Интерактивная игра «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста на тему «Транспорт»»

- 16:18КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале представлена интерактивная игра на платформе LearningApps.org по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста на тему «Транспорт».

 

Диана КРАВЦОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 33 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Цель: использовать на коррекционно-развивающих занятиях интерактивную программу LearningApps.org для успешного формирования грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы состоит в том, что у детей с ОНР (III уровень речевого развития) нарушения морфологической системы языка проявляются в неправильном употреблении: окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных; падежных и родовых окончаний количественных числительных; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Таким образом, грамматический строй речи у детей с ОНР (III уровень речевого развития) характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами.

Особенностями развития детей с такими нарушениями является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества занятий по формированию грамматического строя речи.

Использование интерактивной программы LearningApps.org дает возможность повысить мотивацию детей с ОНР к занятиям; обеспечить наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала; активизировать познавательную деятельность детей с ОНР (III уровень речевого развития); осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку; обеспечивать психологический комфорт на занятиях; формировать и развивать звукопроизношение, фонематический анализ и синтез, просодику, лексико-грамматический строй и связную речь. А также позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у детей. Они намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционно-развивающем обучении.

 

1 Упражнение «Чей силуэт?»

Ссылка: https://learningapps.org/30044844.

Цель упражнения: развивать умение подбирать глаголы к существительным.

Ход упражнения

1 Соедините в пары предметы с их силуэтами и назовите. (Машина, автобус, самолёт, вертолёт, лодка, теплоход.)
2 Назовите предметы общим названием. (Транспорт.)
3 Подберите действия. (Машина (что делает?) – … (едет, сигналит, стоит и др.); самолёт (что делает?) – … (летит, кружится, мчится и др.); лодка (что делает?) – … (плывёт, качается, стоит и др.))

 

2 Упражнение «Один – много»

Ссылка: https://learningapps.org/30044844.

Цель упражнения: развивать умение образовывать существительные множественного числа

Ход упражнения

Рассмотрите изображения видов транспорта и поместите влево изображения, про которые мы говорим «один», а вправо, про которые мы говорим «много». (Один автобус – много автобусов, одна машина – много машин, один самолёт – много самолётов, один вертолёт – много вертолётов, одна лодка – много лодок, один теплоход – много теплоходов.)

 

3 Упражнение «Посчитай-ка»

Ссылка: https://learningapps.org/30044844

Цель упражнения: развивать умение согласовывать существительные с числительными.

Ход упражнения

1 Объедините в пары транспорт одного вида и посчитайте. (Один теплоход, пять теплоходов; одна лодка, четыре лодки; одна машина, две машины; один автобус, три автобуса; один самолёт, три самолёта; один вертолёт, четыре вертолёта.)
2 Нажимайте на карточки и запоминайте, где находятся изображение.

 

4 Упражнение «Назови ласково»

Ссылка: https://learningapps.org/30044844.

Цель упражнения: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Ход упражнения:

1 Соедините в пары транспорт одного вида.
2 Назовите ласково виды транспорта (Машина– машинка, автобус– автобусик, самолёт – самолётик, вертолёт – вертолётик, лодка – лодочка, теплоход – теплоходик.)

 

5 Упражнение «Виды транспорта»

Ссылка: https://learningapps.org/30044844

Цель упражнения: развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

Ход упражнения:

1 Назовите, каким бывает транспорт по среде передвижения. (Если плавает по воде – … (водный транспорт); если летает по воздуху – … (воздушный транспорт); если ездит по земле – … (наземный транспорт)).
2 Определите вид транспорта и поставьте галочку на соответствующее изображение. (Машина, автобус– наземный транспорт; лодка, теплоход– водный транспорт; самолёт, вертолёт – воздушный транспорт.)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий