отдохнули, и мы продолжаем наше путешествие по миру птиц.
Воспитатель подводит детей к оному из столов, на котором лежит пластмассовое птичье яйцо.
Игровой момент «Чьё яйцо?»
Воспитатель. Ребята, что это? Как вы думаете, кто потерял это яйцо? (Ответы детей: это яйцо, потеряла птица, высказывают предположение, какая из птиц могла его потерять). Как это яйцо связано с птицами?(Ответы детей: птицы появляются из яиц, птицы несут яйца)
На столе разложены картинки: яйцо; птенец, появляющийся из лопнувшего яйца; молодой птенец; взрослая птица. Дети в парах составляют таймлайн «Как появляются птицы?»
Воспитатель. Ребята, скажите, как же появляются птицы? (Ответы детей: яйцо – птенец – взрослая птица).А что же появляется сначала, яйцо или птица?(Доводы и аргументы детей). Знаете, ребята, вопрос о том, что появилось раньше, яйцо или птица, очень сложный. Есть такие вопросы, на которые люди до сих пор не могут ответить. Это как раз такой вопрос. А вы большие молодцы, что попробовали на него ответить. Все ваши рассуждения правильные, спасибо вам большое за ваше мнение!
А мы следуем дальше. И воробей предлагает нам ещё немного поиграть.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором расположены изображения трех групп птиц. Дети находят лишнюю птицу в предложенных группах.
Например:
Скворец – соловей – лебедь
Серый гусь – утка – ласточка
Журавль – аист –кукушка
(Ответы детей: например, лишний лебедь, он умеет не только летать, но и плавать. Он больше по размерам, чем скворец и соловей. Скворец и соловей красивее поют, чем лебедь и т. д.).
Воспитатель: Вот и побывали мы с нашим воробышком в мире птиц, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Не забудьте забрать с собой картинки, которые вы получили за выполнение заданий. Давайте произнесём волшебные слова: «Повернись, покружись, в детском саду очутись…».
Ребята, вам понравилось в мире птиц? Наш воробей уже не грустит, потому что увидел много своих друзей! Расскажите воробышку, что вы узнали в мире птиц? (Ответы детей). Какую награду вы получили за выполнение заданий? Где живут все птицы, изображённые на картинках? (Ответы детей: в нашей стране, в Беларуси). На память о нашем путешествии давайте создадим карту «Птицы Беларуси». (Дети располагают картинки птиц на контуре карты).